В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.
Ключевые слова: возрастные особенности, анализ, физическая культура, физическое развитие, нагрузка.
Многолетний процесс физического воспитания невозможно успешно осуществлять без тщательного учета возрастных особенностей развития учащихся средней школы, уровня их физической подготовленности, особенностей развития двигательных качеств и формирования двигательных умений и навыков. Именно поэтому, строгое регламентирование физических нагрузок, в рациональном построении процесса физического воспитания, должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
И. И. Герасимовой, М. В. Лариной, В. Ю. Лебединским, И. Ю. Сидоровой (2011) на основе педагогического эксперимента выявлены морфофункциональные особенности школьников в возрасте 7–17 лет г. Иркутска в зависимости от варианта их полового созревания и типа конституции, определены сенситивные периоды прироста моторных навыков учащихся. Сопоставительный анализ исследуемых параметров у детей 7–17 лет показал, что выраженный прирост результатов тестирования двигательных качеств предшествует периоду активного развития морфофункциональных показателей. Так, период максимального годового прироста данных физического развития выявлен у мальчиков 13–16 лет, тогда как интенсивное улучшение двигательных качеств у юношей выявлено в 7–11 и 15–17 лет. Силовые качества улучшаются у юношей в возрасте 8 и 14, 16 лет [1].
Таким образом, все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма [3].
В рамках исследований, проводимых в двух общеобразовательных школах г. Ташкента, выявлялись особенности физического развития учащихся 5–9 классов с целью грамотного построения процесса физического воспитания. Учащиеся школы № 100 занимались по экспериментальной методике, с использованием фитнес-программы, в то время как учащиеся школы № 26 занимались по традиционной методике. Общее количество испытуемых составило 164 человека. При проведении комплексных исследований использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела), кистевую динамометрию и пульсометрию. Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке для определения влияния различных факторов на физическое развитие учащихся [2].
Средний показатель длины тела учащихся 5 класса школы № 100 составил (х=150,6 см), в то время как у юношей школы № 26 этот показатель равен (х=145,3 см). Юноши 6 класса школы № 100 оказались в среднем на (х=12 см) выше своих сверстников из школы № 26, средние показатели длины тела в этих классах составили (х=160,8 см и 148,4 см соответственно), с высокой степенью достоверности при Р<0,05. В целом, у юношей экспериментальной группы наблюдалось плавное увеличение длины тела, в то время как у учащихся школы № 26 ярко выражена разница в росте между 6 и 7 классами. На рисунке 1 показана динамика изменения длины тела учащихся 5–9 классов.
Достоверное различие средних показателей массы тела в исследуемых группах отмечено в 5-ом, 6-ом и 8-ом классах. Среднее значение массы тела юношей 5 класса школы № 100 на 7,4 кг выше среднего значения учащихся этого возраста в школе № 26 (х=40,4 кг и х=33 кг), в 6-ом классе достоверность различий так же высока (х=49,5 кг и х=38,5 кг соответственно, при Р<0,05). На рисунке 2 отражена динамика изменения массы тела учащихся 5–9 классов.
Динамика изменения индекса массы тела у юношей общеобразовательных школ г. Ташкента показывает постепенное увеличение этого показателя у юношей школы № 26 (с 15,6 кг/м ² в 5-ом классе до 22,5 кг/м ² в 9 классе) и волнообразный характер у учащихся школы № 100 (рисунок 3). Следует отметить, что ИМТ юношей школы № 100 с 5 по 8 класс достоверно выше, чем у юношей школы № 26.
На рисунке 5 показана динамика изменения ЧСС в покое в исследуемых группах. Существенные различия в показателях заметны в 7 и 9 классах. На графике видно, что ЧСС в покое у юношей школы № 100 в этих классах заметно ниже, чем у юношей того же возраста школы № 26. Данный фактор говорит о более экономичной работе сердца учащихся экспериментальной группы и как следствие более развитой сердечно-сосудистой системе организма.
Рис. 1. Динамика изменений длины тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента
Рис. 2. Динамика изменений массы тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента
Рис. 3. Динамика изменений индекса массы тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента
Рис. 4. Динамика изменений окружности грудной клетки учащихся 5–9 классов г. Ташкента
Рис. 5. Динамика изменений ЧСС в покое учащихся 5–9 классов г. Ташкента
Позитивные изменения в показателях физического развития и функционирования сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о положительном влиянии внедренной комплексной фитнес-программы для учащихся 5–9 классов в процессе уроков по физическому воспитанию.
Литература:
1. Герасимова И. Н., Ларина М. В., Лебединский В. Ю., Сидорова И. Ю. Морфофункциональные особенности школьников с разными вариантами полового созревания и типами конституции. Материалы международной научно-практической конференции «Восток-Россия-Запад» современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта, 13–14 сентября 2011 г., т. 2. Иркутск, — 2011. — С. 24–28
2. Денисова Л. В., Хмельницкая И. В., Харченко Л. А. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов. — К.: Олимп. л-ра, 2008. — 127 с.
3. Кошбахтиев И. А., Сафронов А. А. Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 772–776.