Современная законодательная база в области образования со всей остротой обращает внимание на важность проблемы формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Так в статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
В пункте 9.5 раздела II Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413 подчеркивается, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.
В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных учреждений говориться о том, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Безусловно, культура безопасности жизнедеятельности человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом. Она появляется как новое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественнонаучную, философскую, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую и другие аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В современной научной литературе, описывая структуру культуры безопасности жизнедеятельности выделяют следующие основные блоки:
- когнитивный,
- аксиологический,
- деятельностный.
Объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека обеспечивает когнитивный блок. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях, о социальном идеале; интерпретация антропогенной деятельности и возможном варианте её критической оценки; состояний тех или иных социальных действий; формировании качеств культурной личности в области безопасности жизнедеятельности является функциями аксиологического блока. Деятельностный блок обеспечивает интеграцию мировоззрения и сознания на практике активной позиции соблюдения правил безопасности жизнедеятельности в повседневности.
Для поиска наиболее эффективных путей развития культуры безопасности жизнедеятельности школьников представляется важным выделить некоторые первичные элементы, из которых складывается культура безопасности жизнедеятельности, то есть её базисные элементы.
Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения. Основываясь на этом, отметим, что культура безопасности жизнедеятельности включает.
- вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды;
- умения и навыки безопасного поведения; знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях,
- совокупность экологических и природоохранных представлений, являющихся основой снижения рисков жизнедеятельности людей.
Существенным фактором в обеспечении безопасности жизнедеятельности является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.
Немалую роль в этом процессе играют качества человека. Под ними понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [63]. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. составляющие, входящие в структуру личности человека.
Таким образом, обобщая взгляды ученых на структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека, её следует рассматривать как единство личностного (ценности, мотивы, личностные качества) и деятельностного (знания, умения, навыки, опыт) компонентов (рис. 1).
Рисунок 1. Структура культуры безопасности жизнедеятельности
Как видно на рисунке 1, деятельностный компонент культуры безопасности жизнедеятельности включает такие обязательные элементы как знания, умения, навыки, а также опыт их практического использования в различных видах деятельности. Содержание воспитания культуры безопасности, воплощенной в личности, включает мотивы, ценностные ориентации и личностные качества.
Безопасность отдельного человека, общества и природы неразрывно взаимосвязаны. Исходная предпосылка безопасности – личностные качества человека: смелость, ответственность и пр. Один из основных факторов безопасности – деятельность самого человека на основе знаний о безопасности и подготовки снаряжения, оборудования, подручных средств. Грамотный человек, понимает, что основную часть вредных и опасных факторов можно предупредить или преодолеть без потерь или с наименьшими потерями как для здоровья и окружающей среды, так и для материальной составляющей. К случайным травмам, ущербу, потерям, которые предупредить и избежать практически невозможно, следует относиться как к одному из неизбежных моментов жизни человека. В целом, формирование культуры безопасности всех сфер деятельности становится гарантом готовности каждого отдельного человека к безопасной жизнедеятельности, что в свою очередь является предпосылкой личного счастья и социального прогресса нашей страны и мира в целом.
Завершая аналитическое рассмотрение составляющих культуры безопасности жизнедеятельности, отобразим графически существующие взаимосвязи между её структурными единицами (рис. 2).
Рисунок 2. Структурные взаимосвязи культуры безопасности жизнедеятельности
Понимание структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности и их взаимосвязей дает возможность разрабатывать наиболее эффективные методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников. Таким образом повышая уровень знаний и умений, развивая личностные качества учащихся основываясь на опыте деятельности в реальных условиях, следует помнить, что ядром культуры безопасности жизнедеятельности являются ценности.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.
3. Дурнев, Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности / Дурнев Р.А. // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России, вып.23,24 - 2005
4. Молодцова, Е.Ю. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению/ Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал) Выпуск № 5 / 2012 (http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-bezopasnost-osnovnye-predstavleniya-i-podhody-k-obucheniyu)
5. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования / Станкевич П.В. Санкт-Петербург, 2006. – 163 c.
6. Шаталов, М.А. Об уроках взаимообучения и взаимоконтроля /М.А.Шаталов // Химия в школе. - 2002. - № 8. - С. 32.