Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 2658 раз

Библиографическое описание:

Петров, Н. А. Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе / Н. А. Петров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 621-626. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13328/ (дата обращения: 18.12.2024).

Жизнедеятельность человека к началу ХХI века породила ряд глобальных проблем, связанных с бурным техническим развитием и несовершенством социального устройства общества. Неумение обеспечить безопасность в стремительно меняющихся природных и социальных условиях стало угрозой дальнейшему существованию человечества.

Образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [3, 6, 14].

В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде — природной, техногенной и социальной.

Важно, чтобы в процессе изучения предмета ОБЖ шёл непрерывный процесс формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, были: 1) усвоены школьниками этические нормы отношений между людьми как основа толерантности; 2) необходимость безопасного поведения, как основа для жизнедеятельности каждого человека, через умения принимать верные, адекватные решения в зависимости от ситуаций; 3) стремление к повышению уровня общей культуры (совокупности материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности) каждого человека и общества в целом через культуру безопасности личности и общества.

Изучение школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на [13]: формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества; выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом полученных знаний, умений и навыков.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих задач: усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класса» играет очень важную роль в становлении личности безопасного типа поведения, т. к. рассматривает теоретические и практические вопросы, связанные с угрозами возникновениями, последствиями различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Так как в современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они часто несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу, провоцируя в том числе и экологические проблемы различного уровня [8, 13].

Поэтому в условиях модернизации современной школы ещё одним актуальным вопросом является формирования экологической культуры и экологической морали, которые должны влиять на развитие производительных сил общества в каждом регионе и определять поведение каждого человека, требуя от него ограничения своих потребностей, энерго- и ресурсосбережения. Поэтому одним из пунктов Концепции экологической безопасности России является положение о создании в стране непрерывного экологического образования с целью повышения уровня экологической культуры населения [1, 4, 5, 7, 9, 12, 15].

Курс «ОБЖ 8 класса» обладает достаточными возможностями для формирования и развития знаний по экологической безопасности. В качестве примера продемонстрируем развитие основных понятий по экологической безопасности в курсе ОБЖ 8 класса в соответствии с программой и учебником Смирнова А. Т. в таблице «Развитие основных понятий по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах» [8, 13].

Таблица 1

Развитие основных понятий по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах

Модуль учебный

Раздел и главы учебника

Тема параграфа учебника

Основные элементы содержания

Основные требования к уровню подготовки

К знаниям

К умениям

Модуль 1

Основы безопасности личности,

общества, государства

Раздел 1.

Основы комплекс-ной безо-пасности

Глава 4.

Экология и безопасноть

4.1. Загрязнение окружаю-щей природ-ной среды и здоровье человека.

Загрязнение окружающей природной среды.

Понятие о ПДК загрязняющих веществ.

Значение взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез.

Экология и

Экологическая система, экологический кризис.

Экологическая безопасность, её составляющие.

Экоцентрический тип сознания.

Личность безопасного типа

Приводить примеры ЧС экологического характера.

 

 

4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы. Сведения об уровнях загрязнения регионов России.

Приводить примеры основных источников загрязнения сфер. Приводить

Примеры чистых регионов России. Оценка экологических рисков (решение расчетных задач)

 

Глава 5. Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера и их возможные последствия

5.1.Классификация ЧС техногенного характера (ТХ)

Краткая характеристика основных видов ЧС и техногенных происшествий. Последствия.

Общая оценка экологического ущерба окружающей среде и здоровью человека от ЧС ТХ

Аварии – классификация, катастрофы – классификация. Условия возникновения ЧС ТХ.

Экологическая угроза от ЧС ТХ. Экологические риски ЧС ТХ.

Называть виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера, давать характеристику ЧС ТХ

Знать последствия ЧС ТХ, в том числе экологические.

 

 

5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Радиоактивность и радиационно опасные объекты.

Характеристика очагов поражения.

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.

Экологические угрозы от радиационно опасных объектах.

Характеристика очагов поражения; ионизирующееизлучение; естественная радиоактивность; негативные экологические последствия аварий и катастроф на радиационно-опасных объектах.

 

Знать радиационно-опасные объекты Опасность излучения.

Знать правила поведения и действия населения при Радиационных авариях.

Давать оценку экокологическим последствиям при Радиационных авариях.

 

 

5.3. Аварии на химии-чески опасных объектах и их возможные последствия

Опасные химические вещества и объекты. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Характеристика АХОВ и их Поражающие факторы. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Негативные экологические последствия аварий и катастроф на химических объектах.

Аварии с Выбросом опасных ХВ. Поражающие факторы АХОВ. Причины аварий на химических объектах. Знать правила поведения при аварии химических объектах. Помощь от АХОВ

Дать характеристику АХОВ.

Назвать причины и последствия аварий на ХО. Знать правила поведения при аварии на химических объектах.

Уметь оказать ПМП пострадавшим.

Давать оценку экологическим последствиям при авариях на химических Объектах

 

 

5.4. Пожары и взрывы на взрывопожарноопасных объектах экономики и их возможные последствия

Взрывопожарноопасные объекты.

Основные причины возникновения пожаров и взрывов на объектах экономики.

Безопасность в условиях возникновения пожаров и взрывов на объектах экономики.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Безопасность в условиях возникновения взрыва.

Экологические угрозы и последствия аварий на взрывопожарноопасных объектах.

Пожары, классификация. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов на объектах экономики.

Способы борьбы с пожарами и взрывами на объектах экономики.

Правила поведения при возникновении пожаров и взрывов на объектах экономики.

Экологические последствия пожаров и взрывов на объектах экономики.

Назвать условия для возникновения пожаров и взрывов на объектах экономики.

Условия и причины возникновения, способы борьбы.

Применять правила безопасного поведения при возникновении пожаров и взрывов на объектах экономики.

Уметь давать оценку негативным экологическим последствиям при возникновении пожаров и взрывов на объектах экономики.

 

 

5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Гидродинамические аварии. Основные причины возникновения.

Безопасность в условиях возникновения гидродинамических аварий.

Безопасность в условиях возникновения гидродинамических аварий.

Экологические угрозы и последствия аварий на гидротехнических сооружениях

 

Классификация гидродинамических аварий. Условия и причины возникновения ЧС на гидротехнических сооружениях. Правила поведения при возникновении гидродинамических аварий.

Экологические последствия аварий на гидротехнических сооружениях

 

Назвать условия и причины возникновения ЧС на гидротехнических сооружениях

Применять правила безопасного поведения при возникновении гидродинамических аварий.

Уметь давать оценку негативным экологическим последствиям

 

Важным условием процесса формирования и развития понятий по экологической безопасности является комплексное применение словесных, наглядных и практических методов обучения с преимущественным использованием изобразительной наглядности (плакаты по экологической безопасности, технике безопасности с целью не допущения ЧС ТХ, инструкции с правилами поведения при возникновении различных ЧС ТХ, таблицы статистических данных о ЧС ТХ, дидактические карточки, графики, диаграммы, расчетные задачи и многое другое). Использовали также средства мультимедиа — при помощи мультимедийных программ искусственно можно создавать условия, похожие на естественные, т. е. создавать виртуальную ситуацию возникновения ЧС ТХ. Также активно использовали разнообразные интерактивные формы обучения, основанные на технологиях программированного, проблемного обучения, а также игровые технологии [7].

Методом графов выявляли связи между понятиями экологического содержания и понятиями безопасности жизнедеятельности, что позволило определить взаимосвязанность и взаимообусловленность их развития. Непрерывное и последовательное развитие понятий по экологической безопасности достигается путем выделения уроков по экологической безопасности и разработки методики поведения этих уроков как основную форму развития понятий по экологической безопасности [2, 10, 11].

В качестве примера проиллюстрируем один из графов к водному уроку по выявлению взаимосвязей между экологией и безопасностью жизнедеятельности.

Рис. 1. 1 — Личность безопасного типа; 2 — Экологическая культура; 3 — Безопасность жизнедеятельности; 4 — Экология; 5 — Экологическая безопасность; 6 — Экоцентрический тип сознания

 

Веские аргументы в защиту образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» дает принятая в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро глобальная программа «Повестка дня на XXI век». Она утверждает: удовлетворение потребностей и повышение уровня жизни населения требуют комплексного подхода к проблемам окружающей среды и развития, более эффективной охраны и рационального использования экосистем, обеспечения более безопасного и благополучного будущего. Все это включено в понятие экологической безопасности. Стратегия нашего государства по вопросу повышения грамотности населения по экологической безопасности отражена в Концепции национальной безопасности РФ, Концепции экологической безопасности РФ и в ряде законов, государственных концептуальных и программных документах [11,12, 15].

В глобальной системе «человек-природа» можно выделить пять систем, находящихся во взаимодействии: природа (биосфера); человек (этносфера); техносфера и социосфера как плоды человеческой деятельности; информационная сфера — всеобщее информационное пространство. Все эти системы являются объектами и субъектами безопасности(состояние защищенности отдельных лиц, общества и природной среды от чрезмерной опасности) и испытывают взаимодействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным [15].

Важнейшим объектом безопасности, на сохранности которого основана безопасность всех остальных систем, каждого человека на Земле, является биосфера, функционирование и сохранность которой только и делают возможным существование на Земле всех форм жизни, включая человека. Человеческое общество главным объектом и субъектом безопасности провозглашает человека — самое ценное и уязвимое, но также и наиболее опасное для себя и всего окружающего существо [15]. В сложившихся социально-экономических условиях и увеличивающихся степеней экологических угроз важно человеческому обществу осознать необходимость перехода от антропоцентрического сознания к экоцентрическому типу сознания — системе представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, восприятие природных объектов как полноправных партнёров по взаимодействию с человеком и баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [9].

Для решения назревших экологических проблем в России разработана Концепция экологической безопасности (1991), где под экологической опасностью понимается вероятность разрушения среды обитания человека и связанных с ним растений, животных, микроорганизмов в результате вредных природных и антропогенных факторов, которые приводят к нарушению приспособления живых систем к условиям существования [15].

То есть, состояние экологической опасности может возникнуть из-за неконтролируемого развития экономики без учета принципов рационального природопользования, применения устаревших технологий производства, в результате опасных геофизических, метеорологических и других явлений.

А экологическая безопасность характеризуется как процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и возможных опасностей, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду [10,11, 12, 15].

Чтобы экологическая безопасность была наиболее эффективна необходима система экологической безопасности — совокупность законодательных, медицинских биологических и экологических мероприятий, направленных на поддержание экологического равновесия в биосфере, т. е. равновесия между биосферой и внешними антропогенными и природными факторами [10, 11, 15].

Вся система экологической безопасности должна контролироваться и осуществляться политикой экологической безопасности — целенаправленной деятельностью государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности [10, 11, 15].

Подводя итог выше изложенному, акцентируем внимание, что важно формировать не только экологическое мышление, но и экологическое мировоззрение, которое включало бы в себя любовь к природе, понимание ограниченности ресурсов Земли, бережливость, ответственность за сохранение природы для нынешнего и будущих поколений, т. е. достижения высокого уровня экологической безопасности, через осознание необходимости формирования личности безопасного типа поведения — толерантного сознания, гражданской ответственности, идеологии единения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни [1, 9, 10, 11, 12, 15].

 

Литература:

 

1.                 Алексеев С. В. и др. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев. Монография. / Под ед. А. И. Честобаева. — Санкт-Петебург, СПб Нц РАН, ВВМ: 22005. — 216 с.

2.                 Березина Л. Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979. — 143 с.

3.                 Блинова Е. Г. Безопасность жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»: учеб. пособие. — Омск, 2003.

4.                 Горелов А. А. Человек-гармония-природа. М.: Наука, 1992. — 186 с.

5.                 Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Организация экологического образования в школе. — Пермь, 1990.

6.                 Михайлов Л. А., Соломин В. П., Старостенко А. В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. — СПб., 2005.

7.                 Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения. Учебно-методическое пособие (Д. А. Гдалин, М.Ю Челпанов, С. И. Махов и др. / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Эпиграф. 2004. — 132 с.

8.                 Основы безопасности жизнедеятельности: VIII класс: поурочные планы / авт.-сост. Г. Н. Шевченко. — Волгоград, 2007.

9.                 Пономарёва И. Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: история. Теория. Методика: Учебное пособие. / Под ред. В. П. Соломина. — СПб: Изд-во ГПУ им. А. И. Герцена. — 415 с.

10.             Силакова О. В. Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины «Основы экологической безопасности» как важная составляющая подготовки бакалавров направления «Естественнонаучное образование». / Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1096–1101.

11.             Силакова О. В. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 51–54.

12.             Силакова О. В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. — сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144–148.

13.             Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2013. — 240 с.

14.             Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселёва, О. Н. Русак и др.; под ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский цент «Академия», 2009. — 288 с.

15.             Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, правило поведения, авария, безопасное поведение, возникновение пожаров, последствие, последствие аварий, безопасный тип, техногенный характер, экологическое последствие аварий.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Профориентационная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Право людей с ограниченными возможностями на спорт. Результаты социальной политики в Челябинской области

Одаренные дети на уроках изобразительного искусства и технологии

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Профориентационная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Право людей с ограниченными возможностями на спорт. Результаты социальной политики в Челябинской области

Одаренные дети на уроках изобразительного искусства и технологии

Задать вопрос