В статье рассматриваются инновационные формы, методы и средства физического воспитания студентов.
Ключевые слова: студенты, спортивно-ориентированное физическое воспитание.
В студенческой среде наблюдается неудовлетворённость содержанием практических занятий физической культурой. Это негативно сказывается на мотивацию к занятиям физической культурой, а соответственно и на формирование потребности к здоровому образу жизни.
Содержание типовой программы и зачётные требования не соответствуют заинтересованности студентов на занятия физическими упражнениями.
В различных странах СНГ развивается инновационное направление — спортивно-ориентированное физическое воспитание. Отсюда важно определить эффективные формы, средства, методы физического совершенствования, удовлетворяющие потребности студентов.
Известный специалист [3] определяет оптимизацию процесса обучения как деятельность преподавателя высшей школы, как управление, организованное на основе всестороннего учёта закономерностей принципов обучения, его современных форм и методов, а также особенностей данной системы, её внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев.
Примерами педагогических инноваций в области реализации оптимально построенного педагогического процесса основных субъектов учебной деятельности в вузе могут выступать следующие [16]: обучение в сотрудничестве на основе взаимодействия преподавателя и студента; обучение и воспитание студентов по принципу педагогической поддержки на базе опоры на самодеятельность студентов; оптимизация процесса обучения с точки зрения акмеологического подхода ведущим направлением — это мотивация достижения студентами успеха (в спортивной деятельности), оптимизация влияния величины психической нагрузки. Целесообразность и необходимость работы в этом направлении является несомненной для оптимального, адекватного и рационального построения содержания учебной нагрузки студентов.
Доказано исследованиями [15], что специфическая физическая нагрузка (тренировка) стимулирует умственную деятельность. Студенты имеющие хорошую физическую подготовку, показали более высокие результаты при выполнении дозированной умственной нагрузки по сравнению с не занимающимися спортом, хотя и у тех и у других, после занятий, отмечалось снижение показателей умственной работоспособности.
Существуют различные мнения об использовании физических нагрузок в период экзаменационной сессии. Авторы [4] в своих исследованиях установили, что физическая нагрузка на фоне умственного напряжения в период экзаменов является дополнительным фактором раздражения, суживающим диапазон реакции сердечной деятельности. В период экзаменов, большие физические нагрузки в виде спортивных тренировок нецелесообразны в качестве оздоровительных мероприятий, при подготовке к экзаменам следует проводить утреннюю гимнастику, физкультурные паузы.
Такого же мнения придерживается группа авторов [9], которые в результате исследований определили, что студенты занимающиеся спортом характеризуются более совершенной адаптацией к экзаменационной обстановке, высокой работоспособностью и минимальным числом отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма выявленных после экзаменов. Увеличение объёма и плотности физических нагрузок способствует благоприятному развитию адаптационных процессов центральной нервной системы, повышению умственной работоспособности и физической тренированности студентов.
Одной из форм внеучебных занятий по физическому воспитанию студентов рассматриваются спортивно-массовые мероприятия, специалисты [13] разработали требования к проведению мероприятий:
1. Спортивно-массовые мероприятия должны быть непосредственно ориентированы на участие максимально возможного количества студентов и должны носить развлекательный характер, т. е. организованны в форме шоу.
2. Студенты должны быть непосредственно организаторами и участниками спортивно-массовых мероприятий.
3. Спортивно-массовое мероприятие не должно быть протяжённым для того, чтобы зрители и участники не потеряли к нему интерес.
4. Само мероприятие должно быть организовано по чётко разработанному плану и сценарию.
Важно отметить мнение исследователя [4] о том, что практика организации учебного процесса по физическому воспитанию в неспортивных вузах при двухразовых 90 минутных занятиях в неделю не даёт тренирующего эффекта, а способствует лишь поддержанию показателей физической подготовленности студентов чуть выше исходного уровня.
Отсюда занятия футболистов в отделении спортивного совершенствования можно рассматривать как средство повышения физического состояния на основе тренирующего эффекта.
Следует отметить и мнение [5] о том, что главное для студента — учёба, и на её фоне дать в интересном для студента виде спортивной деятельности всё необходимое, чтобы проявлять себя в ней с наилучшей стороны, то есть выступать в соревнованиях, повышая своё спортивное мастерство, и получать удовлетворение от результатов затраченного трудом времени. Использование элементов бокса на занятиях оказывает большое влияние на разностороннее развития физических способностей, боксёрские упражнения повышают уровень физических возможностей организма воспитывая общую работоспособность, стимулирует развитие выносливости силовых качеств, координационных способностей. В свою очередь [16] подчёркивает, что для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации, настроя на максимальную отдачу в соревновании необходимо словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требования, установка). В конечном смысле это должно способствовать повышению сосредоточия, концентрации внимания и так называемого состояния уверенной боевой готовности.
Важно заметить, что авторы, выдвигая такие тезисы, не рассматривают педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью как основу конкретного разговора со спортсменами. То есть только на количественно-качественных показателях можно объективно провести разбор матча и дать существенную установку на матч.
Авторы [8] заключают, что необходимо обратить внимание на целесообразность дальнейшего изучения тенденций развития технико-тактического мастерства игроков и ведущих клубных и национальных команд. Есть все основания полагать, что такой анализ потребует использования объективных количественных критериев поведения отдельных игроков, линий нападения, полузащиты и защиты, как и команды в целом. Это, в свою очередь, будет способствовать эффективности и результативности соревновательного процесса.
В то же время обращение к футболу не только как к виду спорта, а как к специфическому виду культуры позволяет значительно расширить сферы его воспитательных возможностей и использовать как эффективную систему личного саморазвития, включающую стремление к реализации как физического, так и духовно-нравственного потенциала человека [7].
Проведение исследования [10] показали, что надёжным средством повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности футболистов является проведение качественной разминки. Чередование нагрузки и отдыха с учётом закономерностей теплообмена организма футболиста вместе с применением локальных тепловых воздействий на мышцы нижних конечностей позволяет повысить качество разминки, готовность организма спортсмена к проявлению быстроты, скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств, а также сократить процент брака при выполнении технико-тактических действий.
Спортивно-ориентированное физическое воспитание как эффективное средство улучшения здоровья человека.
Специалистами спортивно-ориентированное физическое воспитание рассматривается как перспективное направление образовательного процесса. Соревновательность выступает как одна из характеристик спортивной деятельности. Состязание, соревнование и конкуренция относятся к этим способам деятельности, созданным человеческой культурой [2].
В этом направлении важно отметить мнение известного специалиста [5]. Основной задачей интеллектуального компонента учебной работы является формирование знаний в области спортивной деятельности, а двигательного компонента — обеспечение спортивного и физического совершенства, которое достигается учебно-тренировочным процессом.
Повседневная учёба студентов в высших образовательных учреждениях, подготовка и сдача большого количества заданий (рефератов, зачётов, экзаменов, оплата за обучение, за проживание в общежитии) обязывает обучающихся напряжённо работать в течении всего периода учёбы. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы сочетания учёбы с занятиями спортом, способствующие разностороннему физическому развитию.
В процессе физического воспитания использованы такие виды спорта, как армрестлинг, вольная борьба. В результате педагогического эксперимента положительные изменения отмечены в средних показателях в контрольных упражнениях, характеризующих общую физическую подготовленность (бег 100 м, прыжки в длину с места и с разбега, подтягивание на перекладине, кросс 1000 м). Успеваемость по результатам летних и зимних сессий у студентов-борцов была 3,87 балла; 3,85 — за летнюю, в то же время как в контрольной группе 3,86 и 3,8 балла. Исследование проведено в Московском государственном агроинженерном университете им. В. П. Горячева [10].
В рамках рассматриваемой проблемы, в целях улучшения спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, организации досуга и ведения здорового образа жизни, повышения спортивного мастерства и подготовки спортивного резерва в составе сборных команд России и удачного участия в студенческих играх вузов г.Москвы в Московском государственном педагогическом университете, Педагогическом институте физической культуры организована работа в 39 спортивных секциях (отделениях спортивного совершенствования).
Группа исследователей [14] на основе опроса студентов МГУ им. Ломоносова выявили, что физическая культура и спорт помогают в учёбе и работе составляет у юношей 87,2 % и только 2 % не понимают роли физической культуры в процессе жизнедеятельности. Авторы свидетельствуют о положительном влиянии занятий разнообразными видами физической культуры на функциональное состояние организма, здоровье, производительность труда, умственную работоспособность.
Следует отметить мнение авторов [12] о противоречиях процесса обучения и совершенствования спортивной тренировки. Первое корректное противоречие заключается в том, что многолетняя практика использования обучающих приёмов в физической культуре и спорте построена на многократно повторяемых попытках подражания внешним, эталонным формам управления. Однако изменения внешней формы движения, как и его результативность в значительной мере определяется теми же составляющими внутреннего содержания, как межмышечная и внутримышечная координация. Второе, — формирование оптимальной межмышечной координации в ходе овладения двигательным навыкам возможно лишь при условии такого режима деятельности, который обеспечивает отсутствие каких-либо возмущений. Вместе с тем, достижения последнего проведено в связи с повышением интенсивности деятельности спортсмена без помех, естественным образом нарушающих требуемую координацию. В третьих — начальное освоение любого движения осуществляется, как правило, на относительно низком уровне развития двигательных качеств. При этом последний, в процессе формирования двигательных навыков естественно закрепляет и низкую результативность спортсмена при реализации таких движений.
Данное положение весьма актуально в связи с тем, что в футболе спортсмен выполняет двигательные действия в условиях сопротивления противника. Где ещё необходимо осуществить контроль как над мячом, так и держать в поле зрения перемещение, нахождение своих партнёров, для чего необходимо использовать сопряжённый метод с применением специальных упражнений.
В свою очередь [1] изучая проблему адаптации студентов к учебной и спортивной деятельности определил, что многолетние занятия спортом ускоряют и мобилизуют морфо-функциональные резервы организма, которые отражают направленность тренировочного процесса и обуславливают специфику адаптационных возможностей организма. Студенты различных специализаций и уровня подготовленности имеют особенности в адаптации к учебной и спортивной деятельности.
Из приведённого не совсем понятно, у каких студентов, какой специализации обуславливается специфика познавательной деятельности. Следует отметить мнение [16] о том, что для эффективного проведения воспитательной работы в учебно-тренировочном процессе тренеру рекомендуется использовать психодиагностические методики, позволяющие оценить микроклимат в команде, уделять особое внимание эмоциональным отношениям в системе «тренер-спортсмен», а также постоянно повышать своё профессиональное мастерство, что положительно влияет на управление членами команды.
Особо следует отметить мнение [6] о том, что именно в студенческом возрасте молодеешь стремиться реализовать себя в избранном виде спорта.
Для выпускников университета мировой экономики очень важно иметь хорошую физическую подготовленность, крепкое сложение, правильную осанку. По окончании университета они должны работать в дипломатических представительствах нашей страны, министерствах, юридических и экономических сферах, где будут важны не только знания, приобретённые во время учёбы, но и внешний вид, походка, телосложение, выправка. Исследования физической подготовленности студентов I и II курсов университета показали, что наблюдается снижение её на II курсе на 18 %. [6]
В студенческом возрасте ещё происходит рост организма и это требует определённого уровня двигательной активности. Двигательная активность, создающая наибольший двигательный оздоровительный эффект и благоприятное влияние на растущий организм принято называть оптимальной. [11]
Литература:
1. Араббаев К. Особенности адаптации студентов к учебно-спортивной деятельности./Мат.республик.конференция 14–15 ноября 2008. Карши. — С. 88–89.
2. Барабанова В. Б. Спорт — выражение культурных достижений людей/мат.межд.научно-метод.конф. посвящённой 45-летию кафедры физического воспитания ВГУ. 20–22 октября. 2009. Суздаль. — С.25–30.
3. Верхошанский Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки.//Теория и практика физической культуры 1938. — № 7. — С.41–54
4. Григорьев В. И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления.//Теория и практика физической культуры. 2004-№ 2-С.54–56
5. Заннатуров Н. З. Оптимизация процесса физического воспитания студентов педагогических вузов.//Теория и практика физической культуры — 2010.-№ 5.- С.53–56.
6. Любовская В. А. Определение уровня физической подготовленности студентов./Тез.докладов XXXII научно-метод.конф. ППС. ТЭИС.1999. Ташкент. –С.160–166.
7. Макрецов А. В. Использование воспитательных возможностей футбола для развития самопознания подростков./Мат.межд.научно-практ.конф. студентов и молодых учёных. 22 апреля 2011. Т. I. Иркутск. — С.125–128
8. Новицкий А. Н., Матвеев Ю. Г. Повышение технико-тактического мастерства как фактор результативности соревновательной деятельности футболистов./Мат.межд.научно-практ.конф. студентов и молодых учёных. 22 апреля 2011. Т.II. Иркутск. — С.128–130.
9. Пушкарёва И. Н., Кумсков С. В., Новосёлов С. А. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования.//Теория и практика физической культуры. 2008. -№ 3. — С.55–57.
10. Семёнов Л. А., Миронова С. П. Паспорт физической подготовленности студентов как средство обратной связи в процессе управления физическим воспитанием в вузе.//Теория и практика физической культуры. 2006. -№ 5. — С.58–59.
11. Смурыгина Л. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи средствами физической культуры/Тез.докладов XXXII научно-метод.конф. ППС. ТЭИС.1999. Ташкент. — С.160–166.
12. Сарибаев Ш., Салиев Х. Некоторые противоречия процесса обучения и совершенствования в спортивной тренировке/Мат.Республиканской конф.14–15 ноября 2008. Карши. — С.101–102
13. Терентьев А. Е., Филатова И. А. Значение спортивно-массовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре. 2010.-№ 3.-С.41–43
14. Уваров В. А., Пенова Г. Л., Булавина Г. А., Ерёмина Л. П., Кузьменко Г. А. Осознание студентами роли физической культуры и спорте как жизненной необходимости./Мат.межд.научн.конф. посвящённой 45-летию кафедры физического воспитания ВГУ. Владимир. 2009.- С.331–335.
15. Харькова А. С. Особенности образа жизни студентов вуза и их отношение к физической культуре.//Теория и практика физической культуры.-2009.-№ 3-С.48
16. Ярошевич И. Н., Кондратьев К. Б., Медведь Е. П. Формирование взаимоотношений студентов, занимающихся в секции легкой атлетики./Мат.межд. научно-метод. конф. посвящённой 45-летию кафедры физического воспитания. ВГУ Владимир. 2009. — С.390–391.