Данная статья — об особенностях педагогического сопровождения на уроках физики в рамках ФГОС.
Ключевые слова: сопровождение, универсальные учебные действия.
Современный социальный заказ общества системе образования — это инициативные, самостоятельные, ответственные и социально мобильные личности, способные к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования. Доступность качественного образования, его индивидуализация и дифференциация предполагают со стороны педагогов:
- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении;
- моделирование исследовательской и творческой деятельности учащихся.
Попытка повысить успешность детей в учебе, помочь адаптироваться в социуме, без учета индивидуальных особенностей обречена на провал. Следовательно, учитель- предметник (воспитатель) с помощью классного руководителя, школьного психолога, педагогических диагностик должен изучить субъектный опыт ученика, его познавательные и профессиональные интересы, раскрыть способ его мышления. Затем — разработать содержание, подобрать средства и методы образовательного процесса, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития универсальных учебных действий у конкретного ученика через реализацию образовательной программы.
Любой учебный предмет, с его содержанием, выступает как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Например, предмет «физика», позволяет развивать логическое и абстрактное мышление, произвольность высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи), творчество и коммуникативные качества личности. Из познавательных УУД физика формирует умения:
- сознательно чувствовать окружающий мир,
- отыскивать причины физических явлений,
- анализировать и сравнивать физические явления между собой,
- структурировать и классифицировать объекты физического мира,
- моделировать физические объекты и системы чувствовать противоречия и др.;
Из регулятивных УУД умения:
- ставить цель и планировать ее достижение,
- контролировать свои действия по достижению цели,
- запрашивать помощь педагога,
- анализировать и оценивать собственную учебную деятельность;
Из коммуникативных УУД умения:
- принимать, искать и передавать информацию,
- задавать вопросы,
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса,
- выполнять различные социальные роли в группе,
- вести дискуссию,
- использовать современные телекоммуникационные технологии.
В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных.
Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия специалистов образовательного процесса. [10] Представления о сопровождении как образовательной технологии общей для многих специалистов, изложены в работах Е. И. Казаковой. [6] Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровожюдающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».
М. Р. Битянова рассматривает сопровождение как «...систему профессиональной деятельности, направленной на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия», [7] Е. А. Александрова понимает педагогическое сопровождение как «специально организованную деятельность, суть которой заключается во взаимодействии педагога с обучающимся по поводу его потенциальных возможностей, «зон его ближайшего развития» и жизненных перспектив. Результатом подобного взаимодействия становится индивидуальная образовательная траектория ученика». [8]
И. А. Липский определяет педагогическое сопровождение как «процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка... В педагогическом сопровождении развития личности ребенка взрослый — это субъект, оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия, т. к. именно он ставит цели воспитания (обучения), определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно педагог должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания (обучения) в целом». [9]
Исследование этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей и справочников позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. [4,5] В нашем случае дети являются социальной группой с функцией развития, а педагоги — социальной группой с функцией развития детей. В этом совпадении функций заключается суть педагогического сопровождения.
Таким образом, педагогическое сопровождение формирования УУД у обучающихся на уроках — это личностно — ориентированная образовательная технология, включающая проектирование образовательной среды для максимального развития возможностей и личностного потенциала обучающегося. Результатом сопровождения должно стать интеллектуальное и психологическое развитие каждого ученика.
Цель педагогического сопровождения: создание условий для формирования универсальных учебных действий.
Содержание процесса педагогического сопровождения должно базироваться на:
- поддержании оптимальной активности ученика;
- организации образовательных воздействий на ученика при учете его индивидуальных возможностей для качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности, социальных взаимосвязей последнего.
Из вышесказанного следует, что задачами педагогического сопровождения являются:
1. Определить индивидуальные психологические показатели учащихся, уровень актуального и «зону ближайшего развития», сформированность УУД на актуальный момент, механизмов затруднений, характер педагогической помощи и пр.
2. Разработать индивидуальные (адресные) программы педагогического сопровождения.
3. Проектировать совместно с обучающимися индивидуальные образовательные маршруты.
4. Отобрать методы обучения, адекватные уровням способностей учеников.
5. Постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент времени.
По временным показателям педагогическое сопровождение бывает единовременное, пролонгированное и дискретное. Единовременное сопровождение оказывается в том случае, когда педагог уверен, что ученик способен сам справиться с ситуацией или проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Обсуждается уровень глубины изучаемого материала, тем научных исследований, источников информации, видов домашних заданий, вариантов презентации результатов. Педагог пробуждает внутренний резерв ребенка, вселяет уверенность в собственных силах.
Пролонгированное сопровождение используется в том случае, когда ученик длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой или процесс формирования его знаний, навыков, способов действий требует постоянной помощи и поддержки со стороны педагога.
Дискретное сопровождение проводится время от времени, когда педагог видит необходимость корректировать ситуацию и использует методы, определяемые характером затруднений ученика.
Пример оказания направляющей помощи для обучающихся уровня В:
Проверочная работа по физике, 7 класс.
Решите задачи по теме: «Давление твёрдого тела. давление жидкости и газа»
1. Гусеничный трактор, сила тяжести которого 45 000 Н, имеет площадь гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт. Направляющая помощь — используйте формулу давления, стр.78–79 учебника.
2. Почему на одной и той же глубине давление воды в море больше чем в реке?
Направляющая помощь — для ответа на вопрос, проанализируй, от каких величин зависит давление жидкости, стр. 91 учебника.
3. Насос подает воду на высоту 6 метров. Определите давление, которое создает насос.
Направляющая помощь — используйте формулу давления жидкости, стр.91 учебника, таблицу плотности, стр. 51.
4. Барометр показывает давление 760 мм рт. ст. Какими станут показания барометра, если с ним спуститься в шахту, глубиной 30 м. Направляющая помощь — для ответа на вопрос, проанализируй, как меняется давление с высотой, стр. 107 учебника.
Уровень понимания и удержания учебной инструкции у обучающихся разный. Для группы учащихся уровня С следует готовить развёрнутые, пошаговые инструкции.
Подготовка развернутой инструкции выполнения эксперимента, лабораторной работы или других видов деятельности преследует сразу две цели: сделать ученика успешным в учебно-познавательной деятельности, а так же научить его программировать свои действия и осуществлять самоконтроль (регулятивные УУД).
Примеры уровневых инструкций выполнения лабораторной работы.
Для обучающихся уровня С учитель сам определяет цель работы, подробно прописывает порядок действий ученика по достижению цели, предлагает заготовки для оформления лабораторной работы, словарь терминов по изучаемой теме. Для подведения итогов лабораторной работы и написания вывода ученик использует подготовленный учителем наводящий вопрос.
Для обучающихся уровня В педагог определяет цель работы, предлагает самостоятельно определить оборудование для достижение цели, даёт сокращённый вариант пошаговой инструкции. Обучающиеся самостоятельно оформляют лабораторную работу и формулируют вывод.
Обучающиеся группы А самостоятельно ставят цель работы, исходя из темы, подбирают нужное оборудование, планируют и контролируют свою деятельность. Как правило, данная категория детей быстро справляется с заданием, поэтому педагог предусматривает дополнительные упражнения развивающего и творческого характера.
Литература:
1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003. № 3(14).
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.
3. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и тогис. М. НИИ школьных технологий. 2006.