Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 13983 раза

Библиографическое описание:

Бабичева, И. В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию / И. В. Бабичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13337/ (дата обращения: 16.10.2024).

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

 

На сегодняшний день исследования многих авторов свидетельствуют о закономерной тенденции к снижению состояния здоровья девушек. Такое положение обусловлено ухудшением экологической обстановки, неправильным образом жизни, низким уровнем санитарно-гигиенической культуры, а также недостаточной двигательной активностью. Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность — явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры, педагогов, медицины и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности молодежи и найти надежные методы формирования здорового образа жизни [2, 3].

Для изучения проблемы было проведено педагогическое исследование, организованное на базе Ташкентского Университета Информационных Технологий со студентками I и II курса. В исследуемую группу вошли 40 студенток, занимающихся в основной группе. Целью исследования было определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального и физического состояния студенток. Анализ исследуемых показателей позволил выявить исходный уровень подготовленности студенток, получить первичный материал для организации дальнейшего исследования, а особенности их взаимозависимостей дадут основание для построения дальнейшего исследования.

Сопоставив показатели физического развития испытуемых девушек с показателями студенток того же возраста, приведенных в литературных источниках, выявили, что средние величины показателей становой динамометрии, ЧСС оцениваются как средние [1]. Показатели кистевой динамометрии у студенток ТУИТ составляют: правой кисти 17,6±4,1 кг и левой кисти 15,7±4,2 кг и соответствует оценке ниже средней, что позволяет рекомендовать уделить значительное внимание упражнениям, направленным на развитие силовых качеств студенток.

По показателям длины тела, массы тела, окружности грудной клетки физическое развитие студенток оценивается как «среднее». Показатель экскурсии грудной клетки составил 5,7±1,8 см и является неудовлетворительным результатом (менее 7 см) у 85 % испытуемых, 15 % оцениваются как «удовлетворительно», результатов на оценку «хорошо» не отмечено. Притом, что коэффициент вариации составил более 10 %, и наблюдения можно считать не однородным. Показатель ЖЕЛ равен 2663 мл, и является низким результатом, так как должное ЖЕЛ равно З170 мл. Индекс массы тела испытуемых ниже нормы (19,4 кг/м2), при том, что физиологическая норма ИМТ = 21–25 кг/м2. Уровень физического состояния (УФС) — составил 0,346, что является характеристикой низкого уровня физического состояния.

Двигательную подготовленность определяли с помощью тестов, которые включены в программу для высших учебных заведений и характеризуют основные физические качества (сила, скорость, выносливость). Оценивая физическую подготовленность по результатам контрольных нормативов, предусмотренных типовой программой для вузов, следует отметить, что показатели силовой подготовки у студенток соответствуют оценке «удовлетворительно», в беге на 100 метров, прыжках в длину с места девушки показывают слабый результат и не сдают на зачет тестов «Барчиной» II ступени. Показатели бега 500 м, 1000 оцениваются ниже оценки «удовлетворительно».

Выявление недостаточного уровня подготовленности студенток явилось подтверждением того, что образовательный процессе по физическому воспитанию не обеспечивает должный уровень двигательной активности, и требует соответствующей коррекции. Для решения этой проблемы было бы вполне оправданным применение традиционных и не традиционных форм и средств физической культуры, реализуемых на основе инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий.

Физкультурно-оздоровительная технология — это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, достижение и поддержание физического благополучия, предупреждение заболеваний и общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды. Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности [4].

В целях совершенствования организации и построения образовательного процесса, а также определения средств и методов компенсации двигательной активности студенток, с учетом их интересов и потребностей, была разработана физкультурно-оздоровительная технология на основе средств оздоровительной аэробики, системы Пилатес, восточных танцев, стретчинга, йоги, статических упражнений подобранных в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся (таблица).

Для обоснования эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе был проведен педагогический эксперимент. Испытуемые студентки I и II курсов разделяются на экспериментальную и контрольную группы по 20 человек, и согласно полученным результатам делается вывод о том, что контрольная и экспериментальная группы по показателям физического развития, двигательной подготовленности, функционального и физического состояния являются однородными, между ними не выявлена достоверность различий (Р>0,05), что подтверждается данными критерия Стьюдента.

В контрольной группе студентки занимались по типовой программе, в экспериментальной группе по разработанной нами технологии. Учебный процесс планировался в соответствии с программой по физическому воспитанию для вузов на 72 часа за курс обучения, по 2 часа в неделю.

Проведенное после эксперимента тестирование выявило изменения в обеих группах. Цифровые показатели экспериментальной группы были несколько выше, чем контрольной. Анализ полученных результатов показал, что за время эксперимента не произошло достоверных изменений средних значений показателей длины тела студенток обеих групп (Р>0,05). Исходные значения массы тела обследуемых были ниже нормативных показателей. В процессе эксперимента произошло недостоверное увеличение массы тела (Р>0,05). Это обусловлено высокой плотностью занятий, динамичностью и специальным подбором упражнений. Уровень всесторонней подготовленности студенток экспериментальной группы, достигнутый в результате опытно-экспериментальной работы, существенно выше, чем у студенток контрольной группы. В результате занятий у участниц экспериментальной группы из 25 контрольных тестов улучшились данные в 14 при Р<0,01–0,05, а в контрольной — ни в одном показателе.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами оздоровительная технология способствовала коррекции внешнего дыхания. Улучшились показатели жизненной емкости легких (Р<0,01), окружности грудной клетки в различных фазах (Р<0,05), данные физического развития (Р<0,05), функционального обследования (Р<0,05) (пульс в покое) и уровня физического состояния (Р<0,05).

Таблица

Структура физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток

 

В процессе исследования нами выявлено благоприятное воздействие экспериментальной технологии на развитие физических качеств. Наиболее значимые сдвиги в силовых показателях произошли в ЭГ. Это объясняется включением в учебный процесс студенток упражнений статодинамического характера, которые способствуют гипертрофии сократительных элементов мышц, разрастанию капиллярной сети, созданию анаболического фона в организме. Улучшились результаты в поднимании туловища на 3,8 %, в сгибании и разгибании рук в упоре на гимнастической скамейке — на 8,3 %, в подтягивании на низкой перекладине — на 9,1 %. Существенные изменения произошли в показателях на выносливость: в беге на 500м результат улучшился на 10,4 %, в беге на 1000м — на 6 %. У студенток контрольной группы достоверных различий по вышеуказанным показателям не обнаружено (Р>0,05).

В итоге проведенного исследования 76 % студенток экспериментальной группы улучшили свои показатели и отметили, что занятия стимулировали бодрое самочувствие, улучшили настроение, укрепили благоприятный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, способствовало активизации их познавательной деятельности. В целом полученные результаты свидетельствуют, что разработанная нами физкультурно-оздоровительная технология позволяет улучшить физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность студенток. Все это дает основание рекомендовать ее к использованию на кафедрах физического воспитания вузов.

 

Литература:

 

1.         Лысова И. А., Блинова А. В. Показатели общей физической подготовленности студентов по результатам фестивалей вузов физической культуры //Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 2. — С. 75–76.

2.         Лисицкая Т. С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 8. — С. 6–14.

3.         Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи //Учебное пособие. — Ташкент, 1987. — С. 48.

4.         Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. — 172 с.

Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-оздоровительная технология, показатель, экспериментальная группа, образовательный процесс, физическое развитие, физическое состояние, грудная клетка, двигательная подготовленность, контрольная группа, физическая культура.


Похожие статьи

Разработка программы оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток

Статья посвящена разработке программы поэтапного применения средств оздоровительной аэробики в годичном образовательном цикле для студенток высших образовательных учреждений.

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе.

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Похожие статьи

Разработка программы оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток

Статья посвящена разработке программы поэтапного применения средств оздоровительной аэробики в годичном образовательном цикле для студенток высших образовательных учреждений.

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе.

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Задать вопрос