Привлечение психологических знаний в ходе допроса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 26.10.2014

Статья просмотрена: 1225 раз

Библиографическое описание:

Павловская, А. Ю. Привлечение психологических знаний в ходе допроса / А. Ю. Павловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 704-706. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13271/ (дата обращения: 18.12.2024).

Допрос является неотъемлемой частью уголовного процесса. Это следственное действие, относящееся к числу вербальных, т. е. устных, словесных, осуществляемое в форме беседы (общения). Записанные в протокол рассказ и ответы на вопросы составляют показания допрошенного лица. Таким образом, допрос — это тщательно регламентированная законом специальная процедура, с помощью которой уполномоченные на то лица получают от граждан показания — информацию (сведения, данные) о расследуемом преступлении и связанных с ними событиях.

На сегодняшний день трудно представить высококвалифицированное расследование без привлечения психологических знаний. Понять любое поведение, преступное в том числе невозможно без понимания психологии личности, доминирования механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов.

В настоящее время, исходя из практики, получение и психологических и юридических знаний происходит при взаимодействии самого юриста и участии специалиста — психолога в предварительном следствии. Но как правильно, следователь не прибегает к постоянной помощи специалиста и производит допрос самостоятельно и отсюда вытекают некоторые проблемы в получении достоверной информации, т. к. не знает и не применяет различные приемы, способствующие продуктивной работе в ходе допроса. Современный следователь должен обладать знаниями в различных областях: уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, баллистика и среди них же психология. Так например, при допросе эмоции и чувства в общении следователя играют обую роль, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемым, особенно в конфликтных ситуациях. Эмоциональные проявления, которые отражаются в волевых процессах бывают моральные и аморальные, т. е. в переживаниях и чувствах, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.

Отметить также можно влияние эмоций на процесс запоминания. Запоминание будет эффективным, если восприятие осуществляется на фоне повышенного эмоционального состояния. Когда явление, событие затрагивает чувства, то мысленная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому. Следователю необходимо учитывать индивидуальные особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого / обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди склонны к запоминанию приятного, другие же — не приятного, в зависимости от бодрого, оптимистичного / пессимистичного склада личности. На стадии установления контакта с допрашиваемым, имеет целью не только снятие нежелательных состояний допрашиваемого, но и повышение его активности в предстоящей мыслительной деятельности. Дополнительная передаваемая следователем информация в ряде случаев помогает допрашиваемому логически связать все свои прошлые ощущения и восприятия в единую картину события. Для активизации воспоминания в ряде случаев необходимо изменение эмоционального состояния допрашиваемого. В процессе следствия в условиях взаимодействия следователя с рядом лиц (обвиняемы, потерпевший, свидетель и др.) возникает диалог, как одна из динамических характеристик процесса следствия. Умение использовать диалог для поисков и установление истины можно считать признаком высокой культуры расследования. Главным критерием является состояние готовности допрашивающего. Перед сложным допросом следователь должен находиться в хорошей форме (важно осуществлять контроль за собственным психическим состоянием во время допроса). Многие считают, что допрос это борьба между следователем и допрашиваемым и это не совсем верно, так например, в число таких людей могут входить и сами допрашивающиеся и приходить на допрос уже с отрицательной установкой. Но ведь допрос — это прежде всего организация следователем работы, для получения информации, касающейся дела. Также это организация следователем такого психологического состояния допрашиваемого, которое способствовало бы получению наиболее полной и точной информации о событии преступления, о личности преступника. Успешное взаимодействие следователя и допрашиваемого зависит от психологического контакта между ними. Также можно выделить проблему регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на решение задач допроса. Правильное коммуникативное взаимодействие во многом зависит от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Можно выразить допрос, как борьбу за истину. Наиважнейшее преимущество следователю дают различные научные знания и среди них главными будут являться психологические знания.

Во время допроса происходит столкновение различных мировоззрений, понятий о картине мира, различных интересов и отношений к данному процессу. Для главенствующей роли в этом процессе следователю будут помогать специальные знания в области психологии и тактики допроса и мастерство, проявляющееся в профессиональных навыках ведения диалога. Навыки эти также следуют из овладения психологической информацией и в возможности ее применения, т. е. на изучения психологической науки должно уделяться большее количество времени, нежели в происходит в настоящее время (не поверхностное изучение, а более глубокое).

Успешному проведению допроса во многом способствует его своевременное начало и правильная организация вызова допрашиваемого лица. Исходя из многочисленных данных, преждевременный допрос (особенно подозреваемого и обвиняемого), так же как и запоздалый, может оказать отрицательное влияние на весь ход дальнейшего расследования. Необходимо учитывать также внешние факторы:

1)      обстоятельства вызова на допрос;

2)      внешний вид приемной кабинета, где производится допрос (во многих случаях у допрашиваемого может возникнуть страх, гнев, раздражение из-за нагнетающей обстановки в кабинете). Необходимо убирать яркие предметы и украшения, оружие и вещи-которые могут стать оружием — колющие и режущие предметы, это обеспечит безопасность в случает непредвиденных обстоятельств и также убирает чувство тревоги у допрашиваемого.

3)      внешний вид и поведение допрашивающего;

4)      организационная сторона допроса (должны учитываться процессуальные, тактические и психологические рекомендации, притом так, чтобы они не противоречили другим планам следствия). Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности личности допрашиваемого (без психологических знаний этого не удастся сделать, и допрос может быть не эффективным). Например, внезапная доставка в отдел полиции на допрос, без предупреждения, с целью сохранения тайны следствия не всегда даст положительный результат на получение необходимой информации, т. к. люди с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям всего напросто могут просто уйти в себя и не открыться следователю или давать не полную и не точную информацию и вызовет отрицательные и негативные эмоции в отношении к следователю и это скажется на дальнейшем сотрудничестве.

Главным фактором применения психологических знаний служит также умение организовывать свое психическое состояние. Так, в начальной стадии допроса возможна резкая смена эмоционального фона — негативное состояние, вспышки гнева и раздражения, следователю приходится выводить людей из депрессии и заставлять психологически говорить о расследуемом деле (более относится к потерпевшим и свидетелям). Необходимо обязательно обращать внимание на такое состояние, если оно присутствует. К сожалению во многих случаях этот момент просто обходят стороной и проводят допрос, не обращая на это внимание. Следователю необходимо применить психологические приемы, для снятия этого состояния, т. к. плюсом для работы ему самому будет смена данного состояние на положительное. Можно представить некоторые приемы, для полного представления о проблеме непонимания и не применения психологических знаний:

-        Приемы эмоционального воздействия. Сюда относят побуждение раскаяться и чистосердечно признаться путем разъяснения как отрицательных последствий, так и положительных признания своей вины и активного содействия следствию, в том числе по преступлениям прошлых лет, оставшихся нераскрытыми. Использование фактора внезапности путем постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый таких вопросов не ждет.

-        Максимальная детализация показаний. Попытки лгать приводят к тому, что информация не совпадает и не выстраивается в единую картину совершенного преступления, возникают противоречия и следователь может активно этим пользоваться. Данный прием можно еще назвать последовательным, информацию и факты предъявляют допрашиваемому в порядке нарастания их значимости.

-        Допустимость легенды. Данный прием может сочетаться и с другими одновременно, такими как: внезапность предъявления информации, максимальная детализация показаний, повторность допроса. Допрашиваемому представляется возможность излагать свою ложную легенду.

-        Сочетание замедленного и быстрого темпов допроса. Когда допрашивающему становится ясно, что допустим обвиняемый основательно продумал свое поведение в ходе допроса до самого допроса, варианты ответа и т. д., то следует увеличить темп самого процесса. При таких условиях гораздо труднее давать правдоподобные лживые показания.

Выбор конкретного психологического приема (или их сочетания) зависит от ситуативного состояния, индивидуальных особенностей допрашиваемого, качеств личности.

Таким образом, можно отметить огромную роль в познании и привлечении психологических знаний в ход допроса, ведь это будет способствовать расследованию и раскрытию преступления.

 

Литература:

 

1.      Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика. М.,3-е издание, 2012.

2.      Алексеева Л. В. Психология субъекта и субъекта преступления — Тюмень, изд. ТГУ 2004.

3.      Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. — М.: Юрист, 2000.

4.      Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник — Ответственный редактор П. А. Лупинская 2- издание, М.-2009.

 

Основные термины (генерируются автоматически): допрос, следователь, знание, ходя допроса, время допроса, максимальная детализация показаний, организация следователем, ряд случаев, точная информация, уголовный процесс.


Задать вопрос