Повышение качества выпускаемой продукции кооперативными предприятиями, ее надежности, экономичности, улучшения эстетических свойств — важная проблема, решение которой позволит повысить эффективность деятельности.
Ключевые слова: качество продукции, системы управления, технико-экономические параметры, повышение эффективности.
В современных условиях хозяйствования необходимо неуклонно повышать качество продукции, улучшать ее потребительские и технико-экономические свойства, внедрять комплексные системы управления качеством продукции.
Достижение соответствия между уровнем качества продукции и общественными потребностями — важная проблема, включающая несколько вариантов [1, с.360].
Во-первых, когда технико-экономические параметры продукции ниже реально существующих потребностей. В этом случае общество вынуждено выделять дополнительные затраты на ремонт и эксплуатацию, увеличивать количество производимых продуктов.
Во-вторых, если технико-экономические параметры продукции полностью или частично превышают реально существующие общественные потребности, потенциальный эффект такой продукции реализуется лишь частично и имеют место потери общественного труда.
В-третьих, при полном соответствии потребительной стоимости продукции структуре и динамике потребностей. Этот вариант является оптимальным, так как обеспечивает наибольшую эффективность данной продукции при потреблении.
На кооперативных предприятиях качество продукции характеризуется показателями качества конструкции — надежности, долговечности, техническими параметрами. Оно зависит так же от технологии, качества материалов и производственного процесса [3, с.153].
В повышении технического уровня и качества продукции заинтересованы как ее изготовители, так и потребители. Использование высококачественной продукции ведет к росту эффективности производства, сокращению затрат на эксплуатацию и росту экономического эффекта.
На рис. 1 представлены составляющие эффекта повышения качества продукции.
Рис. 1. Виды эффекта повышения качества продукции
Многогранность проблемы повышения качества настоятельно требует системного подхода к нему на всех уровнях управления предприятием.
На предприятиях вопросы организации учета затрат на обеспечение уровня качества продукции решаются в основном лишь в части учета потерь от брака и затрат, обусловленных дефектами текущего производства и рекламации на изделия [2,с.158].
При этом по большинству видов продукции не учитывается обособленно и в полной мере стоимость различных дефектов и затрат на их устранение, затраты на контроль и испытание качественных характеристик изделий и их соответствия техническому заданию и технической документации.
В схеме управления качеством предусмотрена организация учета и анализа рекламаций по обнаруженным дефектам и потерь от брака, но отсутствуют блоки планирования и учета затрат на обеспечение и повышение качества продукции, без чего невозможно эффективно управлять качеством. Повышение эффективности и качества неразрывно связано с улучшением использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и со снижением себестоимости продукции [5, с.77].
На практике нередко повышение качества противопоставляется снижению себестоимости. Однако это вытекает не из сущности себестоимости как экономической категории, а отражает отсутствие ее взаимоувязки с потребительской стоимостью. Улучшение качества не должно сопровождаться неоправданным ростом себестоимости продукции. Необходимо соизмерение степени улучшения качества и эффективности дополнительных расходов на это. В этой связи калькулирование себестоимости целесообразно осуществлять с учетом ее качества [4,с.105].
Учитывая важность задачи повышения качества продукции, безусловно, необходимо повысить роль учета затрат в системе управления качеством продукции. В состав этой системы должны быть включены следующие проблемы:
- планирование качества продукции на базе системы показателей, характеризующих качество: надежности, долговечности, технологичности и других;
- учет затрат на качество в рамках организационно-технических мероприятий;
- контроль качества, обеспечивающего соизмерение роста затрат и эффективности использования новой продукции;
- оценка эффективности затрат на качество с позиций предприятий и потребителя, и изготовителя продукции, и народного хозяйства в целом.
Для обеспечения контроля за снижением себестоимости единицы продукции и повышения экономической эффективности ее использования необходимо организовывать достоверный учет расходов предприятий на повышение качества продукции не только в рамках физических единиц, но и по приведенным единицам максимально приближенным к потребительской стоимости продукции, к ее качеству.
В стимулировании текущего улучшения качества выпускаемой продукции важная роль принадлежит цене. Оптовые цены должны учитывать качество продукции и эффективность ее потребления, только в этом случае рост оптовой цены не снизит потребность в данном виде продукции.
Необходимое условие дальнейшего совершенствования ценообразования — обеспечение калькулирования себестоимости продукции с учетом ее качества и определения экономической эффективности дополнительных расходов на его повышение. Отсутствие такой достоверной учетной информации затрудняет:
- разработку оптимальных плановых заданий по совершенствованию качества;
- оценку соответствия достигнутого уровня качества стандартам или техническим условиям;
- разработку обоснованных дифференцированных цен на продукцию с учетом ее качества;
- прогнозирование себестоимости с учетом качества продукции.
Особое значение приобретает установление параметров качества еще на стадии разработки технического задания и формирования их при разработке конструкции и технологии производства изделий машиностроения. Подготовка производства и освоение новой продукции оказывают решающее влияние не только на качество этой продукции, но и на экономические показатели работы предприятия. На рисунке 2 отражена зависимость качества новой продукции и экономических показателей работы предприятия от организационно-технического уровня подготовки ее производства.
Прогрессивным методом, позволяющим добиваться повышения технического уровня и качества новой продукции еще на стадии подготовки ее производства, является функционально-стоимостной анализ (ФСА) снижающий затраты в расчете на единицу полезного эффекта продукции, как у предприятия производителя продукции, так и у предприятия-потребителя.
Рис. 2. Схема зависимости качества новой продукции и экономических показателей предприятия от организационно-технического уровня подготовки ее производства
Литература:
1. Полозова А. Н., Брянцева Л. В., Хорохордин Д. Н. Методика управленческого анализа издержек промышленно-производственных организаций / Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4. С. 360–369.
2. Семененко С. В., Ольховиков А. А., Грищенко Н. В. Стратегия развития потребительской кооперации воронежской области / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. № 4. С. 153–159.
3. Сыроижко В. В., Сыроижко А. А. Совершенствование технологии анализа деятельности организации на основе оценки ее экономического потенциала / Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 150–156.
4. Сыроижко В. В., Гончарова М. А., Крутских Н. С. Методология анализа деятельности организации как экономический инструмент рыночного саморегулирования / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 3. С. 104–111.
5. Шиленко С. И., Зайцева О. А. Основные направления повышения конкурентоспособности экспортной деятельности в экономике Российской Федерации / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 2. С. 74–80.