Важным условием оптимизации учебно-воспитательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися, которую он получает в результате проведения контроля учебно-познавательной деятельности. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, успехов в учебной деятельности, пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, а также внесение необходимых изменений в процесс обучения для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний учащихся во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учебе, домашней, классной и внеклассной работе, а также сформированность таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, самоконтроль, самооценка.
Систематический контроль знаний и умений учащихся является важной составной частью процесса обучения. При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) контролю подлежит усвоение понятий, законов, фактов, связей между ними. Особое внимание должно уделяться контролю за выработкой практических умений и навыков безопасного поведения на дорогах; оказанию первой медицинской помощи при отравлениях, массовых поражениях, кровотечениях, растяжениях, обморожениях, тепловом и солнечном ударах; правилам пользования индивидуальными средствами защиты; формированием антитеррористического поведения; правильных действий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Контроль эффективен в том случае, когда его методы адекватны конкретному содержанию темы, а также умениям, которые необходимо сформировать. Если требуется проверить, умеют ли учащиеся оказывать первую медицинскую помощь при обморожении, кровотечении, целесообразно требовать, чтобы они это проделали на муляже, показали на однокласснике, а не только рассказывали устно. Если необходимо выяснить, знают ли учащиеся правила дорожного движения, техники безопасности, их не просто надо спрашивать об этом, а предлагать описать свои действия в какой-то конкретной ситуации.
На различных этапах процесса обучения основам безопасности жизнедеятельности используют разнообразные виды контроля знаний, умений и навыков, а именно: предварительный, текущий, рубежный, итоговый, которые реализуются с помощью методов, соответствующих устной, письменной, экспериментальной, компьютерной формам проверки. По способу организации контроля знаний выделяют индивидуальный, дифференцированный, групповой, фронтальный. Учитель должен четко знать, какой материал он собирается проверить и, исходя из этого, задавать вопрос. Например, он может предложить учащимся рассказать об опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, чтобы проверить знания о правилах поведения в ситуациях криминогенного характера, конкретизировать теоретические знания, отработать практические умения и навыки, применительно к изучаемой теме. При ответе на вопрос о правилах поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, используется мыслительный прием обобщения, сравнения, актуализируются ранее приобретенные знания.
Осуществляя разнообразные виды контроля знаний по основам безопасности жизнедеятельности можно применять задания традиционного и тестового типа. Традиционная форма задания произвольна, она позволяет проверить широкий спектр знаний учащихся, выявить понимание ими важнейших закономерностей, провести операции сравнения, выявить общность и различие в явлениях разного порядка. Однако все большее внимание на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится тестовым заданиям. От других способов контроля и оценки результатов учебного процесса тесты отличаются большой точностью и доступностью для измерения разнообразными методами. Но это возможно только в тех случаях, когда тесты построены методологически и методически правильно, что на практике встречается далеко не всегда. Тесты, как измерительный инструмент, используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основаны на теоретических положениях и подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями.
Терминология дидактического тестирования включает множество терминов, характеризующих разные подходы, типологизации видов тестов. В педагогической энциклопедии дается следующее определение понятию «тесты» - (англ, test - испытание, проба), стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков; один из основных методов психологический диагностики [4]. Различные формы и виды тестовых заданий позволяют широко использовать их в организации учебного процесса по ОБЖ в качестве одного из основных инструментов контроля знаний. Тестовые задания в силу своей универсальности и удобства применения могут использоваться практически во всех видах контроля: текущем, рубежном, итоговом. Достаточно большая вариативность форм, типов тестов позволяют разрабатывать их для проверки разнообразного учебного материала и реализовывать среди учащихся разного уровня подготовленности. Вместе с тем, учителю следует помнить, что тестовые задания необходимо периодически обновлять и проверять адекватность содержания задачам обучения, по необходимости проводя корректировку и дополнение в соответствии с современными требованиями и уменьшения степени угадывания ответов учащимися. При разработке тестов по основам безопасности жизнедеятельности очень важно отдавать предпочтение ситуационным заданиям, требующим от учащихся анализа конкретных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального характера.
Для грамотного составления теста необходима определенная последовательность его разработки, а именно: определение целей тестирования; анализ содержания учебной дисциплины (курса, раздела, темы); составление плана и спецификации теста; разработка заданий в тестовой форме; составление инструкций для учащихся и преподавателей, проводящих тестирование; сбор эмпирических данных; статистическая обработка и интерпретация результатов тестирования. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. Также целесообразно составлять вопросы и упражнения, позволяющие проверить умения учащихся применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить кто из учащихся не овладел программным материалом по основам безопасности жизнедеятельности; овладел им на минимальном уровне; полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
В рамках экспериментального исследования нами был проведен констатирующий эксперимент по теме выпускной квалификационной работы с целью изучения отношения учителей и учащихся к проведению тестового контроля знаний. На основе анализа проведенного анкетирования, в котором приняли участие 29 учителей по основам безопасности жизнедеятельности, мы сделали следующие выводы: все учителя, принимающие участие в анкетировании считают, что тестовый контроль является необходимым видом контроля знаний учащихся по ОБЖ, наряду с другими видами контроля; 70% преподавателей самостоятельно разрабатывают тесты; 50% учителей используют метод тестового контроля для проверки знаний на этапе текущего и итогового контроля; 50% опрошенных применяют тесты и для предварительной оценки знаний; практически все преподаватели видят различные недостатки в использовании тестовых заданий на уроках ОБЖ и убеждены в том, что тестовый контроль не может являться основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
Анкетирование учащихся седьмых классов проводилось на базе средней общеобразовательной школы №102 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Проанализировав ответы 67 учащихся мы сделали следующие выводы: 70% считают, что тестовый контроль необходимо использовать в курсе изучения «ОБЖ»; 60% опрошенных интересно отвечать на вопросы, представленные в тестовой форме; 65% предпочли бы выполнять тестовые задания на компьютере; 30% выбрали бы выполнение тестов в письменном виде и 15% хотели устно отвечать на вопросы учителя. На вопрос: «Какие сложности возникают у Вас при работе с тестам?» ответы в были идентичны, основные из них: «Часто непонятен сам вопрос, его формулировка», «Дается мало времени на выполнение теста», «Недостаток знаний по предмету». Проведя анализ литературы, изучив требования к тестам, проанализировав результаты анкетирования, мы самостоятельно разработали тестовые задания по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера» для учащихся 7 классов. Нашу работу по созданию тестов можно разделить на четыре этапа:
1) Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, его спецификация. Для этих целей мы выделили темы раздела, включаемые в тест, и определили относительное количество заданий, которым должна быть представлена каждая тема раздела.
2) Разработка заданий в тестовой форме по всему разделу, объединение их в тематические группы, комплектование теста (задания, входящие в тест, подбирались таким образом, чтобы они позволили проверить определения, факты, сопоставление объектов, классификации, причинно-следственные отношения).
3) Проведение теста по сценарию, разработанному педагогом А.Н. Майоровым [3].
4) Обработка ответов и анализ результатов тестирования, корректировка тестовых заданий. Мы использовали распространенный среди учителей способ оценки, заключающийся в том, что за правильно выполненное задание испытуемому дается один балл, а за неправильно выполненное — ноль. Суммирование всех баллов за задания определяет тестовую оценку испытуемого, показывающую степень овладения учебным материалом.
Таким образом, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Тестирование выступает как в качестве средства развития и регуляции познавательной деятельности, так и в качестве проверки конечного результата, реализуя тем самым две основные функции контроля – обучающую и собственно контролирующую. Использование широкомасштабного тестирования при проведении единого государственного экзамена, в процедуре аттестации образовательных учреждений говорит о том, что тестирование учащихся становится основной формой контроля знаний, умений и навыков учащихся в российской школе, а работа над созданием тестов одновременно является неким моделированием государственного образовательного стандарта при процедуре аттестации и диагностики качества знаний учащихся.
Литература:
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов педагогических вузов. – М.: АДЕПТ, 1998.
2. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: Учебное пособие. – М.: Логос, Университетская книга, 2007.
3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр, 2002.
4. Педагогическая энциклопедия. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php