Статья о речевом развитии младших школьников, проблемах формирования культуры речи в начальных классах. А также раскрыты основы написания сочинений в начальной школе.
Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники, русский язык в начальной школе, сочинения школьников.
Развитие речи — одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.
Развивать речь детей — значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей.
Прошло то время, когда развитие речи было всего лишь одним из направлений работы на уроках русского языка. Сейчас это ведущий принцип обучения.
В связи с этим хочется остановиться на подготовке к сочинению. Сочинение — творческая работа. Ребёнок обязательно должен жить в творчестве. «Без этого,- писал В. А. Сухомлинский, — он как засушенный цветок» [1, стр. 67].
Сочинение — это первые попытки ребёнка выразить окружающие его мир во внутреннем его отображении, высказывать своё отношение к каким-либо проблемам.
Работа по развитию речи требует разнообразных методов, приёмов и средств, так как в процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи, а также это зависит и от жанра сочинений.
Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения. Чаще всего в начальных классах сочинения — это работы смешанные.
Тематика определяет содержание сочинения. Выделены две основные группы тем: репродуктивная и творческая.
Первая группа раскрывает какой-то отдельный факт, связанный с опытом детей или отдельным учебным предметом.
Вторая группа — творческая, формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей.
«Осень в лесу» — полная свобода выбора жанра, или «Сказка о ветре, который путешествует по свету», «Путешествие снежинки». Тема сочинения может быть в виде вопроса: «Зачем людям речь?», «Почему растут деревья?», «Зачем нам игрушки?». Темы, раскрывая которые нужно сравнивать: «Число и цифра», «Предложение и слово». Темы, в которых встречаются противоречия: «Игра — хорошо и плохо», «Смех — хорошо и плохо».
Особое значение для формирования личности ребёнка имеют темы, требующие высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений: «Что такое доброта?», «Зачем людям сказка?», «Мир вокруг меня».
Но вместе с темами, пробуждающими воображение, соседствуют и другие: «Слон», «Кровеносная система человека», «Что я знаю об имени существительном?». Здесь доминирующая роль принадлежит логическому мышлению, воссоздающему воображению, памяти.
Очень любят дети писать сочинения, применяя материал, изучаемый в данный момент на уроках русского языка. Например, необходимо написать сочинение по теме: «Как я пеку блины» или «Уборка своей комнаты», используя как можно больше глаголов неопределённой формы.
Одинаково положительный результат при работе над сочинением могут показать как работы без предварительной подготовки, так и с принятой подготовкой, при условии правильно выбранных методов и приёмов, обеспечивающих успешность творческих работ.
Работа над сочинением у моих учеников проходит в течение недели. В первый день дети пишут свои мысли в черновиках. После этого тетради сдают. На уроке, если у ребёнка возникнут вопросы о правописании каких-либо слов, не терзаю его требованием припомнить правило, а скажу правильный ответ, не отвлекая его от творческого процесса, так как в такие минуты у ребёнка «мысль просится в слова».
Следующие два дня ученики имеют возможность по несколько минут на уроке русского языка или литературного чтения вновь прочитать свои сочинения, увидеть свои стилистические или орфографические ошибки. На данном этапе можно работать со словарём. Применение словарей приучает к культуре умственного труда, оказывает пользу в формировании орфографической зоркости.
В литературном творчестве особенно важно, чтобы у ребёнка не было страха перед исправлениями. Необходимо показать, как надо аккуратно исправить любые ошибки.
«Ребёнок научится составлять сочинения только в том случае, если каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае», — писал В. А. Сухомлинский.
И лишь потом отредактированные работы переписываются и сдаются. Сначала сочинения проверяю я. При проверке за удачно написанное предложение, выражение или абзац, ставлю «+» или «!». При желании всегда можно положительно отметить сочинение ребёнка.
Затем сочинения читаю в классе, не называя фамилии детей, обращая внимание на те моменты, которые я отметила на полях. Ученикам даётся право высказывать своё мнение о сочинениях, иногда прошу и самого автора дать оценку своей собственной работе.
Учащиеся спокойно анализируют свои и другие сочинения, так как фамилии озвучиваются только с разрешения или по желанию самих учеников.
При анализе сочинений использую различные формы опроса: индивидуальные, работа в парах и группах.
По итогам работы выбирается несколько лучших сочинений, которые потом оформляются и помещаются в классный уголок. У детей и родителей всегда есть возможность почитать работы. Слежу, чтобы до конца учебного года сочинения всех учеников оказались на выставке.
Предлагаю ученикам написать сочинение по начальным буквам слов. Тема сочинения иногда озвучивается. Работы получаются очень интересные. Оформляют свои творческие работы в той форме, которая детям больше нравится.
В результате постоянной систематической работы над развитием речи дети приобретают навыки создания текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции.
Литература:
1. Щёголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе. — Санкт-Петербург «Специальная литература», 1997
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. — Санкт-Петербург «Каро», 2006
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/30/razvitie-rechi-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole