Строительство является важнейшей отраслью отечественной экономики, состояние этой отрасли определяет уровень развития общества и его производительных сил. Строительная отрасль предназначена для обновления производственных фондов, реконструкции и технического перевооружения производства, развития социальной сферы. Особенности организации и технологии строительной деятельности способствуют формированию специфических способов, приемов и методов учета затрат на производство.
Для принятия оптимального финансового и управленческого решения, каждая строительная организация должна точно знать свои затраты и разбираться в информации о расходах, которые возникают в связи с с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Анализируя расходы организации, можно дать ответы на многие вопросы, связанные с совершенствованием учета затрат:
- какова эффективность затрат;
- какого уровня достигли качественные показатели работы экономического субъекта;
- установлены ли правильно цены реализации;
- как и кем контролируются расходы;
- выполняется ли план ожидаемой прибыли и рентабельности производства.
Актуальными вопросами организации учета и контроля затрат в строительной сфере в настоящее время является определение объектов учета затрат и калькулирования себестоимости, выделение центров ответственности, выбор способа распределения накладных расходов (он зависит от большого числа факторов); характеристика специфических статей затрат и другие. Факторами, которые влияют на выбор способа распределения накладных расходов, являются характер строительной организации, особенности строительной продукции, категория используемых проектов, особенности организации строительства, технологии и другие.
При этом тесная взаимосвязь между бухгалтерским и производственным учетом в строительной отрасли лежит в основе учетно-аналитических процессов.
Себестоимость строительных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства (материалы, топливо, энергия, основные средства, трудовые ресурсы и другие затраты). Целью учета затрат строительных работ в данном случае является своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов по видам и объектам строительства, выявление отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроль за использованием всех видов ресурсов.
Для достижения цели следует выделить основные направления организации учета затрат на производство строительных работ организацией собственными силами:
- организация аналитического учета выполненных работ;
- определение состава затрат;
- выбор объекта бухгалтерского учета;
- оценка выполненных работ;
- выбор метода учета затрат на производство.
Нормативной базой, определяющей организацию бухгалтерского учета в строительстве, является ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» от 24 октября 2008г. № 116н.
При этом основным документом, который регулирует правовые вопросы между участниками строительного производства является договор строительного подряда. Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов в соответствии с действующим ПБУ 2/2008 ведется по каждому договору. Стоит отметить, что если одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, то в целях бухгалтерского учета строительство по каждому объекту осуществляется обособленно при наличии следующих условий, которые являются обязательными:
- на строительство каждого объекта имеется техническая документация;
- по каждому объекту строительства могут быть достоверно определены доходы и расходы. [1]
В экономической литературе существует несколько классификаций методов учета затрат на производство (методов калькулирования себестоимости) по различным признакам.
Так, например, по оперативности учета и контроля выделяют учет затрат по фактической себестоимости и по нормативной себестоимости.
По полноте учета затрат выделяют калькулирование полной себестоимости и систему «директ-костинг».
В зависимости от видов объектов учета затраты на производство строительных работ могут вестись по позаказному методу или методу накопления затрат за определенный период времени с применением элементов нормативной системы учета и контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Наиболее распространенным методом учета затрат в строительстве является позаказный метод. При данном методе объектом учета выступает отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с заключенным договором. Учет затрат в строительстве ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по определенному заказу.
При выполнении однородных специальных видов работ или осуществления строительства однотипных объектов с незначительной продолжительностью их строительства, строительная организация может вести учет методом накопления затрат за определенный период времени по видам работ и местам возникновения затрат.
При учете затрат по методу накопления финансовый результат определяется как разница между договорной стоимостью и себестоимостью выполненных работ на конструктивных элементах или этапах. Данные метод является эффективным, только при условии ритмичного финансирования и своевременной оплаты работ заказчиками.
Можно выделить наиболее перспективные методы учета затрат в строительной деятельности, к ним относятся: «АВС — метод», «директ — костинг», «таргет — костинг». Использование выше указанных методов позволит значительно увеличить точность планирования бизнес — процессов, принимать эффективные управленческие решения в области ценообразования, оптимизации номенклатуры выпускаемой продукции и прогнозирования затрат.
При этом одной из наиболее важных задач теории и практики отечественного бухгалтерского учета в строительстве остается проблема учета и распределения накладных расходов.
Доля накладных расходов в общей стоимости готовой продукции в большинстве строительных компаний имеет тенденцию к неуклонному росту. В последние годы наблюдается повышение сложности управления экономикой предприятий, которое связано с применением новых методов управления, с повышением технологичности производства, а также с внедрением в учетную практику российских организаций МСФО.
В данной ситуации совершенствование методологии бухгалтерского управленческого учета, в особенности в области учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в строительных организациях является актуальным, при этом наиболее значимым аспектом видится организация рационального процесса учета и распределения накладных расходов.
Учет накладных расходов проводится согласно Методическим указаниям МДС 81–35.2004 от 05.03.2004 года. Размер накладных расходов в среднем варьируется в зависимости от особенностей процессов и географической принадлежности от 12 до 20 %. Нормативная величина этих расходов отражает рассчитанные среднеотраслевые затраты, которые сопутствуют проведению строительных работ и включаются в стоимость строительной продукции. Для того, чтобы посчитать стоимость строительных работ на отдельных стадиях, необходимо использовать систему норм накладных расходов.
Данные нормы по функциональному назначению и масштабам можно подразделить на следующие основные виды:
- укрупненные нормативы, которые характеризуют основные виды строительства;
- нормативы по отдельным видам строительных работ;
- индивидуальные нормы, которые вырабатываются конкретной ремонтно-строительной или строительно-монтажной организацией.
Укрупненные нормативы определяются на основании данных статистического наблюдения по видам строительства. Они используются, в первую очередь, для создания укрупненных инвесторских смет, а также для подготовки документации при проведения тендерных подрядных торгов. Нормативы по видам работ применяются, в основном, при составления проектно-сметных документов и при расчетах за уже выполненные работы. Индивидуальные нормы разрабатываются подрядными организациями по ценообразованию при строительстве на основе договоров с подрядными организациями. При этом стоит отметить, что проекты индивидуальных норм должны пройти экспертизу заказчика.
Накладные расходы в строительстве нормируются в процентах от сумм фонда оплаты труда или прямых затрат на строительство косвенным способом в составе прямых затрат.
Перечень накладных расходов представлен в приложении к типовым методическим рекомендациям МДС 81–35.2004. К ним относятся пять разделов:
- административно-хозяйственные расходы;
- расходы на обслуживание работников строительства;
- расходы на организацию работ на строительных площадках;
- прочие накладные расходы;
- затраты, учтенные в нормах.
Каждая группа накладных расходов состоит их отдельных статей, размер которых при планировании определяется либо расчетным способом, с учетом предполагаемого объема работ, либо на основе установленных по данному ввиду затрат норм и нормативов, которые действуют в этой области, либо которые были разработаны самой строительной организацией. При планировании устанавливается лимит накладных расходов для данной организации, который определен исходя из стоимости строительно-монтажных работ предполагаемых к выполнению в соответствии с заключенным договорами и установленных в % накладных расходов в этих договорах. [3, с. 344]
В рамках отчетного периода производится учет фактически произведенных расходов. По окончании отчетного периода накладные расходы должны быть распределены между всеми строящимися объектами, в соответствии с выбранной базой распределения. Таким образом, накладные расходы попадают в фактическую себестоимость выполненных объемов строительно-монтажных работ по каждому объекту.
Такая последовательность в учете накладных расходов позволяет определить общую сумму накладных расходов фактически произведенных за отчетный период и сравнить с установленным лимитом и сформировать полную себестоимость строительно-монтажных работ по каждому объекту. Учет накладных расходов связанных с производством строительных работ, выпуском продукции и оказанием услуг вспомогательными производствами, а также с выполнением некапитальных работ ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Аналитический и синтетический учет накладных расходов по счету 26 ведется в журнале-ордере 10с. При этом журнал ведется по основному и вспомогательному производствам отдельно.
Накладные расходы основного производства учитываются в журнале ордере — 10с в соответствии с перечнем накладных расходов.
Отражение затрат по дебету счета 26 производятся ежемесячно на основании данных из разработочных таблиц, ведомостей, листков — расшифровок, в корреспонденции со следующими счетами кредит 02 (форма № Рт-7 «Разработочная таблица»), кредит счета 05 (форма № В-17 «Ведомость учета НА и износа»), кредит счета 10 (форма № В-10с «Ведомость учета движения материалов в денежном выражении»), кредит счета 23 (журнал — ордер 10с), кредит счета 25 (журнал — ордер 10с), кредит счета 70 (форма № Рт-5с «Разработочная таблица»), кредит счета 71 (на основе первичных документов и других журналов-ордеров) и кредит счета 69 (форма № Рт-5с «Разработочная таблица»).
Стоит отметить, что все начисления на заработную плату, перечисленные во внебюджетные социальные фонды в строительстве включаются в состав накладных расходов.
По окончании месяца итоги по каждой статье из листков расшифровок или других журналов-ордеров, ведомостей заносятся в журнал-ордер 10с в раздел «общехозяйственные расходы».
По окончании месяца сумма накладных расходов списывается с кредита счета 26 в дебет различных счетов в соответствии с выбранной методологией распределения накладных расходов, указанной в учетной политике строительной организации.
В заключение следует обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке. [2, с. 181]
Необходимым условием совершенствования учета и контроля затрат является «встраивание» механизмов планирования и управления затратами в единую информационную систему строительной организации, в которой централизованно накапливаются исходные данные для расчета себестоимости. Подсистема управления затратами должна быть информационно связана с подсистемами управления производством и бухгалтерского учета, в которых формируются требуемые для расчетов исходные данные (нормативные, плановые и фактические). Так образуется единый технологический конвейер: планирование производства — планирование затрат — учет фактического выпуска — учет фактических затрат — анализ затрат. Это кардинально повышает оперативность и достоверность расчетов. Такая система должна быть разработана на современных программных средствах, рассчитанных на длительную эксплуатацию в условиях обновления техники, увеличения числа рабочих мест и объемов обрабатываемой информации, появления новых средств анализа и представления данных.
Учет и контроль затрат организуют по отклонениям от норм с последующим выявлением причин изменений объемов произведенной продукции, загрузки производственных фондов, уровня затрат и виновников отклонений. Данный метод обеспечивает своевременное, обоснованное и эффективное принятие управленческих решений. Он удобен и эффективен в подразделениях основного производства, показателями деятельности которых являются объем строительной продукции, уровни затрат, дохода и прибыли. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственных процессов, связей, деятельности и отношений как строительной организации в целом, так и отдельных подразделений.
Таким образом, построение системы управления затратами должно основываться на принципе экономической эффективности и определения степени детализации затрат, то есть эффект от внедрения такого управленческого блока на предприятии должен значительно превышать затраты на его разработку и внедрение. Также необходимо отметить, что вся система должна быть единой, так как управление затратами эффективно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы.
Литература:
1. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
2. Акашева В. В., Родькина Е. В. Особенности организации бухгалтерского учета в строительстве // Социально-гуманитарные и естественнонаучные исследования: теория и практика взаимодействия (Межвузовский сборник научных трудов). — Саранск: Ковылк. Тип., 2011.- С. 180–181
3. Акашева В. В,. Буянова А. С. Непроизводительные расходы и потери в строительстве, их влияние на себестоимость продукции [Текст] / А. С. Буянова, В. В. Акашева // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 343–346.