Наиболее значимым компонентом художественного прозаического повествовательного произведения является его сюжет.
Сюжет — это система взаимообусловленных событий, раскрывающих характер (поступки и мотивы) действующих лиц и Отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Сюжетом также называют последовательность, ход событий, составляющие содержание художественного произведения (sujet в переводе с французского языка — «содержание»). Сюжет состоит из связанных между собой эпизодов.
Эпизод (греч. epeisodion — «вставка») — это относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Сюжет обычно имеет структуру: вступление — введение в события; начало действия; развитие действия, включающее ряд эпизодов, ведущих к наиболее важному, напряженному моменту событий — кульминации; после кульминации следуют развязка и конец событий.
Так, рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок» начинается с вступления: «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе».
Началом действия является следующий эпизод (об обезьянке, которая сорвала шляпу мальчика и как бы дразнила его).
Действие далее разворачивается в эпизодах: мальчик бросился за обезьянкой на мачту; мальчик отпускает верёвку и ступает на перекладину.
Кульминацией становится момент, когда, увидев это, отец мальчика скомандовал сыну прыгать в воду. Развязка событий — мальчика вытащили из воды, и он стал дышать. Концовка рассказывает о состоянии капитана, который после испытанного им потрясения убежал в каюту, чтобы никто не видел его переживаний и слез.
Работу над структурой и элементами сюжета провожу по схеме:
Структура сюжета произведения
Каждое художественное произведение имеет тему. Тему можно определить по заголовку, беглому просмотру текста. У каждого писателя есть своя излюбленная тема. Так, М. М. Пришвин, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн, А. П. Чехов многие свои произведения посвятили отношению человека к животным. Животные в их рассказах могут разговаривать, переживать различные эмоции, размышлять, т. е. человеческие чувства и свойства переносятся на животных (прием олицетворения).
Каждое художественное произведение несет в себе определенный смысл и подтекст. Термин «главная мысль» присущ научно — познавательной литературе.
Смысл произведения — это обобщающая мысль автора, воплощающая в образной форме его отношение к изображаемой жизни.
Иногда этот смысл скрыт в подтексте, когда отношение автора не высказывается прямо, а «вычитывается» из контекста поведения и выяснения подлинных мотивов действий героев.
Смысл произведения часто передается через образы персонажей, их взаимоотношения.
Персонаж — это общее название любого действующего лица. В детской литературе персонаж, как правило, характеризуется через поступок, поэтому важно выяснить, положительный ли это поступок или отрицательный, почему он совершен с какой целью, как другие персонажи относятся к нему, что подчеркивает и как оценивает этот поступок автор. Результатом обсуждения персонажа должно стать выяснение отношения к нему читателя: что же представляет собой персонаж, совершивший такой поступок? Позиция детей чаще всего выражается в их переживаниях, оценках поступков персонажей.
Важно также выяснить, в каких обстоятельствах действует наш герой, определить место и время действия, ибо они также несут сведения о персонаже. Важны и внешний вид (портрет) героя, его внутреннее состояние, переживания в процессе совершения поступка. Характеризует персонаж и его язык, и отношение к нему окружающих. Нередко понять персонаж помогают описание природы (пейзаж), различные отступления в его прошлое. Осуществляется работа над персонажем путем наблюдений, сопоставлений, рассуждений и выводов о его поступках, взаимоотношениях с людьми, животными, природой, предметами.
При работе над характеристикой персонажа использую схему:
Характеристика героя (персонажа) произведения
Основу динамичных, ярких произведений о детях и для детей составляет поступок персонажа.
Что необходимо ученику, чтобы осмыслить и почувствовать характер персонажа? Сначала на основе прочитанного создаётся целостная ориентировочная картина (как «видится» персонаж). Затем в тексте отбираются и подчёркиваются слова, указывающие на важные детали (место, время, действия, поступок, язык и др.)
Эти детали отрабатываю по опорной схеме:
Поступок как компонент художественного произведения
Следующее действие — предварительное обдумывание и воссоздание в воображении целостного образа, и, наконец, в заключение создаётся устное высказывание, «рисующее» картину — образ.
«Работа» воссоздающего воображения показана на схеме.
Воссоздание целостного образа
В процессе постижения художественного произведения следует иметь в виду и образ автора — условного носителя авторской речи, от лица которого ведется повествование. Образ автора не может отождествляться с писателем, так как является плодом его творческого воображения.
Моделирование текста
Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умений ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) на уроках литературного чтения, особенно в 1 классе, когда у детей ещё не сформированы навыки чтения и письма, использую метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки (приложение 1). Моделирование позволяет:
1) включить каждого ребёнка в процесс познания;
2) дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
3) создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
- Графическая модель
- Рисованная модель
- Модель обложки книги
Жанры обозначаются фигурами:
Тема чтения замещается цветом:
О Родине — красный, о детях — жёлтый, о природе — зелёный, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.
Моделирование обложки способствует формированию специальных читательских умений: называть фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему произведения.
На уроках использую такие задания:
- сравнить модели и назвать произведения;
- подобрать сказки по темам, соотнести с моделями обложек;
- упражнение «Угадай сказку»:
а) учитель зачитывает отрывки из сказок, а дети угадывают их;
б) подбор сказок к моделям.
- соотнесите книги с предложенной моделью обложки;
- дополни модели обложек;
|
- подбери книги, соответствующие условным обозначениям жанра и темы:
Эта работа особенно важна на этапе обобщения, когда выявляю, чему научились дети, какое новое произведение вошло в их круг чтения, как оно называется.
Составление схематического плана
Вводя моделирование, можно включить в работу по составлению плана с использованием «заместителей» каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.
Например, модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:
Составленный план — схема помогает детям рассказывать сказку подробно, голосом передавая интонационный рисунок произведения.
Составление плана с ключевым словом, если оно проходит через всё содержание произведения.
Например, в сказке В.Сутеева «Палочка-выручалочка» можно составить план-схему с ключевым словом палочка.
Таким образом, к концу урока у каждого ребёнка есть модель обложки и вся работа, которую выполняли на уроке (рисунки, схемы, слова и предложения). Из листочков с данной работой собираю книгу — самоделку, в которую входит результат труда каждого урока. Но самое главное то, что в конце урока каждый ребёнок знает произведение, с которым он работал. Он готов к тому, чтобы найти книгу с этим произведением, рассмотреть, рассказать родителям. В конце года в классе собралась библиотечка из книг — самоделок, которые дети любят рассматривать.
Пересказы текстов
Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему повышают интерес школьников к чтению, уровень их речевого развития.
На уроках практикую пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста; пересказ после однократного, первичного чтения текста самим учеником; пересказ прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и т. д.;
подробный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный (пересказ по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединённых общей темой; пересказ по иллюстрации); с перестройкой текста (пересказ с изменением лица рассказчика; от лица одного из персонажей); с творческими дополнениями (инсценирование; словесное рисование).
Детское литературное творчество
Для включения детей в творческую деятельность, направленную на развитие их читательской самостоятельности, использую различные формы.
Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры — драматизации. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире.
Назову формы драматизации, которые применяю в своей работе:
- кукольный театр;
- костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
- музыкальные инсценировки сказок и рассказов.
Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные викторины, конкурсы.
В начале и в конце каждого года обучения чтению провожу анкету, выясняющую развитие читательской самостоятельности детей:
1. Есть ли у вас дома детские книги?
2. Читают ли их вам?
3. Любите ли рассматривать книги?
4. О чём вы любите слушать (читать)?
5. Назовите любимую книгу.
6. Фамилии каких писателей вы знаете?
7. Какие их книги помните?
Литература:
8. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
9. Оморокова М. И. Основы обучения чтению. Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.
10. Первова Г. М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности. Начальная школа, 1996, № 5.
11. Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей. Начальная школа, 1991, № 7.
12. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991.
13. Светловская Н.Н Основы науки о читателе. М.: Магистр, 1993.
14. Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. ООО «Издательство АСТ», Москва 2001.