В современных условиях реализации стандартов нового поколения возрастает роль самостоятельной работы школьника, повышается его ответственность за результаты учебной деятельности. В комплексе требований, предъявляемых к школьникам, большое место занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В Федеральном государственном стандарте при описании «портрета выпускника школы» отмечается необходимость овладения учеником основами умения учиться и организовывать собственную деятельность.
Самостоятельная работа школьника, являясь одним из важных средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, управлять учебным процессом, прогнозировать результаты усвоения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что современное образование обращено к личности ученика и реализуется через личностный подход. Главными задачами личностно-ориентированного обучения является развитие индивидуальных познавательных способностей школьника, помощь ему в самореализации и самоопределении, стимулирование ученика к самообразованию и самостоятельному выбору способов переработки учебного материала.
Концепция модернизации российского образования выдвигает требования к подготовке качественно нового учителя в области безопасности жизнедеятельности[1], в том числе способного методически грамотно организовать самостоятельную работу учеников при изучении ОБЖ. Ключевая роль в формировании профессиональной методической подготовки бакалавра в области безопасности жизнедеятельности принадлежит курсу «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»[2,3]. В результате освоения данной программы у будущего учителя ОБЖ должны быть сформированы методические компетенции, позволяющие эффективно выполнять все виды методической деятельности в учебно-воспитательном процессе[4,5]. Учитывая актуальность методической подготовки у будущего учителя в организации самостоятельной работы по ОБЖ, продуманы темы лекционных и практических занятий по данному курсу.
Лекционные занятия по теме «Методика организации самостоятельной работы в курсе ОБЖ» направлены на ознакомление студентов с теоретическими вопросами организации самостоятельной работы в процессе изучения курса ОБЖ. Акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа учеников способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, развитию познавательных способностей. Усиление самостоятельной работы школьников связывают с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения [6]. Самостоятельная работа школьников по ОБЖ рассматривается и как форма организации, и как вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, обладающий следующими признаками: наличие познавательной и практической задачи; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленной задачи; наличие результатов. Самостоятельную работу рассматривают не только как форму обучения, но и как средство вовлечения школьников в самостоятельную познавательную деятельность. Целью самостоятельной работы школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является мотивирование к освоению учебной программы и повышение ответственности за свою учебу. Среди условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы школьников, выделяют следующие: мотивированность на выполнение учебного задания; четкая постановка познавательных задач; алгоритм выполнения работы; методическая организация работы учащихся; обеспечение учащихся необходимыми методическими материалами; определение учителем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; наличие критериев оценки. Самостоятельная деятельность учащихся по ОБЖ направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений; формирование умений самостоятельно работать; развитие творческой самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления [7].
На практических занятиях студенты знакомятся с разными видами самостоятельной работы по ОБЖ, требующими разного уровня самостоятельности выполнения. Виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели; по характеру учебной деятельности учащихся; по содержанию; по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся; по месту выполнения самостоятельной деятельности в учебном процессе (выполняемая на уроке; выполняемая во время внеклассного занятия; выполняемая дома). По способу выполнения выделяют следующие виды самостоятельной деятельности: устная; письменная; комбинированная. Исходя из дидактических целей, самостоятельную деятельность классифицируют следующим образом: приобретение новых знаний; образование умений и навыков; применение знаний; повторение и проверка знаний. В соответствие с этой классификацией самостоятельная деятельность способствует решению разнообразных дидактических задач. Рассмотренные классификации видов самостоятельной деятельности отражают разные ее стороны и не противоречат друг другу. В учебном процессе все эти виды и формы редко встречаются изолированно. Выбор вида самостоятельной деятельности зависит от многих объективных причин, таких как: содержание учебного материала; уровень подготовки учащихся; наличие материальной базы.
Обсудив методические особенности видов самостоятельной работы по ОБЖ, студенты представляют свои проекты самостоятельных заданий по предмету. Так, например, студентами были разработан проект видов самостоятельных заданий для 8 класса при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
№ |
Изучаемая тема |
Вид самостоятельной работы |
1. |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. |
1) Составьте таблицу причин пожаров в жилых и общественных зданиях. 2) Составьте схемы-рисунки причин пожаров в быту. 3) Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины». |
2. |
Профилактика пожаров и организация защиты населения. |
1) Проанализируйте план эвакуации в вашей школе. 2) Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище. 3) Подготовьте аннотацию книги «30 советов по пожарной безопасности» Р.Виже. 4) Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации» 5) Решите ситуационные задачи, отражающие правила противопожарных действий. |
3. |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. |
Ознакомьтесь с Федеральным законом «О пожарной безопасности», определите права, обязанности и ответственность. |
Задание «Составьте таблицу с указанием причин пожаров в жилых и общественных зданиях» подразумевает самостоятельный анализ учениками причин пожаров и требует систематизации полученных знаний по данной теме. Задание «Составьте схемы-рисунки причин пожара в быту» требует схематического фиксированного отображения некоторой части предметного содержания данной темы. Задание «Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины» подразумевает внимательное ознакомление учеников с текстом учебника, определение структуры текста, плана, основных понятий, необходимых для раскрытия данной темы.
Задание «Проанализируйте план эвакуации вашей школы» требует от ученика самостоятельных действий в нахождении плана эвакуации школы, а также внимательного анализа данного плана. Задание «Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище» направлено на закрепление знаний и умений, изученных в данной теме, их творческого применения в новых условиях.
Задание «Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации» предлагается ученикам с разъяснением требований к конспекту. Конспект должен содержать исходные данные источника, в нем должны найти отражение основные положения текста. Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста. Ученики знакомятся с основными правилами конспектирования: 1) внимательно прочитайте текст – параграф; 2) выделите информативные центры прочитанного текста; 3) продумайте главные положения, сформулируйте их и запишите; 4) подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста. Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста; способствует формированию умений и навыков переработки любой информации.
На уроке по теме «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности» ученикам дается задание для самостоятельной работы, включающее изучение Федерального закона «О пожарной безопасности», выявление прав, обязанностей и ответственности в сфере пожарной безопасности. Данный вид задания знакомит учеников с правовым документом, его структурой и правовыми последствиями несоблюдения соответствующих правил.
Студентами были разработаны и другие виды самостоятельной работы, например, ситуационные задачи, рефераты по изучаемым темам.
В результате изучения темы «Методика организации самостоятельной работы учеников в курсе ОБЖ» студенты выделяют условия, влияющие на процесс организации самостоятельной работы учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- самостоятельная работа носит целенаправленный характер;
- простейшие навыки самостоятельной работы формируются совместно с учителем;
-организация самостоятельной работы учащихся носит дифференцированный характер;
- задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся;
- самостоятельная работа учащихся носит систематический характер;
- комплексное применение методов самостоятельной работы.
Литература:
1. Соломин В.П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования. – Человек и образование. -2012.№1 – с.19-22.
2. Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования/Вестник Поморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2007. - №1. – с.118.
3. Попова Р.И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности»//Теория и практика общественного развития. 2013. - №11 – с. 170-173.
4. Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов [Текст] /Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Серия «Гуманитарные и общественные науки». - №2 (148) /2012. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. – С.54-60.
5. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися./ Мир науки, культуры, образования. 2011.№ 5.С. 63-66.
6. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: УМК. Ч.1/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 123с.
7. Спицына Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету. //Молодой ученый, № 8(55) 2013.- Часть III – C. 431-434