В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.
Ключевые слова:география, краеведение, элективный курс.
География — особый школьный предмет, формирующий представление о Земле в контексте комплексного, социально-ориентированного подхода. При изучении школьных учебных предметов используются различные подходы, но только география видит региональный подход с одной стороны как особый метод научного метапознания, с другой определяет его важнейшим элементом региональной политики, воздействующей на социально-экономические процессы территории. Именно поэтому, география, относящаяся к категории классических учебных предметов инвариантной части учебного плана основного общего образования общеобразовательных учреждений, отвечает за будущую социализацию учащегося, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, формирование российской идентичности, как главного условия укрепления и сохранения российской государственности.
География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Федеральный базисный учебный план основного общего образования (ФГОС-2010) отводит на изучение предмета: 5 класс — 1 час, 6 класс- 1 час, 7 класс- 2 часа, 8 класс — 2 часа, 9 класс-2 часа.
Содержание учебного предмета региональной, краеведческой, направленности, возможно изучать в нескольких вариантах:
1. Во время учебных занятий:
1.1. 6 класс — на изучение предмета отводится 2 часа в неделю: 1 час — инвариантная часть учебного плана, 1 час — вариативная часть учебного плана (компонент образовательного учреждения). Изучение проводится либо в качестве отдельно выделенного модуля в соответствии с региональным стандартом, программами изучения региона, либо в качестве практикума региональной направленности. Учитель при составлении рабочей программы в разделе «Пояснительная записка» прописывает нормативно-правовую базу, цели и задачи обучения, в разделе «Общая характеристика предмета (курса)» дает обоснование выбора с указанием механизма реализации;
1.2. 8 класс
1.2.1. Путем включения в базовое содержание преподавания курса (географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, органический мир, население, промышленность, сельское хозяйство региона) отдельных тем
1.2.2. Факультатив.
1.2.3. Элективный курс.
2. Внеурочная деятельность — кружковая работа.
По-моему мнению, наиболее эффективным механизмом реализации является реализация через элективный курс в 8 классе.
Введение элективного курса краеведческой направленности предполагает наличие у учащихся определенных компетенций, которые формируются в ходе изучения предшествующих курсов. Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе целесообразно по двум причинам — в рамках курса «География России» происходит переход от изучения физической географии, к экономической географии, комплексное изучение региона в 8 классе позволит сформировать базу для перехода от изучения природных особенностей к изучению экономико-социальных.
Целями изучения данного дополнительного курса в школе являются как основные цели географического образования в школе:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико-материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;
- овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;
- формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;
- устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;
- повышение культурного уровня школьников, воспитание любви, патриотизма и бережного отношения к Родине.
так и цели частного характера:
- знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;
- развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать факты, события, явления, закономерности;
- развитие навыков проектной деятельности;
- формирование эстетического восприятия окружающей среды;
- патриотическое воспитание.
Интегрированный региональный курс должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, так и по методам ее изучения. Учебные занятия следует выстраивать таким образом, чтобы для учащихся исключались возможности получения знания на основе репродуктивного метода. Главная задача формирование умений необходимых для дальнейшего обучения — творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, информационная грамотность, медиаграмотность, инициативность, самостоятельность, способность к адаптации, продуктивность, вовлеченность.
Идея регионального элективного курса может быть успешно реализована, только при соблюдении ряда условий:
1. использование компетенций сформированных при изучении ранних ступеней географии;
2. выстраивание учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;
3. выстраивание учебного процесса на основе междисциплинарного характера.
Работа над курсом рассчитывается на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.
Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса, делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы.
Затем следует основной цикл занятий, в котором необходимо выделить 4 раздела:
1. Географическое положение.
2. Природные условия и ресурсы.
3. Административное устройство территории, топонимические исследования.
4. Население и экономика.
В последние 2 часа возможно проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленного в самостоятельной работе учебного материала.
Организационной формой проведения такого занятия могут быть — конференция, круглый стол, защита проектов, представление сайта и т. д.
Большинство тем должно предполагать самостоятельную работу учащихся, при организации которой необходимо уделять большое внимание конструктивному сотрудничеству учащихся и преподавателей различных дисциплин.
Примерная структура курса представлена в таблице 1.
Таблица 1
Примерная структура курса
Раздел. Тема. |
Количество часов |
Введение. |
1 |
Географическое положение. |
4 |
Природные условия и ресурсы. |
10 |
Административное устройство территории, топонимические исследования. |
7 |
Население и экономика. |
9 |
Заключение. |
2 |
Резерв. |
2 |
Содержание курса.
Введение — рассматриваются проблемы и задачи курса, раскрывается необходимость изучения родного края, знакомство с символами и раскрытие их содержания.
Географическое положение — место региона на поверхности планеты; границы региона, пограничные территории, сравнение территории с другими субъектами России, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий на срединных параллелях и меридианах региона с условиями этих же широт в других частях Земли.
Природные условия и ресурсы — особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.
Административное устройство территории, топонимические исследования — изучается состав территории, раскрывается происхождение многих географических названий, названий населенных пунктов, знакомство с прошлым и настоящим населенных пунктов.
Население и экономика — изучение истории заселения территории, современного населения региона, изучение вопросов занятости и видов деятельности, которые развивались в прошлом.
Таким образом, предлагаемые варианты и система краеведческого изучения региона будут способствовать формированию мировоззрения учащихся и их правильной самооценки, поскольку данное направление основывается на системно-деятельностном подходе.
Литература:
1. Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970. — 142с.
2. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост.Г. В. Карпов.- М.: Педагогика, 1981. — 384 с.
3. Программа курса «География родного города». Учителю географии, работающему в 6–9 классах, для осуществления регионального компонента образования./ З. М. Тимофеева.-Ростов-на-Дону.-1995–13с.
4. Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся.Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2005.-170с.
5. В. Г. Гниловской. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство.-1974–425с.