Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 1710 раз

Библиографическое описание:

Какичев, В. Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании / В. Д. Какичев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13347/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.

Ключевые слова:география, краеведение, элективный курс.

 

География — особый школьный предмет, формирующий представление о Земле в контексте комплексного, социально-ориентированного подхода. При изучении школьных учебных предметов используются различные подходы, но только география видит региональный подход с одной стороны как особый метод научного метапознания, с другой определяет его важнейшим элементом региональной политики, воздействующей на социально-экономические процессы территории. Именно поэтому, география, относящаяся к категории классических учебных предметов инвариантной части учебного плана основного общего образования общеобразовательных учреждений, отвечает за будущую социализацию учащегося, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, формирование российской идентичности, как главного условия укрепления и сохранения российской государственности.

География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Федеральный базисный учебный план основного общего образования (ФГОС-2010) отводит на изучение предмета: 5 класс — 1 час, 6 класс- 1 час, 7 класс- 2 часа, 8 класс — 2 часа, 9 класс-2 часа.

Содержание учебного предмета региональной, краеведческой, направленности, возможно изучать в нескольких вариантах:

1.                  Во время учебных занятий:

1.1.            6 класс — на изучение предмета отводится 2 часа в неделю: 1 час — инвариантная часть учебного плана, 1 час — вариативная часть учебного плана (компонент образовательного учреждения). Изучение проводится либо в качестве отдельно выделенного модуля в соответствии с региональным стандартом, программами изучения региона, либо в качестве практикума региональной направленности. Учитель при составлении рабочей программы в разделе «Пояснительная записка» прописывает нормативно-правовую базу, цели и задачи обучения, в разделе «Общая характеристика предмета (курса)» дает обоснование выбора с указанием механизма реализации;

1.2.            8 класс

1.2.1.      Путем включения в базовое содержание преподавания курса (географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, органический мир, население, промышленность, сельское хозяйство региона) отдельных тем

1.2.2.      Факультатив.

1.2.3.      Элективный курс.

2.                  Внеурочная деятельность — кружковая работа.

По-моему мнению, наиболее эффективным механизмом реализации является реализация через элективный курс в 8 классе.

Введение элективного курса краеведческой направленности предполагает наличие у учащихся определенных компетенций, которые формируются в ходе изучения предшествующих курсов. Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе целесообразно по двум причинам — в рамках курса «География России» происходит переход от изучения физической географии, к экономической географии, комплексное изучение региона в 8 классе позволит сформировать базу для перехода от изучения природных особенностей к изучению экономико-социальных.

Целями изучения данного дополнительного курса в школе являются как основные цели географического образования в школе:

-          интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико-материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;

-          овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;

-          формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;

-          устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;

-          повышение культурного уровня школьников, воспитание любви, патриотизма и бережного отношения к Родине.

так и цели частного характера:

-          знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;

-          развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать факты, события, явления, закономерности;

-          развитие навыков проектной деятельности;

-          формирование эстетического восприятия окружающей среды;

-          патриотическое воспитание.

Интегрированный региональный курс должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, так и по методам ее изучения. Учебные занятия следует выстраивать таким образом, чтобы для учащихся исключались возможности получения знания на основе репродуктивного метода. Главная задача формирование умений необходимых для дальнейшего обучения — творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, информационная грамотность, медиаграмотность, инициативность, самостоятельность, способность к адаптации, продуктивность, вовлеченность.

Идея регионального элективного курса может быть успешно реализована, только при соблюдении ряда условий:

1.                  использование компетенций сформированных при изучении ранних ступеней географии;

2.                  выстраивание учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;

3.                  выстраивание учебного процесса на основе междисциплинарного характера.

Работа над курсом рассчитывается на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.

Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса, делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы.

Затем следует основной цикл занятий, в котором необходимо выделить 4 раздела:

1.      Географическое положение.

2.      Природные условия и ресурсы.

3.      Административное устройство территории, топонимические исследования.

4.      Население и экономика.

В последние 2 часа возможно проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленного в самостоятельной работе учебного материала.

Организационной формой проведения такого занятия могут быть — конференция, круглый стол, защита проектов, представление сайта и т. д.

Большинство тем должно предполагать самостоятельную работу учащихся, при организации которой необходимо уделять большое внимание конструктивному сотрудничеству учащихся и преподавателей различных дисциплин.

Примерная структура курса представлена в таблице 1.

Таблица 1

Примерная структура курса

Раздел. Тема.

Количество часов

Введение.

1

Географическое положение.

4

Природные условия и ресурсы.

10

Административное устройство территории, топонимические исследования.

7

Население и экономика.

9

Заключение.

2

Резерв.

2

 

Содержание курса.

Введение — рассматриваются проблемы и задачи курса, раскрывается необходимость изучения родного края, знакомство с символами и раскрытие их содержания.

Географическое положение — место региона на поверхности планеты; границы региона, пограничные территории, сравнение территории с другими субъектами России, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий на срединных параллелях и меридианах региона с условиями этих же широт в других частях Земли.

Природные условия и ресурсы — особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.

Административное устройство территории, топонимические исследования — изучается состав территории, раскрывается происхождение многих географических названий, названий населенных пунктов, знакомство с прошлым и настоящим населенных пунктов.

Население и экономика — изучение истории заселения территории, современного населения региона, изучение вопросов занятости и видов деятельности, которые развивались в прошлом.

Таким образом, предлагаемые варианты и система краеведческого изучения региона будут способствовать формированию мировоззрения учащихся и их правильной самооценки, поскольку данное направление основывается на системно-деятельностном подходе.

 

Литература:

 

1.                  Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970. — 142с.

2.                  Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост.Г. В. Карпов.- М.: Педагогика, 1981. — 384 с.

3.                  Программа курса «География родного города». Учителю географии, работающему в 6–9 классах, для осуществления регионального компонента образования./ З. М. Тимофеева.-Ростов-на-Дону.-1995–13с.

4.                  Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся.Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2005.-170с.

5.                  В. Г. Гниловской. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство.-1974–425с.

Основные термины (генерируются автоматически): элективный курс, географическое положение, изучение, административное устройство территории, класс, учебный план, час, географическое образование, инвариантная часть, органический мир.


Похожие статьи

Элективный курс по географии «География родного региона»

В статье представлена программа элективного курса по географии «География региона», рассматриваются вопросы условий реализации программы, планирования работы, требования к освоению программы.

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной школе

В статье рассматриваются возможности курса ОБЖ в области формирования экологических знаний, современные проблемы формирования экологических знаний в курсе ОБЖ 5–9 классов.

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии

В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...

Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается формирование целостного представления экономического мышления у школьников. Проведенные исследования в средней общеобразовательной школе позволили сформулировать проблемы преподавания экономики и дать рекомендации по п...

Метод проектов в подготовке будущих учителей математики

В статье рассматривается вопрос по реализацию метода проектов по математическим и методическим дисциплинам, приводится пример серий проектов, реализуемых в курсе математического анализа и методики преподавания математики. А также описание некоторых к...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию, организации и методике процесса обучения студентов по э...

Урок как основная форма организации обучения в современной школе

Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.

Похожие статьи

Элективный курс по географии «География родного региона»

В статье представлена программа элективного курса по географии «География региона», рассматриваются вопросы условий реализации программы, планирования работы, требования к освоению программы.

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной школе

В статье рассматриваются возможности курса ОБЖ в области формирования экологических знаний, современные проблемы формирования экологических знаний в курсе ОБЖ 5–9 классов.

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии

В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...

Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается формирование целостного представления экономического мышления у школьников. Проведенные исследования в средней общеобразовательной школе позволили сформулировать проблемы преподавания экономики и дать рекомендации по п...

Метод проектов в подготовке будущих учителей математики

В статье рассматривается вопрос по реализацию метода проектов по математическим и методическим дисциплинам, приводится пример серий проектов, реализуемых в курсе математического анализа и методики преподавания математики. А также описание некоторых к...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию, организации и методике процесса обучения студентов по э...

Урок как основная форма организации обучения в современной школе

Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.

Задать вопрос