В методологии современной педагогической науки особое место занимает средовый подход. Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному, профессиональному зафиксирован как перспективный на уровне ЮНЕСКО (Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996).
Методологический статус средовый подход получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения. В соответствии с данной концепцией на каждом историческом этапе существует имманентная взаимозависимость между образовательной культурой и образовательным пространством, в котором эта культура функционирует, испытывая на себе при этом постоянное воздействие образовательной среды, и влияет на эволюцию образовательного пространства.
С.В. Алексеев отмечает, что средовый подход позволяет определять влияние факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований и наоборот: влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды (в образовательном учреждении – среды образовательной). Применительно к школе автор предлагает уточнить смысловое наполнение средового подхода и обозначает его как эколого-средовый, подчеркивая тем самым, что в школе ключевыми объектами («системными образованиями») являются участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги [2].
Средовый подход базируется на понимании феномена образовательной среды - его содержании, структуры, закономерностей формирования и развития. Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало ключевым, как в педагогических исследованиях, так и в образовательной практике. В чем заключается сущность этого понятия применительно к общеобразовательной школе?
Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных. Следует отметить, что смысловая идея образовательной среды не является абсолютно новой. Так, еще в XV веке Лоренцо Валла, выдающийся итальянский гуманист, выделил пять важнейших условий для ученых занятий: «общение с образованными людьми», «изобилие книг», «удобное место», «свободное время», «душевный покой».
Психологи осмысливают образовательную среду через систему влияний на личности учащихся и педагогов. Например, В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном окружении. Автор подчеркивает детерминирующую роль образовательной среды в формировании личности. При этом, по мнению автора, и сама личность обладает возможностями воздействия на образовательную среду [9].
В.И. Слободчиков рассматривает образовательную среду, как предмет, и как ресурс совместной деятельности и выделяет два основных ее показателя: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации) [6].
В структуре социокультурной образовательной среды выделяют несколько взаимосвязанных уровней: глобальный, региональный, локальный. К глобальному уровню относят мировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобальные информационные сети. К региональному уровню - образовательную политику, культуру (в том числе, педагогическую), систему образования, образ жизни в соответствии с национальными и социальными нормами, ценностями, традициями, средства массовой информации. К локальному уровню - образовательное учреждение, ближайшее окружение ребенка (подростка), его семью [6].
Ряд исследователей (В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.) выделяют следующие компоненты образовательной среды: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникативно-организационный [6, 9].
Пространственно-семантический компонент включает архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства обучающихся (архитектура школьного здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.) и символическое пространство школы (герб, гимн, традиции, настенная информация и др.). Содержательно-методический компонент - содержательную сферу образования (педагогические концепции, образовательные программы, учебные планы, учебники и др.), формы и методы организации образовательного процесса, коммуникативную сферу (стиль общения и преподавания, форму одежды, пространственную и социальную плотность субъектов образования и др.). Коммуникативно-организационный компонент включает особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и педагогов, их ценности и др.) и организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др.).
Чрезвычайную актуальность приобретают вопросы безопасности образовательной среды. Полагаем, что безопасность образовательной среды следует рассматривать как интегральный показатель ее качества. От чего зависит безопасность образовательной среды современной школы? Какие факторы могут содействовать ее становлению?
Важнейшим условием формирования безопасной образовательной среды, по нашему мнению, является осмысление администрацией и учителями школы сущности и структуры такой среды, учет педагогами в процессе профессиональной деятельности взаимосвязей между ее компонентами. Именно педагогический коллектив выступает как ключевой ресурс становления и развития в школе безопасной образовательной среды.
В.П. Соломин, рассматривая проблемы и подходы к подготовке педагогических кадров в новых социокультурных условиях, отмечает, что современной школе нужны эффективные педагоги и управленцы. Школе «…нужен учитель эффективный, компетентный, творческий, обладающий критическим мышлением, способный создавать и осваивать педагогические инновации» [7, С.20].
При конструировании в школе безопасной образовательной среды важно учитывать, как решение вопросов обеспечения безопасности образовательного учреждения, так и реализацию задач образования в области безопасности жизнедеятельности. Причем оба эти направления, безусловно, коррелируют. Иными словами, безопасная образовательная среда учреждения предполагает, что все участники образовательного процесса находятся в безопасности и что образовательные задачи в области безопасности жизнедеятельности решаются на должном уровне.
Известно, что в числе обязательных предметов для изучения в общеобразовательной школе - курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Значение этого курса в создании безопасной образовательной среды представляется чрезвычайно важным. С позиций средового подхода, успешность освоения обучающимися курса ОБЖ, достижение ими не только предметных, но и личностных результатов обучения, будет в значительной степени определяться качеством образовательной среды. И, наоборот, эффективная реализация учебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности оказывает непосредственное влияние на становление безопасной образовательной среды. Таким образом, безопасная образовательная среда и качество образовательного процесса по ОБЖ взаимозависимы. Для решения практических задач такого масштаба необходимы педагоги другого качества, педагоги нового типа.
Идеи подготовки педагога безопасности жизнедеятельности нового типа, способного к системному профессиональному видению, обладающего стратегическим мышлением, нашли отражение в работах В.Ю. Абрамовой, Р.И. Поповой, Т.А. Спицыной и др. [1, 5, 8].
На современном этапе актуальной является проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса. На значимость безопасности образовательной среды в сохранении здоровья школьников и педагогов указывают многие авторы, в т.ч. С.В. Алексеев, И.А. Баева, Э.М. Киселева [2, 3, 4].
И.А. Баевой разработана концепция психологической безопасности образовательной среды, определены принципы ее реализации в образовательной практике, а также предложена система сопровождения психологической безопасности образовательной среды, способствующая поддержанию психического здоровья ее участников. Для оценки качества образовательной среды автором разработан индекс психологической безопасности - интегральный показатель различных аспектов защищенности (от публичного унижения, от оскорбления, от высмеивания, от угроз, от игнорирования, от неуважительного отношения, от недоброжелательного отношения и др.) [3].
Таким образом, безопасная образовательная среда школы – это результат системного взаимодействия ее компонентов с учетом их функциональных взаимосвязей и субъектов образовательного процесса. Безопасная образовательная среда школы предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение их прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого ребёнка (подростка). При выстраивании такой образовательной среды необходимо учитывать особенности взаимодействия участников образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса, систему оценивания достижений учащихся и педагогов. Важной составляющей этой деятельности должна стать система мониторинга качества образовательной среды, гарантирующей безопасность индивидуального развития ребёнка (мониторинги достижений учащихся, их здоровья, удовлетворенности участников образовательного процесса и т.д.). При этом должны быть задействованы все ресурсы школы: управленческие, кадровые, методические, информационные, материально-технические.
Безопасную образовательную среду школы, полагаем, следует рассматривать в трех ипостасях: как критерий качества образовательной среды, как рациональный способ обеспечения безопасности образовательного учреждения, как педагогическое условие образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. В этой связи значимость формирования безопасной образовательной среды в современной школе переоценить невозможно.
Литература
1. Абрамова, В.Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» /Молодой ученый. – 2012. - №9. – С.260-263.
2. Алексеев, С.В. Перспективные направления педагогических исследований в области методики обучения экологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности /Формирование экологической культуры в Федеральных образовательных стандартах нового поколения: Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012 года, Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2012. – С.8-13.
3. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности: Монография /И.А.Баева и др. /Научн. ред. И.А.Баева. – М., СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2011. - 272с. (в соавторстве).
4. Киселева, Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников /Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1 (29). – С.102-104.
5. Попова, Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогирческого образования в области безопасности жизнедеятельности /Венсник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - №11 (126). – С.54-58.
6. Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования. – 2-е издание. – Биробиджан: Биробиджанский государственный педагогический институт, 2005. – 272 с.
7. Соломин, В.П. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования /Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (19-20 ноября 2013г.). Выпуск 12. Санкт-Петербург /Под ред. проф. Н.Д.Андреевой. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2013. – С.11-22.
8. Спицына, Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету /Молодой ученый. – 2013-. - №8. – С.429-432.
9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. — 365с.