В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, физическое развитие, физическая подготовленность, педагогический контроль, жировая и активная масса тела.
Одним из факторов, определяющих интегральную подготовленность студентов, является качество образовательного процесса по физическому воспитанию. Эффективно управлять учебно-воспитательным, оздоровительным процессом — значит организовать обучение, физическую подготовку как управляемый процесс, то есть реализовать общепризнанный педагогический принцип: педагог — обучающийся — программа поведения — объективная информация по каналам обработки связи — коррекция её в зависимости от реального характера реакций организма и эффективности поведения занимающегося. Педагог получает информацию об интегральной подготовленности, анализирует её, составляет программу практических занятий и вносит в них различные коррективы.
Для получения комплексной оценки интегральной подготовленности с учётом параметров физического развития, физической подготовленности, сердечнососудистой и других систем организма, оценки в целом физического состояния и всего организма необходимо как минимум определение самих показателей, которые в той или иной оценочной системе имеют определённое значение и которые, как правило, обязательно должны определяться при обследовании обучающихся, с применением данных: физического развития, сердечнососудистой системы, физической подготовленности.
Определение и оценка жировой и активной массы тела.
Для оценки жировой массы тела (ЖМТ) используется известный метод измерения окружностей по формуле:
У юношей ЖМТ=0,74хОЖ–1,249хОШ+0,585
У девушек ЖМТ=1,051хОБ–1,522хОП–0,879хОШ+0,320хОЖ+0,597хОбд+0,707
где ОБ — окружность бицепса при согнутой руке; ОП — окружность плеча; ОЖ — окружность живота; ОШ — окружность шеи; ОБд — окружность бедра.
Обследование студентов Ташкентского электротехнического института связи (ТЭИС) выявило, что у юношей в 18 лет — 9,7 %; 19 лет — 10,3 %; 20–24 года — 12,2 %. [2].
Активная масса тела (АМТ) определяется по формуле:
АМТ=0,514хР-0,007хОБ-4,967
где Р — рост стоя (см); ОБ — окружность бицепса при согнутой руке.
АМТ у студентов ТЭИС равнялось в среднем 44 кг.
Оценка жировой массы тела с использованием индекса массы тела (ИМТ).
ИМТ =
ИМТ –18 — недостаточная масса тела;
19–20 — показатель стройности;
21–25 — норма;
> 26 — избыток массы (ожирение).
Интересно отметить суждение авторов [3].
ИМТ — 22,30 — сочетается с наименьшей смертностью;
16,8 — наименьшее предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям;
25 — наименьшее заболеваемость раком.
Таблица 1
Зависимости развития гипертонии, ишемической болезни сердца и сахарного диабета от объёма талии
Пол |
Норма |
Повышенный риск |
Высокий риск |
Мужчины |
Меньше-94 см |
94–101 см |
Больше-102 см |
Женщины |
Меньше-80 см |
80–87 см |
Больше-88 см |
Поэтому необходимо проводить регулярный контроль содержания жировой ткани в организме, который поможет определить эффективность любой диеты, тренажёра, оздоровительной программы, избежать отклонений, связанных с нарушениями обмена веществ, процессами старения, развитием мышечной ткани жировой (таблица 1). Таблица 2, приведённая ниже, иллюстрирует благоприятный диапазон процентного содержания жировой ткани в организме мужчин и женщин до и после 30 лет. Эти цифры получили широкое признание как идеальные значения. Однако, значения несколько выше или ниже приведённых в таблице 2, также могут представлять разумный уровень содержания жировой ткани и соответствовать индивидуальным особенностям человека.
Таблица 2
Благоприятный диапазон процентного содержания жировой ткани в организме мужчин и женщин до и после 30 лет.
Пол |
До 30 лет |
После 30 лет |
Мужчины |
14 %-20 % |
17 %-23 % |
Женщины |
17 %-24 % |
20 %-27 % |
Определение и оценка сердечнососудистой системы.
Реакция сердечнососудистой системы на наклоны туловища (бельгийский тест) [3]
1. Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек (ЧСС).
2. В течении 1,5 мин сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.
3. Повторно сосчитать пульс за 10 сек сразу после выполнения наклонов (ЧСС2)
4. Сосчитать пульс за 10 сек, через 1 мин после выполнения наклонов (ЧСС3)
5. Рассчитать показатель реакции (ПР2) сердечнососудистой системы на физическую нагрузку:
6. ПР1=
ПР2 |
Оценка |
0–0,3 |
Сердце в прекрасном состоянии |
0,31–0,6 |
Сердце в хорошем состоянии |
0,61–0,9 |
Сердце в среднем состоянии |
0,91–1,2 |
Сердце в посредственном состоянии |
> 1,2 |
Следует срочно обратиться к врачу |
Специалистами [1, 4] проведено исследование функции сердечнососудистой системы студенток I курса Ташкентского педагогического университета выявлено, что у студенток сердце в хорошем состоянии (ПР 0,31–0,6), в связи с этим возможно использовать технологию физического воспитания носящая развивающий характер.
Н. И. Аринчин (1991) на основании исследований определил возможность контроля за эффективностью кровообращения расчётными методами с помощью формулы:
Икф =
Где ИКф — фактический индекс кровообращения
ДД — диастолическое давление
ПД — пульсовое давление
ЧП — частота пульса
М — масса тела [1]
В возрасте 19–24 года ИКф должен быть73мл/кг/мин
Исследования проведённые [2] у студентов I курса Ташкентского электротехнического института связи определили индекс кровообращения — 84мл/кг/мин. Это сердечный тон саморегуляции, а у обучающихся II и III курсов выявлен сосудистый тон саморегуляции, что грозит переходом его в сосудистую патологическую форму гипертонической болезни.
Оценка физической подготовленности.
Физическая подготовка — это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств студента: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций.
Основной задачей физического воспитания студентов является формирование здоровых, физически развитых будущих специалистов, владеющих необходимым объёмом специальных знаний и прочными навыками. Одной из характеристик результатов физического воспитания является физическая подготовленность, определяющаяся с помощью тестов.
Главная задача контроля физической подготовленности — выявить и сопоставить соотношение педагогически направленных воздействий и их эффекта, оценивать соответствие показателей запланированных результатов, давать тон самым основным для принятия необходимых решений.
Основная цель контроля физической подготовленности студентов — проверка полученной необходимой информации и сравнение динамики функциональных сдвигов. Для чего необходимо использование тестов в соответствие с модульной системой обучения. В таблице приводятся нормы физической подготовленности обучающихся на I и II курсах Ташкентского университета информационных технологий в общеобразовательном процессе по физическому воспитанию.
В заключение следует отметить, что комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются группами параметров:
1) показатели физического развития;
2) показатели сердечнососудистой системы;
3) данные физической подготовленности.
Управление учебно-воспитательным процессом по физическому воспитанию студентов должно строится на основе оценок об интегральной подготовленности с учётом физического состояние одним из перспективных направлений повышения эффективности системы оздоровления обучающихся.
Оценочная таблица нормативов
Осенний семестр
I модуль 1–8 недели (I-III семестры)
Юноши |
||||||||||
№ |
Нормативы |
Баллы |
||||||||
1 |
I модуль (1–8 недели) |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
2 |
Прыжки в длину, см |
240 |
230 |
220 |
210 |
200 |
||||
3 |
Челночный бег 10х10 м, сек |
24″ |
24,5″ |
25″ |
25,5″ |
26″ |
||||
4 |
В висе на перекладине поднимание ног, к-во |
15 |
12 |
9 |
6 |
3 |
||||
5 |
Кросс 1000м, мин, сек |
3′15″ |
3′25″ |
3′35″ |
3′45″ |
3′55″ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Девушки |
||||||||||
№ |
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
1 |
Прыжки в длину с места, см |
190 |
180 |
170 |
160 |
150 |
||||
2 |
Челночный бег 4х10м, сек |
10,0″ |
10,5″ |
11″ |
11,5″ |
12″ |
||||
3 |
В висе на перекладине поднимание ног — 900 |
15 |
12 |
9 |
6 |
3 |
||||
4 |
Кросс 500м, сек |
1′55″ |
2′07″ |
2′15″ |
2′25″ |
2′35″ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
II модуль 9–17 недели юноши |
Баллы |
||||||||
№ |
нормативы |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
1 |
Подъём переворотом на перекладине, к-во |
12 |
9 |
6 |
3 |
1 |
||||
2 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, кол-во |
70 |
65 |
60 |
55 |
50 |
||||
3 |
Толчок одной рукой гири весом 16 кг, кол-во |
8,6 |
7,1–8,5 |
6,1–7,4 |
4,6–6 |
3–4,5 |
||||
4 |
Проба Руфье |
0–5 |
5,1–10 |
10,1–15 |
15,1–20 |
20 |
||||
|
Весенний семестр I модуль (23–30 недели) |
Баллы |
||||||||
№ |
Юноши |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
1 |
Наклоны туловища из положения лёжа, к-во |
60 |
55 |
50 |
45 |
40 |
||||
2 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, к-во |
17 |
14 |
11 |
8 |
5 |
||||
3 |
Приседания на одной ноге, к-во |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
||||
4 |
Кросс 3000м, мин, сек |
11′30″ |
12′20″ |
12′50″ |
13′20″ |
13′50″ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Девушки |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
1 |
Наклоны туловища из положения лёжа, к-во |
60 |
55 |
50 |
45 |
40 |
||||
2 |
Приседание за 30″, к-во |
33 |
31 |
29 |
27 |
25 |
||||
3 |
Приседание на одной ноге с опорой о стену, к-во |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
||||
4 |
Кросс 1000м, мин, сек |
5,0′ |
5′,20″ |
5′,40″ |
6,0′ |
6,′20″ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
II-модуль (31–40 недели) |
|
|
|
|
|
||||
|
Юноши |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
1 |
Бег 100м |
13,′1″ |
13,5″ |
13,8″ |
14,1″ |
14,4″ |
||||
2 |
Подтягивание на перекладине, к-во |
15 |
13 |
11 |
9 |
7 |
||||
3 |
Выход силой, к-во |
8 |
6 |
4 |
2 |
1 |
||||
4 |
Челночный бег, 4х100м, мм, сек |
1′10″ |
1′12″ |
1′14″ |
1′16″ |
1′18″ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Девушки |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||
1 |
Бег 100м, сек |
16,0″ |
16,4″ |
16,8″ |
17,02″ |
17,6″ |
||||
2 |
Подтягивание на низкой перекладине, к-во |
18 |
15 |
12 |
10 |
8 |
||||
3 |
Прыжки со скакалкой в течении 60 сек, к-во |
140 |
130 |
120 |
110 |
100 |
||||
4 |
Челночный бег 4х30м, сек |
25″ |
26″ |
27,0″ |
28″ |
29″ |
||||
Литература:
1. Аринчин Н. И. Гомокибернетика на каждый день.// Журнал «Твоё здоровье». -1991. –№ 2. –С.13–14
2. Кошбахтиев И. А. Валеология студенческой молодёжи: учебное пособие. Ташкент. 2000. -146с.
3. Масияуссене О. В., Муравянникова Ж. Г. Валеология: учебн. пособие. –Ростов Н/Д.: Феникс. 2008. -251 с.
4. Эрдонов О. Л., Фарафонтова О. А. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы студенток гуманитарных вузов./ Межвузовский сборник научных работ с материалами трудов участников 4оймеждународной телеконференции «Фундаментальные науки и практика». Томск. 2011. Т.3. –С.32.