В настоящее время мы являемся свидетелями глобальных процессов трансформации мирового порядка, ужесточением экономической и политической конкуренции. В этих условиях перед нашей страной стоит мобилизационная задача по формированию человеческого капитала.
Сегодня Россия, как в истории случалось неоднократно, опять оказалась в центре геополитических конфликтов. От того насколько эффективно мы сумеем использовать этот переходный период в развитии мировой цивилизации, зависит благополучие наших детей и внуков. В Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года Президент России В.В. Путин отметил: «На протяжении только одного XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» (Российская газета 12.12.2012).
Состояние здоровья граждан России находится на критическом уровне [1,4,7,8,12,14,16] в связи с низким уровнем рождаемости и продолжительности жизни, а также высокой смертностью, растущим уровнем потребления населением психоактивных веществ. Данное обстоятельство существенным образом влияет на уровень функционирования в обществе системы безопасности жизнедеятельности человека. Базовым элементом этой системы служит сохранение жизни и здоровья индивидуума, улучшение демографической обстановки. Актуальным становится совершенствование стратегии развития составных частей системы, прежде всего в области здравоохранения и образовательной сфере [12 ].
Существенная роль в решении этой задачи принадлежит системе образования. Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Валдайского дискуссионного клуба 9 сентября 2013 года так расставил приоритеты: «Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков».
Почти два десятилетия все ступени образовательного процесса включают такое направление, как безопасность жизнедеятельности. Его важной составляющей являются программы формирования у молодежи навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Особенно это важно в образовании студентов вузов как будущих носителей духовных ценностей российского общества, проводников культуры безопасности и здоровья в среду подрастающего поколения и гражданского общества в целом.
Существующая сегодня в России система образования, сведенная до уровня оказания образовательных услуг, практически исключила процесс воспитания личности. Вопросы воспитания стали считать зоной ответственности семьи. На протяжении всего 20-го века традиционный институт семьи в России разрушался в силу политических, экономических, социальных и других проблем, произошло колоссальное расслоение по имущественному и социальному принципу, растут межэтнические и межконфессиональные напряжения. В связи с этим ведущая роль в процессе воспитания молодого поколения принадлежит образовательным учреждениям. Необходимо создание программ формирования культуры здоровья участников образовательного процесса, базирующихся на концептуальных положениях:
1. Формирование здоровой личности на базе традиционных духовно-нравственных ценностей.
2. Формирование мировоззрения в образовательном процессе базируется на самостоятельной практической деятельности и участии в социально значимых проектах.
3. Развёртывание образовательного процесса должно реализовываться широким фронтом на всех уровнях системы образования, сопровождаться информационно-правовой поддержкой и просветительской работой в широких слоях населения.
Реализовываться эта концепция должна в рамках образовательной программы по безопасности жизнедеятельности.
Одним из наиболее значимых аспектов проблемы является повышение эффективности образовательного процесса по формированию здорового образа жизни, прежде всего в среде детей, подростков и молодежи [2,5,6,14,15]. Основная нагрузка в вопросах воспитания здорового поколения, формирования здорового образа жизни ложится на процесс образования школьников, для чего необходима организация подготовки квалифицированных компетентных кадров [3,8,9-11,17-19]. Принятый в 1999 году Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 36 «Гигиеническое воспитание и обучение» декларирует необходимость обязательного повышения санитарной культуры граждан и распространения знаний о здоровом образе жизни, в том числе «в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях». Пропагандой этих знаний призваны заниматься средства массовой информации и лечебно-профилактические учреждения, а задачу высших образовательных учреждений следует рассматривать как подготовку специалистов, компетентных в области здоровьеформирующих технологий.
Ведущим направлением программ формирования культуры здоровья должен явиться перенос внимания с профилактики вредных привычек, зависимостей, болезней на путь выстраивания здоровьеориентированной жизненной стратегии личности.
Литература:
1. Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№5.-С.397-400.
2. Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№6.- С.372-375.
3. Буйнов Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе// Вестник герценовского университета. 2011. №4. с.16-17.
4. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№4.- С.242.
5. Буйнов Л.Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№6.- С.730-732.
6. Макарова Л.П. О необходимости системного подхода к превентологии [Текст] / В.П.Соломин, Л.П.Макарова // Профилактическая и клиническая медицина.-2011.-№3.-С. 484-485.
7. Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый.- 2012.-№2.-С.286-289.
8. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С. 494-496.
9. Матусевич М.С., Новожилова А.П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый.-2012.-№8.-С. 360-364.
10. Матусевич М.С. Модель виктимности [Текст] / А.А. Канчурина, М.С.Матусевич, О.В.Шатровой // Молодой ученый.-2013.-№9.-С. 306-307.
11. Плахов Н.Н. К оценке функциональных резервов организма [Текст] / В.В.Пастухов, Н.Н.Плахов, З.К.Сулимо-Самуйлло // Военно-медицинский журнал.-1987.-№5.- С.38-39.
12. Плахов Н.Н., Шатровой О.В., Сопко Г.И. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка / Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры.-СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.-С.600-604.
13. Соловьев А.В., Савчук О.В., Хартанович И.А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№4 (32).-С 16-19.
14. Соловьев А.В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С.494-496.
15. Сорокина, Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л.А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114-116.
16. Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104-110.
17. Сухоруков Д.В., Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.
18. Сыромятникова Л.И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 98. – С. 201-204.
19. Сыромятникова Л.И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.
20. Сыромятникова Л.И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.