О возможности увеличения жилищного фонда путем реконструкции здания средней общеобразовательной школы под жилое помещение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абрашитов, В. С. О возможности увеличения жилищного фонда путем реконструкции здания средней общеобразовательной школы под жилое помещение / В. С. Абрашитов, Н. В. Абрашитов, А. Н. Жуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13365/ (дата обращения: 17.10.2024).

Одной из целей государственной программы «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Пензенской области на 2014–2020 годы» является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения. Государственная программа направлена на достижение двух основных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2013 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО «О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)":

-        повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

-        повышение доступности жилья.

Достижение второй цели связано с актуальностью разрешения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства и подчеркивается тем, что приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего.

Жилищная проблема стоит перед большей частью российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.

Анализ существующего положения в жилищном строительстве показал, что крупные города и отдельные районные центры Пензенской области подходят к той стадии, когда их ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Это требует вовлечения в оборот новых земель, из пригородной зоны — как правило, земель сельскохозяйственного назначения [1]. Кроме экстенсивных способов реновации жилищного фонда, обеспечивающих увеличение совокупности существующих жилых зданий и требующих как правило селитебных территорий, существуют и интенсивные способы.

Интенсивные способы реновации обеспечивают повышение эффективности использования существующих жилых зданий за счет восстановления или улучшения их потребительских качеств. При этом под новым жилищным строительством понимается возведение новых жилых объектов, осуществляемое на впервые освоенных или на освобожденных от существующей застройки и повторно используемых земельных участках. Под расширением жилых зданий понимается создание дополнительных жилых помещений путем строительства вставок, пристроек к существующим жилым зданиям.

В условиях плотной городской застройки при строительстве предпочитают финансировать реконструкцию имеющихся сооружений вместо строительства новых зданий. В подавляющем большинстве случаев реконструируемые здания представляют собой постройки середины ХХ века, причем часто они не востребованы по первоначальному назначению, и в силу морального и физического износа требуют проведения в них капитального ремонта.

Наиболее перспективным направлением в этой области является введение дополнительных этажей, что удается выполнить без усиления основания, так как в большинстве эксплуатируемых зданий полезная расчетная нагрузка превышает таковую для общественных помещений.

Одним из примеров интенсивного способа реновации жилищного фонда является перепрофилирование здания общеобразовательной школы в жилой многоквартирный дом. С целью определения возможности изменения функционального назначения объекта сотрудниками Пензенского ГУАС выполнено освидетельствование и обследование состояния конструктивных элементов здания общеобразовательной школы № 218 в г. Заречный Пензенской области [1] (рис.1.).

Рис.1. Здание общеобразовательной школы № 218 в г. Заречный Пензенской области

 

Здание построено по проектной документации, разработанной в конце 50-х годов ХХ века, и состоит из трех прямоугольных блоков. Два блока имеют размеры в осях 9,7х20,4 м и средний блок размером 10,4х25,6 м. Все три блока имеют четыре этажа, три из которых имеют высоту этажа 3,9 м, а для среднего блока высота помещений четвертого этажа составляет 4,9 м (высота от пола до низа несущих железобетонных балок покрытия).

Для определения размеров фундаментов при освидетельствовании были выполнены шурфы под наиболее нагруженными фундаментами здания, по которым определены глубина заложения и ширина подошвы ленточного фундамента. В конструктивном отношении фундаменты выполнены монолитными бетонными ленточными шириной верхней части от 400 до 550 мм и высотой от 1750 до 2300 мм. Плита подошвы фундамента имеет высоту минимум 550 мм и ширину от 1680 до 1830 мм. Для некоторых фундаментов ширина подошвы меньше, чем в проектной документации. Так, например, ширина подошвы фундамента под средней стеной — 1810 мм, а проектом предусмотрена ширина 2000 мм, а под крайней стеной — ширина подошвы равна 1820 мм вместо 1900 мм по проекту.

Для выявления несущей способности фундаментов были выполнены инженерно-геологические изыскания оснований под фундаменты с последующим определением их расчётного сопротивления. Расчёты показали, что имеется возможность надстройки здания, и давление под подошвой фундамента от шести этажей жилого здания будет меньше, чем расчётное сопротивление под подошвой фундамента здания школы. Анализируя проектную документацию на здание школы было выявлено, что размеры подошвы фундаментов были подобраны по расчётному сопротивлению грунта R=1,5 кгс/см2, тогда как по результатам вычислений (расчётов), исходя из данных выполненных инженерно-геологических изысканий, расчётное сопротивление грунта составляет около 2,9 кгс/см2 [2].

При освидетельствовании конструктивных элементов здания школы выявлено, что в качестве несущих элементов приняты наружные стены, выполненные из глиняного кирпича пластического формования на цементно-песчаном растворе с толщиной стен от 380 до 560 мм. Внутренняя поверхность наружных стен оштукатурена раствором толщиной до 40 мм. Обследование состояния кладки здания отмечено наличие пустот в растворе глубиной до 40..70 мм. По нижней цокольной части здания отсутствует расшивка швов из цементно-песчаного раствора, вследствие чего раствор оказался вымытым из кладки. Толщина имеющихся наружных стен не соответствует требованиям теплообеспечения и энергосбережения в соответствии с СП 23‑101–2000.

При обследовании технического состояния конструктивных элементов перекрытий и покрытий, состоящих из ребристых железобетонных плит размером 800х6400 мм, 400х3300 мм и 400х2800 мм, были произведены вскрытия сечения плит и замеры диаметров рабочей арматуры плит перекрытий.

Так для плиты сечением 800х6400 мм поперечное сечение плиты перекрытия выполнено следующим образом:

Выявлено, что прочность бетона плиты перекрытия составляет не более М150; арматура рабочая класса А-III сечением Ø 18 мм. Перерасчёт несущей способности плит перекрытий показал, что они способны воспринимать полезную нагрузку около 600 кгс/м2 с учётом собственного веса.

Анализ результатов обследования фундаментов здания показал, что их несущая способность фундаментов обеспечена для 6-ти этажного жилого здания (σ=2,07 кгс/см2) при расчётном сопротивлении грунта R=2,9 кгс/см2. В кирпичных стенах здания обнаружены вертикальные трещины с шириной раскрытия 1…3 мм, а их толщина не соответствует требованиям теплообеспечения и энергосбережения в соответствии с СП 23‑101–2000. Для обеспечения нормальной эксплуатации в условиях изменения назначения здания, стены необходимо усилить путём уменьшения оконных и дверных проёмов и устройства железобетонных «рубашек» [3], и выполнить утепление наружных стен путём крепления утеплителя к стене с последующей наружной штукатуркой здания, либо устройством вентилируемого фасада. Необходимо заменить существующие деревянные окна из стеклоблоков размером 2х3 м, имеющие значительный физический износ, на обычные оконные рамы из дерева или ПВХ, уменьшив ширину проёмов в соответствии с требованиями освещенности жилых помещений.

Физический износ чердачной кровли из деревянной стропильной системы составляет до 70 %. Рекомендуется заменить чердачную кровлю из деревянной стропильной системы с физическим износом до 70 % на кровлю, совмещенную с покрытием с организованным внутренним водостоком. Чтобы обеспечить недостаточную несущую способность простенка первого этажа, требуется увеличить площадь простенков первого и второго этажа и выполнить их усиление.

В результате проведённого анализа состояния несущей способности основных несущих конструктивных элементов здания отмечено следующее:

Состояние конструктивных элементов кровли здания ограниченно-работоспособное и они должны быть подвержены полному капитальному ремонту вплоть до замены. Для снижения общей нагрузки на конструктивные несущие элементы здания (фундаменты и несущие стены) рекомендуется утеплитель по кровле заменить на минеральную вату с объёмным весом до 50 кгс/м3. Водоизоляционный ковёр кровли имеет физический износ около 75 % и должен быть заменён.

Несущие каменные стены здания в местах нахождения водосливных воронок и труб имеют ограниченно-работоспособное состояние и должны быть подвергнуты усилению. Показатели прочности каменной кладки имеют следующие величины прочности исходных материалов: кирпич прочностью М50 и цементно-песчаный раствор М25. При определении показателей прочности железобетонных плит перекрытия и балок было выявлено, что их прочность составляет М100.

В ходе анализа несущей способности каменных стен был произведен перерасчёт несущей способности каменной кладки оконных простенков первого этажа. Он показал, что она недостаточна для существующих четырёх этажей здания с чердачной кровлей. Необходимо при проведении капитального ремонта и реконструкции здания их усилить по специальным техническим решениям.

Перерасчёт фундаментов здания при их фактических геометрических размерах, выявленных при освидетельствовании и параметрам инженерно-геологических условий и значении расчётного сопротивления грунта R = 2,9 кгс/см2, показал, что несущая способность наиболее нагруженных фундаментов в осях 2,5 и В достаточна для восприятия шести этажей здания при условии использования этажей со 2 по 6 их в качестве жилых помещений.

При проведении капитального ремонта предусмотрены мероприятия по водоотводу атмосферной влаги от стен здания и дворовой территории, в частности выполнение асфальтобетонной отмостки шириной 1200 мм с уклоном от стен не менее 5 %.

Анализ технического состояния несущих конструкций здания общеобразовательной школы № 218 в г.Заречный Пензенской области показал, что его перепрофилирование с учётом снижения полезной нагрузки с 400 кгс/м2 (для общественных зданий) до 150 кгс/м2 (для жилых зданий) возможно даже при условии увеличения количества этажей с четырёх до шести.

Таким образом, результаты проведенного анализа показывают, что перепрофилирование зданий с общественного назначения на жилое является экономически целесообразным и позволяет в короткие сроки (по сравнению с новым строительством) пополнить городской жилищный фонд.

 

Литература:

 

1.                  Постановление Правительства Пензенской области № 811-пП от 01 ноября 2013 г. Об утверждении государственной программы «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Пензенской области на 2014–2020 годы»

2.                  ГОСТ Р 54257–2010 «Надежность строительных конструкций и оснований». Стандартинформ. М., 2011–19 с.

3.                  СП 20–101–2004. «Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений». М., 2005–128с.

4.                  СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции» Актуализированная редакция СНиП II—22–81*. М., 2012–103с.

Основные термины (генерируются автоматически): Пензенская область, здание, общеобразовательная школа, расчетное сопротивление грунта, физический износ, жилищное строительство, капитальный ремонт, проектная документация, цементно-песчаный раствор, чердачная кровля.


Похожие статьи

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения

Совершенствование системы социальной защиты малоимущих семей в муниципальном образовании

О способах судебной защиты права общей долевой собственности на общее имущество граждан в многоквартирном жилом доме

Гарантии собственников при изъятии их земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К вопросу об изменении стоимости оказания образовательных услуг в связи с переходом на дистанционный формат обучения

Создание в ДОУ физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей к сдаче норм ГТО

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Создание условий для успешной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг в учреждении дополнительного образования

Похожие статьи

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения

Совершенствование системы социальной защиты малоимущих семей в муниципальном образовании

О способах судебной защиты права общей долевой собственности на общее имущество граждан в многоквартирном жилом доме

Гарантии собственников при изъятии их земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К вопросу об изменении стоимости оказания образовательных услуг в связи с переходом на дистанционный формат обучения

Создание в ДОУ физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей к сдаче норм ГТО

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Создание условий для успешной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг в учреждении дополнительного образования

Задать вопрос