Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здоровой жизни на долгие годы вперед.
Ключевые слова:ЛФК, упражнения, развитие, ребенок, комплексы упражнений.
«В здоровом теле –здоровый дух».
Децим Юний Ювенал
Организм ребенка отличается от взрослого целым рядом существенных особенностей. Важнейшей особенностью детского организма является его бурный рост и развитие. Бурные темпы развития ребенка определяются не только генетическими, наследственными факторами, но и теснейшим образом связаны с условиями внешней среды. Зависимость роста и развития детского организма от условий, в которых растет ребенок, также составляет существенную особенность детского возраста. Важнейшим компонентом в гармоничном развитии ребенка, наряду со здоровым полноценным питанием, рациональным режимом, достаточным количеством сна и частым пребыванием на свежем воздухе, является забота о двигательном развитии.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и необходимо для его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор — этим объясняется высокая эффективность разнообразных методик и форм проведения занятий, основанных на общем воздействии на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Физические упражнения создают новые условно — рефлекторные связи, которые быстро образуются благодаря высокой пластичности высшей нервной деятельности и интенсивности восстановительных процессов в детском возрасте. Существенный фактор действия физических упражнений — повышение эмоционального тонуса. Во время занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов. В данной статье мы рассмотрим влияние лечебной физкультуры на организм ребенка.
Лечебная физкультура — это один из факторов огромного воспитательного значения. Занятия физическими упражнениями способствуют организации детского коллектива, вносят элементы дисциплинированности в поведение детей, повышают их настроение, а также эмоциональный тонус.
Лечебную физкультуру можно применять в самых разнообразных ее формах и методиках. ЛФК в детском возрасте следует рассматривать, прежде всего, как широкий комплекс разнообразных средств физической культуры. К ним должны относиться не только физические упражнения, но и организация всего двигательного и гигиенического режима, использование методов закаливания, трудовые и педагогические процессы, а также массаж, который в детском возрасте является органической частью профилактической и лечебной гимнастики. Лечебная физкультура нормализует и улучшает процессы обмена веществ, предотвращает деформацию опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии и т. д. Кроме того, регулярные занятия ЛФК препятствуют возникновению у детей таких распространенных заболеваний как: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т. д. Важность лечебной физкультуры в детском возрасте также обусловлена тем, что длительное заболевание может привести не только к отставанию в росте и развитии, но и к функциональным нарушениям, поэтому своевременно начатые занятия лечебной физкультурой помогут избежать всех этих проблем.
Основное средство ЛФК — физические упражнения, которые разделяются на гимнастические, спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание…), подвижные и спортивные игры. Использование при проведении физических упражнений естественных факторов природы — солнца, воздуха, воды — повышает их эффективность и способствует закаливанию.
Отличительной чертой ЛФК для детей является большое количество игровых упражнений. Программа занятий подбирается инструктором по лечебной физкультуре исходя из возраста ребенка, уровня его развития, специфики психики и моторики.
Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, происходит стимуляция деятельности всего организма ребенка. Благодаря лечебной физкультуре усиливается обмен веществ, уменьшаются воспалительные процессы, ускоряется заживление ран, происходит нормализация нарушенных функций организма, увеличение его адаптационных возможностей. Кроме того, вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила мышц, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Также лечебная физкультура положительно влияет на дыхательную, сердечно- сосудистую системы и координацию ребенка.
Для того, чтобы лечебная физкультура привела к положительному результату, заниматься ею необходимо регулярно и, разумеется, под присмотром специалиста, постепенно физическая нагрузка должна увеличиваться. Уровень нагрузки зависит от возраста ребенка, особенностей заболевания, физической подготовки и самочувствия. Физические упражнения должны вызывать у ребенка интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Специалистами разработаны различные комплексы физических упражнений в зависимости от заболевания ребенка и его возрастной группы. Занятия необходимо проводить ежедневно или через день, при этом важную роль играет систематичность. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально, в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка. Физические нагрузки на организм ребенка во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из десяти-двенадцати простых упражнений, темп их выполнения может быть различным — от медленного до интенсивного, в программу занятия обязательно должны входить дыхательные упражнения. Продолжительность одного занятия в среднем должна составлять двадцать минут. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, упражнения должны периодически обновляться. В зависимости от состояния ребенка во время занятий физические упражнения можно корректировать.
Физические упражнения — это целостные или изолированные дозированные мышечные движения, специально подобранные с лечебной, педагогической и профилактической целью. Они делятся на специальные и общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения будут зависеть от диагноза.
К общеразвивающим упражнениям относятся:
- упражнения для различных групп мышц из разных исходных положений.
- упражнения прикладного характера: различные варианты ходьбы, легкий бег, прыжки, лазание и т. д.
- упражнения для формирования правильной осанки.
- спортивные упражнения: плавание, велосипед, ходьба на лыжах и т. д.
Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здоровой жизни на долгие годы вперед.
Литература:
1. В. А. Епифанов. Лечебная физическая культура. Справочник, 1987 г.
2. Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — 2 изд. — М.: АРКТИ, 2007 г.
3. О. Н. Моргунова. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
4. А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. Осанка и физическое развитие детей. С.-Пб.: Речь, 2001 г.
5. Г. В. Хухлаева. Занятия по физической культуре с детьми 2–4 лет. 1992 г.