Наркотики, наркомания – слова, ворвавшиеся в нашу жизнь в первые годя перестройки. Проблема, спрятанная за занавес тоталитарного режима, проявилась и стала неотъемлемой частью нашего бытия. Основные усилия, предпринимаемые сегодня, направлены на профилактику алкоголизма и наркомании - химических зависимостей, приносящих человеку и обществу более заметный вред, чем курение. Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало восприниматься, как проблема. Беда в том, что до середины ХХ века, когда курение уже широко распространилось в Европе и Америке, не было известно о степени его опасности для здоровья человека.
Профилактика подросткового курения – это одно из направлений профилактики наркозависимости. Людей некурящих среди злоупотребляющих алкоголем и наркозависимых, единицы, а может и нет вовсе.
При этом курить обычно начинают раньше, а механизмы вовлечения в табакокурение те же, что и при алкоголизме и наркомании.
Во всем мире ведется большая работа по сокращению потребления табака.
Впервые программа «Соревнование классов, свободных от курения) (Smokefree) проводится с 1989-1990 учебного года в школах Финляндии.
С 1998-1999 учебного года в соревновании участвуют школьники Санкт-Петербурга.
С 2002 года в соревновании участвуют регионы 15 стран Европы: Германии, Испании, Италии, Португалии, Дании, Великобритании, Голландии, Австрии, Бельгии, Греции, Люксембурга, Исландии, Швейцарии, Швеции и Франции.
Профилактика подросткового курения – одна из задач образовательного учреждения.
Программа разработана Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования.
Цель программы: развитие у подростков таких качеств как умение принимать решение, сопротивляться социальному давлению и видеть преимущества здорового образа жизни.
В последние годы в Санкт-Петербурге в Соревновании принимают участие 362 школы. В 2004 году в нашей специальной (коррекционной) школе VIII вида было принято решение участвовать в городском конкурсе «Соревнование классов, свободных от курения». На протяжении 9 лет я сопровождала обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, как куратор конкурса.
Обучающиеся нашей школы (среди них и воспитанники детского дома, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей) имеют выраженные нарушения психического, физического, интеллектуального развития, что сказывается на эмоционально-волевом, нравственном, социальном поведении детей. Они подвержены в большей степени, чем нормально развивающиеся сверстники агрессии, правонарушениям, асоциальному поведению. У них наблюдается социально-педагогическая запущенность, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту. Тем более является целесообразной, необходимой работа по профилактике зависимого поведения среди наших учеников.
На первых порах, мне как куратору было очень сложно мотивировать классный коллектив к участию в конкурсе, дети очень стеснялись, не доверяли, отвергали, протестовали, комплексовали… Предлагаемая деятельность вызывала ложный стыд. Но когда встал выбор: подписать или не подписать обязательства участия, все дети и их родители дали свое согласие.
В условиях конкурса были ежемесячные задания (акции, спортивные соревнования, викторины, творческие конкурсы, конкурсы рисунков, песен), которые следовало выполнять в течение учебного года. По предлагаемому плану их было 7-8, но для того, чтобы выйти в призеры, мы должны были провести на несколько мероприятий больше.
Подготовка от акции к акции формировала интерес и желание участвовать в создании плакатов, листовок, макетов, «кричалок», слоганов, сочинять песни, рисовать карикатуры и оформлять стенд «Школа – территория здоровья».
Приведу краткий сценарный план одной из акций «Здоровье – мой выбор».
Цели и задачи:
Формирование в подростковой среде менталитета, основанного на потребности в здоровом образе жизни.
Приобретение обучающимися опыта самостоятельной работы в продвижении идеи здорового образа жизни.
Привлечение общественного внимания к проблеме курения среди детей и подростков.
Профилактика курения среди подростков.
Участники: 7-б класс, психолог, социальный педагог, медицинская сестра школы.
Куратор: Тарасова Л.С.
Целевая аудитория: учащиеся, родители, учителя.
Iэтап. Подготовительный.
Подбор лозунгов – работа в библиотеке (Фильчева А., Титов А.).
Подбор наглядных изображений – работа с интернет - источниками (Журавлев А., Санин А., Озерова А. под контролем классного руководителя).
Изготовление плакатов (Стригельский Н., Морозов В. под контролем классного руководителя).
Изготовление листовок – работа на компьютере (Гаранина К., Денисов А.под контролем классного руководителя).
Разработка сценарного плана акции (Журавлев А., Озерова А., Фильчева А., Титов А. при участии классного руководителя).
IIэтап. Действия на площадке в вестибюле школы.
Демонстрация плакатов (Стригельский Н., Гаранина К., Журавлев А., Гутор Е., Богданов К., Баранов И., Щербакова Е., Сметанский В.).
Речевки: «Брось сигареты, возьми конфеты!», «Мы за здоровый образ жизни!» (Титов А., Фильчева А., Санин А.,).
IIIэтап. Выход участников акции на улицу.
Место проведения: станция метро «Нарвская».
Все участники надевают медицинские маски. Каждому ребенку раздаются листы с лозунгом, напечатанным на листе цветной бумаги, на одном листе – одно слово. Таким образом, у каждого участника в руках по одному слову. Ребята становятся в шеренгу, чтобы проходящие люди смогли прочитать то, что написано.
Лозунг: Позвольте дышать глубже!
Видеть ярче!
Думать лучше!
Будь человеком – не кури!
IVэтап. Анкетирование.
В анкетировании для прохожих различных возрастов предлагались следующие вопросы:
1. Как вы считаете, полезно ли проводить такие акции? (Да – 100%).
2. Как вы считаете, с какого возраста надо привлекать людей к участию акции «Здоровье - мой выбор»? (70% - считают, что людей привлекать надо с 12 лет к участию в акциях за здоровый образ жизни, 20% - считают, что с детства, затрудняясь ответить точнее, 10% - считают, что с 16-18 лет).
3. Вы можете отказать подростку, который просить сигарету? (Да – 99%)
VСбор отзывов.
Изготовление бланков для сбора отзывов (Морозов В., Журавлев А. под контролем классного руководителя).
Опрос родителей, учителей и учащихся о впечатлениях, полученных от увиденной акции (учащиеся 7-б).
Люди, которые принимали участие в опросе, единогласно поддерживали акцию за здоровый образ жизни и считали полезным мероприятием. Курящие люди, как и некурящие, отказывают подросткам в сигаретах, тем самым показывая, что они против курения.
Помимо акций проводились другие мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни.
1. Проводились спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
2. День здоровья;
3. Беседы с медицинскими работниками для обучающихся «Гигиена девушки»; «Гигиена юноши»; «Лекарства и здоровье»;
4. Создание игротеки силами педагогов, психолога, медика, социального педагога;
5. Организация работы спортивного клуба (проведение спортивных соревнований, спортивных праздников) – преподаватели физической культуры;
6. Спортивная игра «Зарничка» на местности с воспитанниками ГПД;
7. Спортивные игры на прогулке и в школе (игры с мячом, скакалки, канаты, обучение игре в баскетбол, теннис, бадминтон, игра в футбол и т.д.);
8. Работа кружка «Подвижные игры» (руководитель Тарасова Л.С.);
9. Практические занятия «О пользе утренней гимнастики», «Гиподинамия: берегись сидячего образа жизни» - классные руководители, преподаватели физической культуры;
10. Большое внимание уделялось двигательной активности детей. Классные руководители и сами дети проводили подвижные перемены, физкультминутки, общеразвивающие упражнения, элементы дыхательной гимнастики. Проводили игры на внимание, игры-хороводы, игры с правилами, эстафеты, игры-соревнования.
Программа конкурса предусматривала обязательный контроль со стороны родителей за ходом выполнения конкурсных заданий, связь семьи и школы.
Я как куратор мероприятия считала, что в связи с особенностями родителей наших учеников необходимо привлекать их к активному участию в мероприятиях, т.к. на родителей больного ребенка откладывается отпечаток. У них наблюдаются изменения на 3-х уровнях:
1. Психологический уровень
· из-за затяжного стресса деформируется психика родителей и ребенка,
· ломаются определенные жизненные стереотипы,
· надолго растягивается обретение новых жизненных ценностей,
· возникает тревожность, снижается самооценка, появляются комплексы.
2. Социальный уровень
· появляется избирательность в контактах,
· мать вынуждена оставить работу,
· деформируются отношения между родителями.
3. Методический уровень
· из-за постоянно действующих стрессов возникают постоянные болезни.
Родители откликнулись на следующие мероприятия:
1. Организация спортивного кружка силами родителей (совет отцов);
2. Совместные экскурсии в парки города и пригорода на школьном автобусе;
3. Участие в спортивных праздниках «Мама, папа, я - спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Закаляйся, упражняйся, правильно питайся»;
4. Практическое занятие «Найди одежду по сезону» с привлечением сил родителей (родительский комитет);
5. Организация, проведение и участие в спортивных конкурсах.
В конкурсе «Семья – территория здоровья» принимали участие несколько семей. Из нашей школы победителем стала семья Борисовой Я, которая участвовала в лыжном забеге и спортивных играх в зале, успешно справилась с заданиями и провели с детьми игры «Снаряди спортсмена», «Подбери пиктограмму», «Загадки».
Проделанная работа имела большое значение для формирования здорового образа жизни среди учащихся с интеллектуальным недоразвитием и их семей, а также для профилактики зависимого от курения поведения. Даже некоторые преподаватели, которые увлекались табококурением, отказались от этой вредной привычки.
На протяжении первых лет участия в конкурсе в классе были заядлыми курильщиками 4-5 человека. В последние годы обучающиеся, участвовавшие в конкурсе, не курили. Систематическая профилактическая деятельность всего коллектива привела к тому, что в школе проблема курения детей на лестничных пролетах, в туалетных комнатах исчезла. Должна признаться, что в настоящее время курильщики среди старшеклассников есть. Их знаем не только по запаху, но и в лицо. Из 8 курильщиков – 6 из детского дома, 2 – домашних детей. Поверьте, работа продолжается.
Коллектив стал более сплоченным, заинтересованным в результативности коллективной деятельности.
В результате снизился уровень простудных заболеваний у детей на 10%.
Количество кружков, направленных на формирование здорового образа жизни, в школе увеличилось.
Родители стали уделять больше внимания на занятость своих детей во внеурочное время, отслеживают посещение спортивных кружков. По отношению к учителям и друг к другу родители стали более открытыми, контактными, внимательными, что в целом благоприятно отразилось на учебно-воспитательном процессе в школе.
Литература:
1. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. -М., 2003г.
2. Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя.– Калининград: Изд-во КГУ, 2002г.
3. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! // Журнал «Дошкольное воспитание» - №9 – 2004 г.