Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.
Ключевые слова: экология, химия.
Глубоко понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого требуется новый тип образования — образование для устойчивого развития (ОУР). Практический результат такого образования выражается в способности и готовности принимать собственные решения, делать выбор на социальном уровне. Таким образом, образование становится одним из основных средств обеспечения личной, групповой и общечеловеческой безопасности.
Устойчивое развитие образования -один из актуальных вопросов современной образовательной стратегии общества. Экологическое образование составляет наиболее реальный и существенный компонент образования для устойчивого развития.
Перемены в современном образовании в России заставляют ориентироваться педагогов на совместную продуктивную работу учителя и ученика, целью которой является формирование практических знаний, умений, навыков и опыта деятельности у учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения указано, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УДД), которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию этого процесса, т. е. умения учить. Таким образом, ФГОС ставит задачу по формированию УУД у учащихся.
Кафедрой и центром экологического образования и устойчивого развития были разработаны научно-методические основы экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) как современной развивающей дидактической системы, призванной объединить все школьное образование, предметная цель которой заключается в формировании знаний об устойчивом развитии цивилизации, исследовательских умений для мониторинга окружающей среды. Метапредметная цель связана с созданием условий для формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.
Экологическое образование для устойчивого развития как современная дидактическая система направлена на реализацию требований современных ФГОС и способствует формированию предметных и метапредметных знаний, универсальных учебных действий, на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития; повышению психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков.
В основе ЭОУР лежит информационно-деятельностное содержание, включающее учебное содержание, а также формы, методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств учащихся, формирование УУД, связанных с развитием у учащихся умения учиться за счет овладения методами и приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания.
Универсальные ученые действия, формируемые средствами экологического образования для устойчивого развития можно отнести к четырем блокам: 1) личностному; 2) регулятивному (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательному; 4) коммуникативному.
Реализация требований ФГОС к формированию универсальных учебных действий может быть достигнута на основе трехстадийной технологии ЭОУР Технология ЭОУР является действенным педагогическим инструментарием, выполняющим три функции:
- способствует овладению информационно-деятельностным содержанием, т. е. направлена на освоение учебного содержания и выработку индивидуального стиля познания;
- является средством формирования универсальных учебных действий;
- используется при контроле и измерении результатов образования.
Технология ЭОУР включает три стадии:
- актуализация информации, опора на первоначальные экологические знания и опыт, создание условий для активной деятельности;
- соотнесение нового с ранее полученными знаниями и умениями, представление их в индивидуальном переработанном виде, овладение новыми умениями;
- творческое переосмысление нового содержания, выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка.
На каждой стадии формируются определенные виды универсальных учебных действий. На первой стадии происходит формирование познавательных, на второй — регулятивных и коммуникативных, на третьей стадии — личностных УУД.
Возможным средством развития познавательной сферы обучающихся школы являются экологические знания, их основы, преподаваемые на уроках естественнонаучного цикла (географии, биологии, химии), так как предмет «Экология» отсутствует в учебном плане школы.
Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ и их биологических функций, двойственной роли в живой и неживой природе, биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов.
Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе. При изучении состава, строения и свойств веществ, химия отвечает на вопрос, что происходит с ними в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает вещество и его продукты превращений на биологические организмы.
Изучая тему «Первоначальные химические понятия» (учебник «Химия. 8 класс» Рудзитиса Г. Е. и Фельдмана Ф. Г.), обучающиеся получают начальные представления о химических элементах и связанных с ними понятий. Помимо теоретических знаний обучающиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например, при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным ознакомить обучающихся вечерней школы с рядом понятий экологического характера: загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности и быту, что расширяет их познавательную сферу.
Другой пример применения экологических знания для развития и коррекции когнитивной сферы обучающихся, урок обобщающего повторения «Современные способы очистки веществ в промышленности и быту». Он позволяет учителю и обучающимся рассмотреть данную тему с позиции полученных ранее экологических знаний. В ходе урока продолжается формирование экологической культуры и практических умений обучающихся по разделению веществ и их очистке.
На этом уроке обучающиеся знакомятся с современными методами очистки веществ с демонстрацией: фильтрации, пыле- и газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), обеззараживание сточных вод, осаждение, перевод веществ в малорастворимое или нерастворимое соединение, перекристаллизация, использование ионообменных колонок. Демонстрация очистки поверхности воды от загрязнителей (масло, нефть, взвеси). Своеобразным подведением итогов «химико-экологического» урока является практическая работа по разделению искусственно созданной смеси веществ.
В связи с тем, что интеграция знаний имеет много различных аспектов, в своей работе мы учитываем экологический потенциал курса химии и географии, рассматривая их во взаимосвязи.
Например, тема «Кислород. Оксиды. Горение» тесно связана с важным разделом экологии «Антропогенное воздействие на биосферу. Атмосфера». Роль атмосферы в природных процессах биосферы огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты, защищает ее от вредных космического и ультрафиолетового излучений циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические условия, а через них режим рек, почвенно-растительный покров и на процессы рельефообразования. Широко обсуждается роль кислорода в жизни живых организмов. Обучающимся известно, что основная жизненно важная функция организма — это дыхание. При сравнении влияния кислорода и озона на организм человека следует подчеркнуть, что небольшое содержание озона в воздухе благотворно действует на организм, особенно при болезнях дыхательных путей. Напротив, в более высоких концентрациях озон сильно ядовит, чего нельзя сказать о самом кислороде. Поскольку кислород — важная составная часть воздуха, следует подробно остановиться на главных источниках загрязнения атмосферы и последствиях этого процесса. Но это происходит уже на уроках географии.
В средней и старшей школе можно использовать кружок по химии с экологической направленностью с применением методов химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции, с формированием представлений о химических параметрах окружающей среды, их нормах и пределах изменения в результате хозяйственной деятельности человека.
Основная роль в развитии интереса к занятиям принадлежит пониманию обучающимися причин противоречий в системе «природа — общество». Как можно объяснить поведение того или иного вещества в атмосфере, водоёме, почве, в организме человека, какое воздействие оказывает оно само и продукты его превращений на природные системы. Химия и экология выступают как связь неживого с живым. На занятиях в лаборатории прикладной экологии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на неё.
Новизна программы состоит в интеграции наук — экологии и химии, которая показывает роль химии в решении экологических проблем. Главной особенностью программы является ориентация на деятельностный подход для определения взаимосвязи живой и неживой природы, углубления и расширения полученных теоретических знаний в применении их в повседневной деятельности, ознакомление с профессиями химико-экологического профиля.
При обучении экологии в средней школе, помимо чисто образовательных целей ставится также и воспитательная — мы, преподаватели, хотим, чтобы выпускник школы приобрел черты бережного, трепетного отношения к природе. Причем не только с эстетических позиций, но на основе твердого научного знания о хрупкости природных экосистем, их чрезвычайной ранимости. Хотим, чтобы экономическое мышления будущего специалиста было экологичным, и во главу угла любой хозяйственной деятельности ставился принцип «Не навреди природе».
К сожалению, в сегодняшних экономических условиях это благое стремление натыкается на вопиющее противоречие с реальностью. Естественное стремление педагога привить детям указанные благородные порывы начинает выглядеть нелепо и несерьезно. В первую очередь это касается сельских школ, там, где ребята воочию видят «экологичное» природопользование 21 века.
Литература:
1. Жигарев И. А., Понамарева Н. М., Чернова Н. М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.- М.: Дрофа, 2002.- 206с.
2. Квасничкова Д., Калинина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним.- М.: Устойчивый мир, 2001.- 78с.
3. Жигарев ИА., Понамарева и др. Основы экологии «Сборник задач, упражнений и практических работ».-М.:Дрофа,2002–206с.
4. Кузьменок Н. М., и др. Экология на уроках химии.- М.: ООО Красикопринт, 1996г.
5. Дереклеева Н. И. Научно — исследовательская работа в школе — М.: Вербум -М., 2001г.