Оценка качества выпускаемой продукции и эффективность деятельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 25.10.2014

Статья просмотрена: 2356 раз

Библиографическое описание:

Сыроижко, В. В. Оценка качества выпускаемой продукции и эффективность деятельности предприятия / В. В. Сыроижко, И. И. Кульнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13234/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Повышение качества выпускаемой продукции кооперативными предприятиями, ее надежности, экономичности, улучшения эстетических свойств — важная проблема, решение которой позволит повысить эффективность деятельности.

Ключевые слова: качество продукции, системы управления, технико-экономические параметры, повышение эффективности.

 

В современных условиях хозяйствования необходимо неуклонно повышать качество продукции, улучшать ее потребительские и технико-экономические свойства, внедрять комплексные системы управления качеством продукции.

Достижение соответствия между уровнем качества продукции и общественными потребностями — важная проблема, включающая несколько вариантов [1, с.360].

Во-первых, когда технико-экономические параметры продукции ниже реально существующих потребностей. В этом случае общество вынуждено выделять дополнительные затраты на ремонт и эксплуатацию, увеличивать количество производимых продуктов.

Во-вторых, если технико-экономические параметры продукции полностью или частично превышают реально существующие общественные потребности, потенциальный эффект такой продукции реализуется лишь частично и имеют место потери общественного труда.

В-третьих, при полном соответствии потребительной стоимости продукции структуре и динамике потребностей. Этот вариант является оптимальным, так как обеспечивает наибольшую эффективность данной продукции при потреблении.

На кооперативных предприятиях качество продукции характеризуется показателями качества конструкции — надежности, долговечности, техническими параметрами. Оно зависит так же от технологии, качества материалов и производственного процесса [3, с.153].

В повышении технического уровня и качества продукции заинтересованы как ее изготовители, так и потребители. Использование высококачественной продукции ведет к росту эффективности производства, сокращению затрат на эксплуатацию и росту экономического эффекта.

На рис. 1 представлены составляющие эффекта повышения качества продукции.

Рис. 1. Виды эффекта повышения качества продукции

 

Многогранность проблемы повышения качества настоятельно требует системного подхода к нему на всех уровнях управления предприятием.

На предприятиях вопросы организации учета затрат на обеспечение уровня качества продукции решаются в основном лишь в части учета потерь от брака и затрат, обусловленных дефектами текущего производства и рекламации на изделия [2,с.158].

При этом по большинству видов продукции не учитывается обособленно и в полной мере стоимость различных дефектов и затрат на их устранение, затраты на контроль и испытание качественных характеристик изделий и их соответствия техническому заданию и технической документации.

В схеме управления качеством предусмотрена организация учета и анализа рекламаций по обнаруженным дефектам и потерь от брака, но отсутствуют блоки планирования и учета затрат на обеспечение и повышение качества продукции, без чего невозможно эффективно управлять качеством. Повышение эффективности и качества неразрывно связано с улучшением использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и со снижением себестоимости продукции [5, с.77].

На практике нередко повышение качества противопоставляется снижению себестоимости. Однако это вытекает не из сущности себестоимости как экономической категории, а отражает отсутствие ее взаимоувязки с потребительской стоимостью. Улучшение качества не должно сопровождаться неоправданным ростом себестоимости продукции. Необходимо соизмерение степени улучшения качества и эффективности дополнительных расходов на это. В этой связи калькулирование себестоимости целесообразно осуществлять с учетом ее качества [4,с.105].

Учитывая важность задачи повышения качества продукции, безусловно, необходимо повысить роль учета затрат в системе управления качеством продукции. В состав этой системы должны быть включены следующие проблемы:

-          планирование качества продукции на базе системы показателей, характеризующих качество: надежности, долговечности, технологичности и других;

-          учет затрат на качество в рамках организационно-технических мероприятий;

-          контроль качества, обеспечивающего соизмерение роста затрат и эффективности использования новой продукции;

-          оценка эффективности затрат на качество с позиций предприятий и потребителя, и изготовителя продукции, и народного хозяйства в целом.

Для обеспечения контроля за снижением себестоимости единицы продукции и повышения экономической эффективности ее использования необходимо организовывать достоверный учет расходов предприятий на повышение качества продукции не только в рамках физических единиц, но и по приведенным единицам максимально приближенным к потребительской стоимости продукции, к ее качеству.

В стимулировании текущего улучшения качества выпускаемой продукции важная роль принадлежит цене. Оптовые цены должны учитывать качество продукции и эффективность ее потребления, только в этом случае рост оптовой цены не снизит потребность в данном виде продукции.

Необходимое условие дальнейшего совершенствования ценообразования — обеспечение калькулирования себестоимости продукции с учетом ее качества и определения экономической эффективности дополнительных расходов на его повышение. Отсутствие такой достоверной учетной информации затрудняет:

-          разработку оптимальных плановых заданий по совершенствованию качества;

-          оценку соответствия достигнутого уровня качества стандартам или техническим условиям;

-          разработку обоснованных дифференцированных цен на продукцию с учетом ее качества;

-          прогнозирование себестоимости с учетом качества продукции.

Особое значение приобретает установление параметров качества еще на стадии разработки технического задания и формирования их при разработке конструкции и технологии производства изделий машиностроения. Подготовка производства и освоение новой продукции оказывают решающее влияние не только на качество этой продукции, но и на экономические показатели работы предприятия. На рисунке 2 отражена зависимость качества новой продукции и экономических показателей работы предприятия от организационно-технического уровня подготовки ее производства.

Прогрессивным методом, позволяющим добиваться повышения технического уровня и качества новой продукции еще на стадии подготовки ее производства, является функционально-стоимостной анализ (ФСА) снижающий затраты в расчете на единицу полезного эффекта продукции, как у предприятия производителя продукции, так и у предприятия-потребителя.

Рис. 2. Схема зависимости качества новой продукции и экономических показателей предприятия от организационно-технического уровня подготовки ее производства

 

Литература:

 

1.         Полозова А. Н., Брянцева Л. В., Хорохордин Д. Н. Методика управленческого анализа издержек промышленно-производственных организаций / Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4. С. 360–369.

2.         Семененко С. В., Ольховиков А. А., Грищенко Н. В. Стратегия развития потребительской кооперации воронежской области / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. № 4. С. 153–159.

3.         Сыроижко В. В., Сыроижко А. А. Совершенствование технологии анализа деятельности организации на основе оценки ее экономического потенциала / Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 150–156.

4.         Сыроижко В. В., Гончарова М. А., Крутских Н. С. Методология анализа деятельности организации как экономический инструмент рыночного саморегулирования / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 3. С. 104–111.

5.         Шиленко С. И., Зайцева О. А. Основные направления повышения конкурентоспособности экспортной деятельности в экономике Российской Федерации / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 2. С. 74–80.

Основные термины (генерируются автоматически): качество продукции, качество, продукция, организационно-технический уровень подготовки, повышение качества, технико-экономический параметр продукции, технический уровень, техническое задание, экономическая эффективность, экономический показатель работы предприятия.


Похожие статьи

Разработка программы испытаний и контроля качества мясных снэков

Одним из действующих «рычагов» управления качеством является контроль качества выпускаемой продукции, предусматривающий испытания продукции (определение органолептических, физико–химических показателей и показателей безопасности). Для того чтобы пров...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...

Оценка качества и безопасности разработанного йогурта

В последнее время рынок молока и молочной продукции насыщен множеством производителей продукции. Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо контролировать показатели качества, безопасности, а также органолептические показатели. Нами о...

Управление качеством эксплуатации энергетического оборудования

В статье рассмотрены проблемы надежности и эксплуатационной безопасности, особенно на современном этапе ее модернизации, большое значение уделены таким факторам как «качество продукции», «удовлетворенность заинтересованных сторон», «конкурентоспособн...

Пути повышения показателей состояния производства и качества продукции

На сегодняшний день от качества продукции напрямую зависят показатели состояния производства. Качество выпускаемой продукции в первую очередь обуславливает востребованность данной продукции, а также удовлетворение ей потребителя. Существует множество...

К вопросу о повышении конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса

В статье рассмотрены проблемы обеспечения повышения уровня конкурентоспособности продукции; раскрыта необходимость ресурсосбережения на предприятиях агропромышленного комплекса Республики Беларусь и внедрения инновационных технологий с целью снижения...

Анализ реализации готовой продукции

В данной статье рассматриваются основные показатели реализации продукции как одного из главных факторов повышения доходности предприятия. Актуальность данной темы заключается в том, что от объема реализуемой продукции, ее качества и ассортимента зави...

Опыт и значение системы менеджмента качества молочной продукции в Республике Беларусь

Вопросы обеспечения надлежащего качества были актуальны во все времена, но особую значимость приобрели в период развития рыночных отношений и ужесточения требований системы менеджмента качества. Менеджмент качества в современном понимании существует ...

Стратегия повышения экономической эффективности деятельности ООО «Агрофирма «Победа»

Для любого коммерческого предприятия, в том числе сферы АПК, стратегия повышения экономической эффективности деятельности сегодня есть необходимое условие не только процветания, но и просто выживания в конкурентной борьбе. Повышения экономической эфф...

Похожие статьи

Разработка программы испытаний и контроля качества мясных снэков

Одним из действующих «рычагов» управления качеством является контроль качества выпускаемой продукции, предусматривающий испытания продукции (определение органолептических, физико–химических показателей и показателей безопасности). Для того чтобы пров...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...

Оценка качества и безопасности разработанного йогурта

В последнее время рынок молока и молочной продукции насыщен множеством производителей продукции. Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо контролировать показатели качества, безопасности, а также органолептические показатели. Нами о...

Управление качеством эксплуатации энергетического оборудования

В статье рассмотрены проблемы надежности и эксплуатационной безопасности, особенно на современном этапе ее модернизации, большое значение уделены таким факторам как «качество продукции», «удовлетворенность заинтересованных сторон», «конкурентоспособн...

Пути повышения показателей состояния производства и качества продукции

На сегодняшний день от качества продукции напрямую зависят показатели состояния производства. Качество выпускаемой продукции в первую очередь обуславливает востребованность данной продукции, а также удовлетворение ей потребителя. Существует множество...

К вопросу о повышении конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса

В статье рассмотрены проблемы обеспечения повышения уровня конкурентоспособности продукции; раскрыта необходимость ресурсосбережения на предприятиях агропромышленного комплекса Республики Беларусь и внедрения инновационных технологий с целью снижения...

Анализ реализации готовой продукции

В данной статье рассматриваются основные показатели реализации продукции как одного из главных факторов повышения доходности предприятия. Актуальность данной темы заключается в том, что от объема реализуемой продукции, ее качества и ассортимента зави...

Опыт и значение системы менеджмента качества молочной продукции в Республике Беларусь

Вопросы обеспечения надлежащего качества были актуальны во все времена, но особую значимость приобрели в период развития рыночных отношений и ужесточения требований системы менеджмента качества. Менеджмент качества в современном понимании существует ...

Стратегия повышения экономической эффективности деятельности ООО «Агрофирма «Победа»

Для любого коммерческого предприятия, в том числе сферы АПК, стратегия повышения экономической эффективности деятельности сегодня есть необходимое условие не только процветания, но и просто выживания в конкурентной борьбе. Повышения экономической эфф...

Задать вопрос