Иностранный язык в неязыковом вузе и внеурочная деятельность студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.11.2014

Статья просмотрена: 755 раз

Библиографическое описание:

Альмяшова, Л. В. Иностранный язык в неязыковом вузе и внеурочная деятельность студентов / Л. В. Альмяшова, Л. Д. Овчерук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 506-509. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13398/ (дата обращения: 15.11.2024).

В рамках современной образовательной концепции результаты образования оцениваются и по степени готовности специалиста к успешному осуществлению деятельности за пределами систем образования. В настоящее время в образовании развивается новое направление — компетентностный подход. По мнению экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций, — это путь к расширению академического и профессионального признания, мобильности и востребованности. Ключевые компетенции, необходимые специалисту, связаны и с личностным успехом. Базисными являются идеи самоактуализации А. Маслоу, идеи о синдроме достижений Д. Мак Клелланда, Так, А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области образования. «Согласно теории А. Маслоу преподавателю необходимо всячески способствовать саморазвитию личности «The purpose of learning is to bring about self-actualization, and the goals of educators should include this process». Д. Мак Клелланд в свою очередь также подчеркивал, что «This plays an important role in status attainment research and has been found to influence both educational attainment and occupational aspirations of young people». В качестве фундаментального условия становления конкурентоспособности рассматривается переход личности на более высокий уровень самосознания через саморазвитие с достижением творческой самореализации и неповторимости личности. Г. Олпорт отмечал в своей книге «Personality: a psychological interpretation», что юношеству свойственна целеустремленность в будущее, свободная реализации своих творческих потенций» [Цит. по 1, c.566–567]. Из этого следует, что за время обучения в вузе будущие специалисты должны иметь реальную возможность увеличить свой творческий потенциал жизнереализации за счет развития собственной конкурентоспособности. Актуальными становятся поиски средств и способов, формирующих конкурентоспособность специалистов, прививающих элементы функциональной грамотности и творческого их использования. В связи с этим, в образовательной среде все чаще идет речь об интенсификации обучения. Интенсификация обучения подразумевает применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся, стимулирующих их учение. Таким образом, актуализируется активный поиск технологий раскрытия резервных возможностей личности. Тех технологий, которые бы позволили этой личности повысить эффективность своего учебно-познавательного процесса [2, с.12].

Стоящий на стыке общепрофессиональных и специальных дисциплин иностранный язык является той учебной средой, которая позволяет преподавателю не только формировать языковую компетентность студентов, но и моделировать ситуации деятельности, требующие проявления конкурентоспособности. Иностранный язык обладает значительным личностно-созидающим потенциалом, что является важнейшим фактором становления свободной личности, субъекта собственного жизнетворчества, осознающего смысл своей жизни и труда. Кроме того, изучение языка способствует развитию рефлексивности мышления и формированию целостной картины мироздания, помогая соединить в сознании студентов информацию, полученную по другим курсам, т. к. часто учебный материал требует от них переработки, переосмысления уже известной информации, представленной на иностранном языке [3, с.30].

Ряд особенностей отличает внеаудиторную работу от учебной работы. А именно то, что организовываться она должна в рамках свободного времени студентов в расчете на добровольность участия, вовлечение участников необходимо осуществлять в активную деятельность гибко, разнообразием форм. Внеаудиторная работа должна носить ярко выраженный творческий характер, пополнять и обогащать новыми знаниями, тем самым содействовать развитию способностей и воспитанию значимых личностных, т. е. интеллектуальных и психосоциальных, качеств, способствующих адаптации и успешности молодого человека в обществе [4, c.43].

Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов также призвана развивать такие качества, как умение работать с литературой по специальности, справочниками, периодическими изданиями на иностранном языке, терминологическими словарями. Следовательно, главными целями выступают:

1)        достижение соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции в период обучения иностранного языка в вузе;

2)        подготовка студентов к проведению эффективной самообразовательной работы над иностранным языком после окончания вуза.

С этих позиций можно говорить о ряде конкретных задач, решаемых средствами иностранного языка, а именно:

-        обучить методам поисковой и исследовательской деятельности;

-        способствовать совершенствованию учебных навыков работы с текстом, словарем, справочной литературой;

-        научить различным способам обработки информации — от составления плана текста до его реферирования и аннотирования;

-        сформировать специфические коммуникативные умения: умения вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любом виде деятельности, в том числе и профессиональной;

-        способствовать активизации самостоятельной работы и творческого мышления.

Организация внеаудиторной работы при обучении иностранному языку имеет также большое значение в целях развития положительной мотивации. Согласно теории мотивации достижения успеха в различных видах деятельности, формирование мотивации способствует развитию качеств конкурентоспособности специалиста, а успехи, достижения в работе закрепляют интерес и положительную направленность к избранной деятельности теория мотивации достижения успеха в различных видах деятельности [5, c.16]. Мотивация достижения направлена на желание успеха или избегание неудачи. Другим видом мотивации в ходе внеаудиторной работы является инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы. В процессе обучения названная функция становится задачей внеаудиторной работы, которую преподаватель реализует в своей работе различными средствами.

Внеаудиторная работа по иностранному языку отвечает целям и задачам всей внеурочной учебной деятельности по иностранному языку, и иллюстрирует суть педагогической деятельности преподавателя. Различные формы внеаудиторной работы способствуют вовлечению преподавателей и студентов в сотворчество.

В системе дидактических средств, повышающих эффективность внеаудиторной работы в изучении иностранного языка, наиболее продуктивными являются такие виды работы, как кружки, ориентированные на научно-исследовательскую работу студентов. В ходе работы научно-исследовательского кружка студенты включаются в научно-исследовательскую работу, которая органично сочетается с учебной деятельностью и помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, в том числе из иноязычных источников, нацеливает на творческую реализацию приобретаемых в вузе знаний, умений и навыков. Таким образом, мотивационная функция (создание положительных мотивов при обучении, активизация мыслительной деятельности, стимулирование инициативности студентов, познавательного интереса к обучению и творческого подхода к делу) становится одной из главных задач внеаудиторной работы [6, c.135].

Среди массовых форм внеаудиторной работы по иностранному языку в нашем вузе особенно эффективной является предметная декада иностранного языка в нашем вузе (обычно с 1 апреля по 10–11 апреля). Декада иностранного языка как комплексная форма призвана оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеаудиторной работы по иностранному языку, активизации работы студенческих научно-исследовательских кружков, для которых декада становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между обучающимися и преподавателями.

В рамках декады проводятся следующие мероприятия: конкурс письменных работ на иностранных языках (эссе, сочинение), страноведческая викторина, фестиваль «Шекспириада», урок-рецепт национальной кухни, конкурс плакатов «Вокруг юмора», конкурс творческих переводов зарубежных поэтов, конкурс переводов технических текстов.

При выполнении творческих заданий студенты приобретают навыки исследовательской культуры. Мероприятия предметной декады способствуют жизненному и профессиональному самоопределению студентов, развивают индивидуальные особенности личности будущего инженера.

При проведении Декады иностранного языка решаются задачи, направленные на формирование положительной мотивации к изучению иностранных языков, на развитие навыков аналитического и эвристического мышления при решении проблемных заданий. Творчество преподавателя есть необходимое условие существования педагогического процесса, и рассматривается как сотворчество преподавателей и студентов, совместная деятельность или сотрудничество, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между преподавателем и студентом. Учебно-педагогическая деятельность, осуществляемая в сотрудничестве студентов друг с другом и с преподавателем по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, степень которого зависит от формы организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности, имеет определенные преимущества перед индивидуальной деятельностью [6].

На протяжении ряда лет в нашем технологическом институте пищевой промышленности (Кемерово) при кафедре иностранных языков успешно действует студенческий научно-исследовательский кружок, лингвокультурологической тематики. Процесс включения студентов во внеаудиторную деятельность предполагает ряд последовательных и взаимосвязанных шагов, а именно, выявление уровня владения иностранным языком, характер интересов, потребностей студентов, предпочтительную направленность их деятельности, окружающий социум. Эффективность и результативность работы нашего научно-исследовательского кружка зависит и от соблюдения таких условий, как вовлечение обучающихся, независимо от уровня их знаний, сочетание инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя, наличие целевых установок и перспектив деятельности, гласность.

Внеаудиторная работа в рамках научно-исследовательского кружка строится с учетом соблюдения следующих условий:

1)      Условие взаимосвязи обучения с жизнью. Соблюдение этого условия позволяет обеспечивать связь внеаудиторной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности студентов. Основные условия реализации этого принципа в широком использовании краеведческого материала, в организации встреч с людьми, использующими немецкий язык в своей профессиональной деятельности. Роль преподавателя сводится в координации действий студентов и соответствующих органов администрации, которые располагают сведениями о предпринимателях, связанных своим бизнесом с Германией. Студенты охотно осваивают роли «журналистов», собирая информацию, организуя мероприятие-встречу, занимаясь съемкой встречи, монтажом видеофильма.

2)      Условие коммуникативной активности обучающихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности обучающихся во внеаудиторной работе является возможность выбрать наиболее доступный вид деятельности. Как ведение переписки с зарубежными сверстниками, чтение книг на изучаемом языке или развитие умений и навыков устной речи на занятиях научного кружка и т. д. Так, выделилась группа ребят из числа российских немцев, сформировался круг студентов, заинтересованных в переводах, исследованиях творческой деятельности немецких поэтов. Участники кружка готовы рассказать историю своего народа на примере своей семьи, родных и близких, выступить на конференции, опубликовать материал, принять участие в работе форума, фестиваля, конкурса. Мы используем материалы сайтов Rusdeutsch, Goethe.de с объявлениями о конкурсах.

3)      Условие сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании преподавателями кафедры иностранных языков контингента обучающихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли.

4)      Условие межпредметных связей в подготовке и проведении внеаудиторной работы по иностранному языку. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию студентов. С учётом этого требования внеаудиторная работа по иностранному языку проводится не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. В процессе осуществления различных межпредметных связей студенты убеждаются, что им нужна не механическая сумма знаний по различным предметам, а их взаимосвязанная система, способная к динамической перестройке, что требует специфика их будущей профессиональной деятельности [7].

Представим далее в виде таблицы обобщенные данные о результативности участия студентов в работе научно-исследовательского кружка.

Таблица1

Качественно-количественные показатели работы научно-исследовательского кружка

Учебный год

Кол-во участников

Кол-во публикаций, статей, тезисов

Участие в работе форумов, конференций, фестивалей, конкурсов и т. п.

Награды

очно

заочно

ж

всего

м

ж

всего

м

ж

всего

м

ж

всего

2008/

2009

2

5

-

2

2

2

8

10

-

-

-

дипломы — 1; благодарственные письма — 5

2009/

2010

8

16

24

2

10

12

8

9

17

2

8

10

дипломы — 4; благодарственные письма — 3

2010/

2011

4

12

16

2

10

12

4

14

14

-

1

1

 дипломы — 9; благодарственные письма — 2

2011/

2012

6

9

15

6

8

14

5

9

14

2

2

4

дипломы — 4

2012/

2013

10

10

20

1

3

4

7

5

12

3

5

8

дипломы — 9

 

По данным таблицы видно, как меняется количество участников от одного учебного года к другому, что не только у девушек, но и у молодых людей возрос интерес к работе кружка. Надо отметить, что за указанные в таблице пять учебных лет расширилась география очного участия студентов в работе различных мероприятий, наши студенты 14 раз выезжали в различные города России, а также Белоруссии. Очное участие студентов-кружковцев в работе конференций, форумов, фестивалей становится своеобразным творческим отчетом. Награды, полученные за участие в этих мероприятиях, являются, на наш взгляд, наглядным примером мотивации успеха, поддерживающей у молодежи стремление к достижениям и в других сферах деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов, организуемая системно, в контексте целостного процесса профессионально-личностного становления позволяет эффективно решать задачи подготовки эрудированных, компетентных специалистов. Участие студентов технического вуза в работе научно-исследовательского кружка можно считать практико-ориентированной формой сотворчества преподавателей и студентов. Анализ сотрудничества преподавателей и студентов показывает, что оно косвенно влияет на деятельность самого преподавателя, который получает значимое для него положительное подкрепление [8].

Таким образом, научно-исследовательский студенческий кружок при кафедре «Иностранные языки» вуза стал той мотивационной средой, которая служит повышению креативности образовательной деятельности самих преподавателей иностранного языка, а также способствует жизненному и профессиональному самоопределению студентов, развивает индивидуальные особенности личности будущего специалиста.

 

Литература:

 

1.      Zhdanova G. A. Extracurricular work of students in teaching foreign languages// World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 5. С. 566–569.

2.      Альмяшова Л. В. Внеаудиторная работа по иностранному языку как способ интенсификации обучения//Филологическая наука в условиях диверсификации образования. 2014. № 1. С. 12–18.

3.      Сумцова Н. В. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса: [из опыта государственного Нижегородского коммерческого института]. Высшее образование сегодня. 2003. № 6. С. 30–37.

4.      Беликова О. С. Условия и факторы развития творческого потенциала личности в обучении студентов вуза// Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 5. С. 43–53.

5.      Васьбиева Д. Г., Калугина О. А. Формирование иноязычной межкультурной компетенции как компонента профессиональной коммуникативной компетентности студентов направления «экономика»// Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 5. С. 15–25.

6.      Альмяшова Л. В. Развитие творческого потенциала студентов — «нелингвистов»: художественный текст и экстралингвистический опыт (на материале немецкого языка)//Научная жизнь. 2011. № 4. С. 131–136.

7.      Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, Издательство: ИЦ Академия, 2002. 272с.

8.      Жданова Г. А., Альмяшова Л. В. Иностранный язык: прагматический аспект современных лингвистических исследований// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3–1. С. 310–316.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, внеаудиторная работа, научно-исследовательский кружок, студент, индивидуальная особенность личности, положительная мотивация, предметная декада, самостоятельная работа, своеобразный творческий отчет, совместная деятельность.


Похожие статьи

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах

Раннее обучение иностранному языку младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых вузов

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе

Похожие статьи

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах

Раннее обучение иностранному языку младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых вузов

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе

Задать вопрос