Педагогическое сопровождение на уроках физики в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Донская, А. Л. Педагогическое сопровождение на уроках физики в рамках ФГОС / А. Л. Донская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13315/ (дата обращения: 15.11.2024).

Данная статья — об особенностях педагогического сопровождения на уроках физики в рамках ФГОС.

Ключевые слова: сопровождение, универсальные учебные действия.

 

Современный социальный заказ общества системе образования — это инициативные, самостоятельные, ответственные и социально мобильные личности, способные к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования. Доступность качественного образования, его индивидуализация и дифференциация предполагают со стороны педагогов:

-                    защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

-                    квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка;

-                    реализацию программ преодоления трудностей в обучении;

-                    моделирование исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Попытка повысить успешность детей в учебе, помочь адаптироваться в социуме, без учета индивидуальных особенностей обречена на провал. Следовательно, учитель- предметник (воспитатель) с помощью классного руководителя, школьного психолога, педагогических диагностик должен изучить субъектный опыт ученика, его познавательные и профессиональные интересы, раскрыть способ его мышления. Затем — разработать содержание, подобрать средства и методы образовательного процесса, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития универсальных учебных действий у конкретного ученика через реализацию образовательной программы.

Любой учебный предмет, с его содержанием, выступает как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Например, предмет «физика», позволяет развивать логическое и абстрактное мышление, произвольность высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи), творчество и коммуникативные качества личности. Из познавательных УУД физика формирует умения:

-                    сознательно чувствовать окружающий мир,

-                    отыскивать причины физических явлений,

-                    анализировать и сравнивать физические явления между собой,

-                    структурировать и классифицировать объекты физического мира,

-                    моделировать физические объекты и системы чувствовать противоречия и др.;

Из регулятивных УУД умения:

-                    ставить цель и планировать ее достижение,

-                    контролировать свои действия по достижению цели,

-                    запрашивать помощь педагога,

-                    анализировать и оценивать собственную учебную деятельность;

Из коммуникативных УУД умения:

-                    принимать, искать и передавать информацию,

-                    задавать вопросы,

-                    обозначать свое понимание или непонимание вопроса,

-                    выполнять различные социальные роли в группе,

-                    вести дискуссию,

-                    использовать современные телекоммуникационные технологии.

В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных.

Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия специалистов образовательного процесса. [10] Представления о сопровождении как образовательной технологии общей для многих специалистов, изложены в работах Е. И. Казаковой. [6] Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровожюдающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».

М. Р. Битянова рассматривает сопровождение как «...систему профессиональной деятельности, направленной на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия», [7] Е. А. Александрова понимает педагогическое сопровождение как «специально организованную деятельность, суть которой заключается во взаимодействии педагога с обучающимся по поводу его потенциальных возможностей, «зон его ближайшего развития» и жизненных перспектив. Результатом подобного взаимодействия становится индивидуальная образовательная траектория ученика». [8]

И. А. Липский определяет педагогическое сопровождение как «процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка... В педагогическом сопровождении развития личности ребенка взрослый — это субъект, оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия, т. к. именно он ставит цели воспитания (обучения), определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно педагог должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания (обучения) в целом». [9]

Исследование этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей и справочников позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. [4,5] В нашем случае дети являются социальной группой с функцией развития, а педагоги — социальной группой с функцией развития детей. В этом совпадении функций заключается суть педагогического сопровождения.

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования УУД у обучающихся на уроках — это личностно — ориентированная образовательная технология, включающая проектирование образовательной среды для максимального развития возможностей и личностного потенциала обучающегося. Результатом сопровождения должно стать интеллектуальное и психологическое развитие каждого ученика.

Цель педагогического сопровождения: создание условий для формирования универсальных учебных действий.

Содержание процесса педагогического сопровождения должно базироваться на:

-                    поддержании оптимальной активности ученика;

-                    организации образовательных воздействий на ученика при учете его индивидуальных возможностей для качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности, социальных взаимосвязей последнего.

Из вышесказанного следует, что задачами педагогического сопровождения являются:

1.         Определить индивидуальные психологические показатели учащихся, уровень актуального и «зону ближайшего развития», сформированность УУД на актуальный момент, механизмов затруднений, характер педагогической помощи и пр.

2.         Разработать индивидуальные (адресные) программы педагогического сопровождения.

3.         Проектировать совместно с обучающимися индивидуальные образовательные маршруты.

4.         Отобрать методы обучения, адекватные уровням способностей учеников.

5.         Постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент времени.

По временным показателям педагогическое сопровождение бывает единовременное, пролонгированное и дискретное. Единовременное сопровождение оказывается в том случае, когда педагог уверен, что ученик способен сам справиться с ситуацией или проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Обсуждается уровень глубины изучаемого материала, тем научных исследований, источников информации, видов домашних заданий, вариантов презентации результатов. Педагог пробуждает внутренний резерв ребенка, вселяет уверенность в собственных силах.

Пролонгированное сопровождение используется в том случае, когда ученик длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой или процесс формирования его знаний, навыков, способов действий требует постоянной помощи и поддержки со стороны педагога.

Дискретное сопровождение проводится время от времени, когда педагог видит необходимость корректировать ситуацию и использует методы, определяемые характером затруднений ученика.

Пример оказания направляющей помощи для обучающихся уровня В:

Проверочная работа по физике, 7 класс.

Решите задачи по теме: «Давление твёрдого тела. давление жидкости и газа»

1.                          Гусеничный трактор, сила тяжести которого 45 000 Н, имеет площадь гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт. Направляющая помощь — используйте формулу давления, стр.78–79 учебника.

2.                          Почему на одной и той же глубине давление воды в море больше чем в реке?

Направляющая помощь — для ответа на вопрос, проанализируй, от каких величин зависит давление жидкости, стр. 91 учебника.

3.                          Насос подает воду на высоту 6 метров. Определите давление, которое создает насос.

Направляющая помощь — используйте формулу давления жидкости, стр.91 учебника, таблицу плотности, стр. 51.

4.                   Барометр показывает давление 760 мм рт. ст. Какими станут показания барометра, если с ним спуститься в шахту, глубиной 30 м. Направляющая помощь — для ответа на вопрос, проанализируй, как меняется давление с высотой, стр. 107 учебника.

Уровень понимания и удержания учебной инструкции у обучающихся разный. Для группы учащихся уровня С следует готовить развёрнутые, пошаговые инструкции.

Подготовка развернутой инструкции выполнения эксперимента, лабораторной работы или других видов деятельности преследует сразу две цели: сделать ученика успешным в учебно-познавательной деятельности, а так же научить его программировать свои действия и осуществлять самоконтроль (регулятивные УУД).

Примеры уровневых инструкций выполнения лабораторной работы.

Для обучающихся уровня С учитель сам определяет цель работы, подробно прописывает порядок действий ученика по достижению цели, предлагает заготовки для оформления лабораторной работы, словарь терминов по изучаемой теме. Для подведения итогов лабораторной работы и написания вывода ученик использует подготовленный учителем наводящий вопрос.

Для обучающихся уровня В педагог определяет цель работы, предлагает самостоятельно определить оборудование для достижение цели, даёт сокращённый вариант пошаговой инструкции. Обучающиеся самостоятельно оформляют лабораторную работу и формулируют вывод.

Обучающиеся группы А самостоятельно ставят цель работы, исходя из темы, подбирают нужное оборудование, планируют и контролируют свою деятельность. Как правило, данная категория детей быстро справляется с заданием, поэтому педагог предусматривает дополнительные упражнения развивающего и творческого характера.

 

Литература:

 

1.                   Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003. № 3(14).

2.                   Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.

3.                   Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и тогис. М. НИИ школьных технологий. 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, лабораторная работа, направляющая помощь, вид деятельности, достижение цели, обучающийся, ученик, ближайшее развитие, образовательный процесс, социальная группа.


Похожие статьи

Особенности применения дидактических игр в обучении химии в средних общеобразовательных школах

В данной статье приводится метод использования дидактических игр в обучении химии в общеобразовательных школах.

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку

В статье рассматриваются формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку, которые помогут учащимся лучше понять языковую природу терминов, номенклатурных единиц, профессионализмов, установить их различия.

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Современный урок физической культуры: проблемы реализации требований ФГОС на текущем этапе в рамках начальной школы

Методические основы использования интеллектуальных игр на уроках математики

Данная статья посвящена особенностям использования интеллектуальных игр на уроках математики.

Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий

Данная статья посвящена особенностям использования информационных технологий на уроках истории.

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении технических дисциплин

Данная статья посвящена особенностям применения видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся при изучении технических дисциплин.

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны особенности развития креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии

В статье рассматривается эффективность и результативность внедрения ФГОС на уроках биологии в общеобразовательной школе; выделяются проблемы, стоящие на пути достижения требуемых результатов; рассматриваются разные методы и пути их преодоления.

Похожие статьи

Особенности применения дидактических игр в обучении химии в средних общеобразовательных школах

В данной статье приводится метод использования дидактических игр в обучении химии в общеобразовательных школах.

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку

В статье рассматриваются формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку, которые помогут учащимся лучше понять языковую природу терминов, номенклатурных единиц, профессионализмов, установить их различия.

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Современный урок физической культуры: проблемы реализации требований ФГОС на текущем этапе в рамках начальной школы

Методические основы использования интеллектуальных игр на уроках математики

Данная статья посвящена особенностям использования интеллектуальных игр на уроках математики.

Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий

Данная статья посвящена особенностям использования информационных технологий на уроках истории.

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении технических дисциплин

Данная статья посвящена особенностям применения видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся при изучении технических дисциплин.

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны особенности развития креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии

В статье рассматривается эффективность и результативность внедрения ФГОС на уроках биологии в общеобразовательной школе; выделяются проблемы, стоящие на пути достижения требуемых результатов; рассматриваются разные методы и пути их преодоления.

Задать вопрос