В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование.
Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.
Инвестиционное проектирование — это разработка комплексной стратегии финансирования бизнес-подразделения или предприятия в целом. Основой инвестиционного проектирования является детальный анализ рынка, прогноза производства и сбыта, а также структуры капитала.
ОАО «Курская фабрика технических тканей» реализует инвестиционный проект по производству текстильных материалов. Главным достоинством данного проекта является внедрение европейской технологии по нанесению ПВХ на ткань. Производство высококачественной продукции позволит выйти предприятию на уровень международной конкуренции.
Затраты на выпуск продукции делятся на переменные и постоянные. Их величина составит в 2015 г. 2973720 рубля.
Для определения объема реализации производимой продукции в 2015 году, используем метод экспертных оценок, а именно метод «Дельфи». Метод «Дельфи» основывается на принципах выявления коллективного мнения экспертов о параметрах и перспективах развития объекта, где в основе лежит гипотеза о наличии у экспертов умения с достаточной степенью верности оценить важность и значение исследуемой проблемы.
В подготовке решения участвовало восемь экспертов. Координатором экспертизы был сделан доклад об объемах реализации аналогичного продукта фирмами-конкурентами, а также о ценах на данный товар. Опрос проводился в три тура. Общие результаты экспертизы по турам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общие результаты экспертизы по турам
Тур |
Интервал |
Средняя оценка в туре, тыс.м2 |
Коэффициент вариации, % |
1 |
141,5–250,5 |
177,75 |
36,54 |
2 |
152–248 |
196,75 |
33,2 |
3 |
158,25–234,75 |
189,125 |
23,77 |
В результате применения метода Дельфи эксперты определили, что объем реализации банерной ткани в 2015 году составит 189,125 тыс. м2.
Также было определено изменение объема реализации продукции по отношению к предыдущему году в процентном соотношении. Был получен результат, что объемы реализации ткани будут увеличиваться, но незначительно, на 2,25 %. Исходя из планируемых объемов продаж данного вида продукции, рассчитаем переменные издержки на ткань.
Таблица 2
Объем выпуска продукции по годам и соответствующие переменные издержки
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Объем реализации, тыс. м2 |
189,125 |
193,381 |
197,731 |
202,181 |
206,729 |
Переменные издержки, тыс. руб. |
8501,169 |
8692,476 |
8888,008 |
9088,036 |
9292,469 |
После того, как разработан инвестиционный проект, необходимо понять, насколько он эффективен и выгоден. Из расчетов видно, что срок окупаемости составляет чуть более 1,5 лет, что характеризует проект с положительной стороны. При нахождении чистой приведенной стоимости был использован коэффициент дисконтирования, равный 20 %, который численно равен процентной ставке по предпринимательским кредитам Центрального Банка РФ в настоящее время. Чистая приведенная стоимость положительная, что говорит о том, что проект следует принять к исполнению.
Проведем анализ чувствительности инвестиционного проекта. Цель анализа чувствительности состоит в сравнительном анализе влияния различных факторов инвестиционного проекта на ключевой показатель эффективности проекта, например, внутреннюю норму прибыльности.
Таблица 3
Результаты анализа чувствительности инвестиционного проекта
Показатель |
Изменение исходного параметра |
|
||||||
+5 % |
+10 % |
-5 % |
-10 % |
|
||||
NPV (базовое значение 4453,99 тыс.руб.) |
|
|||||||
Величина первоначальных инвестиций |
4228,997 |
4003,997 |
4678,997 |
4903,997 |
|
|||
Стоимость закупаемого сырья |
2423,365 |
1368,107 |
4533,88 |
5589,138 |
|
|||
Цена продукции |
6332,05 |
8210,15 |
2572,749 |
697,7486 |
|
|||
PI (базовое значение 1,9897) |
|
|||||||
Величина первоначальных инвестиций |
2,117 |
2,236 |
1,914 |
1,826 |
||||
Стоимость закупаемого сырья |
1,5385 |
1,304 |
2,007 |
2,242 |
||||
Цена продукции |
2,407 |
2,824 |
1,572 |
1,155 |
||||
Приведенные в таблице 3 результаты расчетов показывают, что эффективность проекта с увеличением цены на продукцию возрастает, увеличивается приведенная стоимость и индекс доходности. При изменении первоначальных инвестиций эффективность проекта изменяется незначительно. Также из расчетов видно, что увеличение стоимости на закупаемое сырье значительно изменяет эффективность инвестиционного проекта, уменьшение же данной стоимости влияет незначительно.
Расчеты показывают, что незначительные отклонения в исходящих параметрах влияют на эффективность проекта, но незначительно. Для поддержания высокой эффективности инвестиционного проекта необходимо постоянно следить за состоянием на рынке и корректировать свою деятельность. Это является главным залогом высокой конкурентоспособности и выживания на рынке. Данный инвестиционный проект является эффективным и может быть рекомендован для внедрения на предприятие.
Литература:
1. Петрищева И. В. Компаративный анализ состояния малого и крупного бизнеса в Курской области: основные тенденции //Микроэкономика. 2009. Т. 7. С. 238–245.
2. Петрищева И. В. Субконтрактация как форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса в России: проблемы и перспективы развития //Молодой ученый. 2009. № 5. С. 69–73.
3. Силуянова М. В., Анисимов А. Ю. Методы технологической подготовки производства сложнофасонных деталей с применением функционально-стоимостного анализа //Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2011. Т. 7. № 2. С. 43–47.
4. Симоненко Е. С., Кононов А. А. Сущность и возможный отраслевой состав многоотраслевых комплексов региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7–2. С. 117–120.
5. Согачева О. В. Совершенствование управления региональной социальной инфраструктурой // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Курск, 2009. 24 с.
6. Согачева О. В., Симоненко Е. С. Использование маркетинговых коммуникаций и PR-менеджмента в современных социально-экономических условиях как инструмента оценки конкурентоспособности организации: практический аспект//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 164–170.