Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.
Ключевые слова: массаж, приемы, ребенок, развитие, комплексы, гипертонус.
«Здоровье — это драгоценность, и притом, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень
Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Это достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы. Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются своего рода фундаментом физического развития.
Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы, следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Комплексы ЛФК и массажа должны быть составлены таким образом, чтобы учесть все тонкости психомоторного развития малыша. Комплекс ЛФК включает в себя упражнения, которые базируются на врождённых рефлексах, упражнения активные и такие, которые делают с помощью взрослого (пассивные).
Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5–2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25–30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. В светлой, хорошо проветренной комнате, температура воздуха не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.
Рассмотрим пять основных этапов развития ребёнка:
1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ: В первый месяц жизни ребенок называется новорожденным, т. е. этот период длится со дня рождения до месяца. ребёнок адаптируется к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.
2. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ: Данный возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.
ОТ 1,5 до 3 МЕСЯЦЕВ
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает. Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей. Необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
К числу врождённых рефлексов относятся; ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). Важно выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз. У детей до 2,5–3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже подошвы стопы, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. Рефлекторное упражнение для стоп. При спинном рефлексе Галанта — происходит разгибание мышц позвоночника. Покачивание в позе «эмбриона» благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день (можно использовать надувной мяч большого размера). «Ходьба» — рефлекторное упражнение, при выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору.
Активизация различных ручных умений. Постепенно ребенок учится владеть своими руками, увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Во — время массажа важно акцентировать внимание на каждый пальчик, на отведение большого пальца и ладошку малыша. Разминание пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке — это стимулирует работу речевого центра. Тактильного воздействия на органы осязания дает импульс в моторные центры Брокка и Вернике, которые расположены в головном мозге, что способствует благоприятным условиям для дальнейшего развития речи, а так же мышления, т. к. эти две психические функции взаимосвязаны.
Очень важно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка во время проведения сеанса массажа. Для этого следует общаться с ребенком, ласково с ним разговаривать, хвалить, что способствуют достижению лучшего результата.
ОТ 3-х ДО 4 МЕСЯЦЕВ
В этом возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.
Обучение навыкам изменения положения тела, действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза. Можно применять упражнения для нижних конечностей и проводить пассивные движения для рук.
ОТ 4-х ДО 6 МЕСЯЦЕВ
Ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Массажные приемы должны постепенно усложняться.
Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию. Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально.
Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре), можно включать ритмическую музыку.
ОТ 6 ДО 10 МЕСЯЦЕВ
Если к шести-семи месяцам ребёнок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Благодаря ползанью укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.
Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. Следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать. Все упражнения сопровождаются краткими, отчётливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т. д. Во время гимнастики желательно использовать простейшие предметы (кольца, палочки), яркие музыкальные игрушки.
ОТ 10 МЕСЯЦЕВ до года
В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию- когда малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия, предложите подлезть под невысокий столик, стул и тому подобное, заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребёнка забираться на диван, кресло и так далее, спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время, это игра, игра весёлая и увлекательная, активно участвуйте в ней, придумывая новые задания, станьте сами ребёнком хоть ненадолго. Но первое время ребёнок часто падает, падение — неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.
Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.
Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.
Литература:
1. Массаж и гимнастика для детей / Красикова И. С. — М.: Корона-Принт, 2002. — 246 с.;
2. Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. — Л., 1990. — С. 104–131.
3. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974.
4. Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966.
5. Большой справочник по массажу — Васичкин В. И. — Практическое руководство. Изд. Эксмо, 2004–448 с