Современные направления ФГОС НОО предъявляют новые требования к качеству чтения учащихся. Ни для кого не секрет, что постепенно чтение книг становится все большей трудностью для учащихся. Объем информации в современном мире так велик, что дети порой не успевают справиться с ним и чтение книг для них становится трудным, плохо понятным и непреодолимым этапом. Как же сделать так, чтобы ученикам было интересно открывать литературу, и не просто читать, а делать для себя важные выводы и интересные открытия?
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя некоторые правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.
Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:
А) технику чтения
Б) понимание текста
Эти два компонента тесно взаимосвязаны. Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается.
Для выразительного прочтения текста необходимо, чтобы читающий увлекся произведением, полюбил и понял его.
В школе обычно произведение читает учитель. Важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его.
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.
В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
К ним относятся:
1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Урок обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание — это здоровье.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий.
В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Главное средство речевой выразительности — интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.
Детей учу нужной интонации:
1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.
2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).
3) Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).
Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).
Вторая ступень — осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
Третья ступень — словесное рисование картины.
Четвертая ступень — определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.
На уроке использую такую памятку (выбери отрывок по своему желанию):
1) Правильно ставь ударение.
2) Соблюдай паузу.
3) Выбери силу голоса (громко, тихо).
4) Определи темп (быстро, медленно).
5) Читай эмоционально.
6) Покажи интонацией свое отношение к произведению.
У детей формируется самостоятельная деятельность:
- самоанализ;
- самопланирование, самоорганизация;
- самоконтроль и оценка, саморегулирование.
Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.
Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение. Каждый ребенок в классе получал какую-то роль, даже слабочитающий ребенок старался оправдать доверие учителя. Слабочитающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктор может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.
Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения — занимает работа над лирическими стихотворениями.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения — это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.
Работаю по следующим этапам:
1) Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
2) Первое чтение — выразительное чтение стихотворения учителем.
3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:
- какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.
4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:
- не спеша прочитать стихотворение,
- отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.
5) Анализ лирического стихотворения.
Цели:
- способствовать пониманию учащимися текста,
- углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.
Использую для этого такие приемы:
а) выборочное чтение;
б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;
в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);
г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);
д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).
6) Следующий этап процесса изучения стихотворения — своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.
Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов — основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности.
Правильно выражать свои мысли и чувства — значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно — уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.
Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание — это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.