Образовательная область "Основы безопасности жизнедеятельности" создавалась на основе накопленного в стране опыта по обеспечению безопасности человека в повседневной жизни, а также с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности. Анализ методической литературы показал, что предмет "Безопасность жизнедеятельности" прежде всего, призван отражать насущные проблемы человечества. В условиях, когда возможности отдельного человека и общества в целом весьма ограничены, вероятность гибели сообществ людей и отдельно взятого человека становиться крайне велика, что порождает возрастающую необходимость изучения этого предмета [5, 7].
Следует отметить, что знания в области безопасности жизнедеятельности предполагают взаимосвязь с другими школьными курсами. Именно межпредметные связи К.Д. Ушинский считал важнейшими в формировании целостных системных знаний. В современной педагогике вопрос междисциплинарных связей весьма активно стал разрабатываться с 60-х годов XX века. В этот период становится очевидным ограниченные возможности формирования целостного представления о мире при изолированном изучении отдельных предметов [и др.].
Благодаря выявлению взаимосвязей дисциплин изучаемых в школе, возможно обеспечить интеграцию знаний отдельных аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс. Для обнаружения междисциплинарных связей, прежде всего, обратимся непосредственно к дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».
Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам основного (общего) полного образования соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей.
Согласно ФГОС ОО второго поколения общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
- повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся [8].
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч). При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю).
Понятийная база и содержание курса ОБЖ определяются положениями Федеральных Законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Обратим внимание на то, что понятие «межпредметность» требует некоторого уточнения. Под межпредметностью подразумевается учебно-познавательная деятельность, ориентированая на обобщение знаний, накопленных в различных учебно-научных дисциплинах. Таким образом, явления и факты, входящие в содержание отдельного учебного предмета, множеством связей, идей объединяются с другими науками. Это позволяет достичь того, что дисциплины учебного плана не занимают изолированного положения. Формируется представление о том, что все учебные предметы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Складывается целостная система, в которой каждая наука является необходимым компонентом. Именно поэтому, крайне важно провести анализ межпредметных связей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин. На рисунке 1 представлены взаимосвязи между основными содержательными линиями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и смежными учебными дисциплинами.
Основные содержательные линии курса «ОБЖ» |
Основы здорового образа жизни |
Безопасность в бытовой (городской) среде |
Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре |
Безопасность в природной среде |
Безопасность в социальной среде |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях |
Государственная система обеспечения безопасности населения |
Военно-патриотическое воспитание |
Смежные учебные дисциплины |
Физическая культура |
Технология |
Биология |
География |
Физика |
Химия |
Информатика
|
История |
Обществознание
|
Литература
|
Изобразительное искусство
|
Рисунок 1. Межпредметные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Условные обозначения: ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, целью образования становится не только накопление знаний (в виде фактов, понятий, закономерностей и т.д.), отдельных умений, а формирование способности видеть картину мира в целом. Расширяется круг средств решения значимых для личности проблем, формируются универсальные способы деятельности.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
2. ФГОС поколения. Основы безопасности жизнедеятельности, электронный ресурс – http:// standart.edu.ru
3. Шаталов, М.А. Межпредметные связи в формировании системных знаний / М.А.Шаталов // Химия в школе. - 1997. - № 5. - С. 26.
4. Костецкая, Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2012. Т.2 №148
5. Соломин, В.П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании// Вестник Томского педагогического университета. 2011. №4 (106). С.124-128
6. Вилейто, Т.В., Нормантович Н.Д. О формировании основ экологической культуры в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»/Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: сборник материалов Х Межвузовской студенческой научно-практической конференции: 12 апреля 2011 года. Санкт-Петербург - СПб: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена. 2011. – 183с.
7. Ребко, Э.М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах [Текст] / Э.М.Ребко // Молодой ученый. – 2014. - №3. – с.105-109.
8. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасностиРебко Э.М. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013.№ 162. С. 156-162.