Вопросы безопасности в современном обществе становятся все более актуальными в силу активных изменений в различных сферах жизни: геополитической, этно-социо-культурной, политической, экономической, духовной и др. Люди все чаще оказываются под угрозой негативных воздействий социального характера: психологических, информационных, экстремистских, девиантных и пр., что предъявляет повышенные требования к их безопасности [7, 8, 10, 11].
Попытки защитить личность и общество от неблагоприятных воздействий предпринимаются на общегосударственном уровне. Еще в начале XXI века разработаны и реализуются: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2009), Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Целенаправленно выделяются большие финансовые средства на обеспечение общественной безопасности, здравоохранение, образование и научные разработки в области безопасности и противодействия терроризму и экстремизму.
В настоящее время разворачивается сложный процесс актуализации национальных интересов с выработкой новой стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, ориентированной на формирование общества и государства безопасного типа с опорой на консерватизм и традиционализм, заключающихся в бережном и позитивном отношении к ценностям собственного народа, его устоям и укладам [2]. В основе идеологии современного российского национального консерватизма находятся традиции и идеалы достоинства, мужества, справедливости, солидарности, духовности и великодушия (М.В. Богуславский, В.И. Добреньков, С.О. Елишев, Ю.П. Вяземский, Л.В. Поляков и др.). В связи с этим актуальной и своевременной становится проблема изучения ценностных ориентаций и личностных особенностей молодых людей с разными установками и представлениями о безопасном поведении, по-разному оценивающих национальные интересы общества и государства, с различной степенью готовности к их реализации в собственной жизнедеятельности.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации мобилизует государственные структуры, общественность, семью, школу на формирование личности, общества и государства безопасного типа (в терминологии Л.И. Шершнева [14]), актуализируя национальные интересы с опорой на консерватизм и традиционализм. Вопрос о социально значимой модели поведения личности, разделяющей общечеловеческие ценности и национальные интересы является актуальным в любое историческое время, так как общество всегда нуждалось в людях, способных на духовное, научное и культурное возрождение. Негативные социокультурные трансформации, происходящие в современном обществе, и, как следствие, психологическая трансформация личности, ее ценностно-мотивационной сферы, мировоззрения и образа жизни убедительно требуют поиска путей и разработки процесса проектирования продуктивных моделей безопасного просоциального поведения личности в том числе с использованием ресурсов образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Проект Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года фиксирует: «Формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России позволит решить ключевые задачи развития нашего общества – обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России; преодолеть мировоззренческий кризис; возродить уважение к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию». При этом образование в целом, и в области безопасности жизнедеятельности в частности, может стать самым надежным фактором национальной безопасности, так оно способно остановить процессы духовного и интеллектуального обнищания нации, расширить образовательный потенциал граждан, сформировать нравственные качества личности, а значит воспитать уважение к закону, к честному труду, к историческим традициям своей страны [9]. В решении этой проблемы ведущую роль играет учитель. Именно от него зависит, какое миропонимание будет формироваться у школьников, какие нравственные ценности будут они усваивать, каким будет их духовный мир [6]. Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк еще в 19 веке заметил, что «войны выигрывают не генералы, а школьные учителя», подчеркивая определяющую роль педагога в обеспечении жизнестойкости государства и общества.
А.Я. Голов в качестве приоритета системы образования обозначает ориентацию на воспитание гражданина готового к защите Отечества. При этом защита Отечества в авторском понимании предполагает способность противостоять враждебным, деструктивным силам природного, техногенного, социального и военного характера, нейтрализовать их. Она означает защищенность личности – ее прав и свобод, социальных и национальных групп – их статуса, функциональных ролей, самобытности; общества – его материальных и духовных ценностей; государства – его территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя. Готовность гражданина к защите Отечества включает его потребность, возможность и способность обеспечить национальную безопасность [4].
Реализуемая сегодня образовательная политика воплощается в ярко выраженном государственном патриотизме, а также акценте на том, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на формирование личности учащихся в данном направлении. Так, в стандарте описан следующий портрет выпускника основной школы: «любящий свой край и своё Отечество, … уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности … гражданского общества, многонационального российского народа…; социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов…». Образование в области безопасности жизнедеятельности в настоящее время также носит ярковыраженный социальный характер [1, 3, 7, 12]. Так в числе задач курса ОБЖ во ФГОС общего образования выделены формирование у учащихся антитеррористической, антиэкстремистской личностной позиции, осознание ими необходимости подготовки к защите Отечества, формирование установки на здоровый образ жизни и пр. Наблюдается и расширение образования в области социальной безопасности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности [8, 11, 13].
Просоциальность субъектов образования декларируется также в Концепции профессионального стандарта педагога. Так, для эффективного осуществления образовательной, воспитательной и развивающей деятельности педагогу необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий, в том числе следующие: «гражданская и социальная идентичность; система ценностей личности; образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде» и др. Данные показатели социализации имеют прямое отношение и определяют уровень сформированности личности безопасного типа.
В качестве консервативно-традиционных форм и средств обучения (ретроинноваций – в терминологии М.В. Богуславского [2]), формирующих личность и общество безопасно типа, внедряемых и планируемых к внедрению в системе российского образовании можно назвать следующие: вывешивание на здании образовательного учреждения государственного флага, исполнение государственного гимна на праздновании начала учебного года; осуществление систематичной и целенаправленной внеурочной воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности (организация историко-поисковых отрядов, школьных музеев, проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок»); возрождение физкультурно-допризывной деятельности (развитие «Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту», введение нормативов «Готов к труду и обороне»).
Необходимость реализации ретроинноваций в школе, вузе, как институте социализации, обусловливает потребность в профессионально и нравственно зрелом педагоге-специалисте безопасности жизнедеятельности как агенте социализации личности, способном помочь сочетать осмысление социальных нормативов жизнедеятельности с формированием в себе диспозиционной установки на их соблюдение [5].
Таким образом, современная национальная политика ориентирована на просоциальную личность, личность, осознающую значимость решения проблем социальной эффективности и безопасности не только человека, но и общества, народа, а также государства, его социальных институтов. Обоснование стратегии развития российского образования на традиционно-консервативной основе может стать действенным ресурсом обеспечения национальной безопасности.
Литература:
1. Близнюкова И.И. Педагогические условия формирования навыков социально безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2013. – 23 с.
2. Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования в XX- начале XXI вв. // Проблемы современного образования. – 2014. – № 1. – С. 5-11.
3. Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2007. – 169 с.
4. Голов А.Я. Социально-педагогические основы национальной безопасности государства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Калининград, 2001. – 157 с.
5. Гуцаленко Л.А. Социальные инновации и квазиинновации в человеческом измерении // Социологические исследования. – 2011. – № 7. – С.15-25.
6. Кисляков П.А. Новый учитель – здоровому и безопасному образу жизни // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 10. – С. 68-71.
7. Кисляков П.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме: технологии интеграции // Интеграция образования. – 2011. – № 2. – С. 14-18.
8. Михайлов Л.А. Концепция образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (в классических, педагогических, гуманитарных вузах). – Режим доступа: http://russmag.ru/product.php?id=81 (дата обращения 10.12.2013).
9. Михайлова Е.Н. Образование и национальная безопасность: правовой аспект // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №1. – С.47-53.
10. Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 5. – С. 24.
11. Петров С.В. О подготовке новых программ при переходе на уровневую структуру образования // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – №2. – С. 97-99.
12. Ребко Э.М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 850-851.
13. Ребко Э.М. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 162. – С. 156-162.
14. Шершнев Л.И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени // Информационный сборник «Безопасность». – 1994. – №7. – С. 12-18.