В рамках современной образовательной концепции результаты образования оцениваются и по степени готовности специалиста к успешному осуществлению деятельности за пределами систем образования. В настоящее время в образовании развивается новое направление — компетентностный подход. По мнению экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций, — это путь к расширению академического и профессионального признания, мобильности и востребованности. Ключевые компетенции, необходимые специалисту, связаны и с личностным успехом. Базисными являются идеи самоактуализации А. Маслоу, идеи о синдроме достижений Д. Мак Клелланда, Так, А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области образования. «Согласно теории А. Маслоу преподавателю необходимо всячески способствовать саморазвитию личности «The purpose of learning is to bring about self-actualization, and the goals of educators should include this process». Д. Мак Клелланд в свою очередь также подчеркивал, что «This plays an important role in status attainment research and has been found to influence both educational attainment and occupational aspirations of young people». В качестве фундаментального условия становления конкурентоспособности рассматривается переход личности на более высокий уровень самосознания через саморазвитие с достижением творческой самореализации и неповторимости личности. Г. Олпорт отмечал в своей книге «Personality: a psychological interpretation», что юношеству свойственна целеустремленность в будущее, свободная реализации своих творческих потенций» [Цит. по 1, c.566–567]. Из этого следует, что за время обучения в вузе будущие специалисты должны иметь реальную возможность увеличить свой творческий потенциал жизнереализации за счет развития собственной конкурентоспособности. Актуальными становятся поиски средств и способов, формирующих конкурентоспособность специалистов, прививающих элементы функциональной грамотности и творческого их использования. В связи с этим, в образовательной среде все чаще идет речь об интенсификации обучения. Интенсификация обучения подразумевает применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся, стимулирующих их учение. Таким образом, актуализируется активный поиск технологий раскрытия резервных возможностей личности. Тех технологий, которые бы позволили этой личности повысить эффективность своего учебно-познавательного процесса [2, с.12].
Стоящий на стыке общепрофессиональных и специальных дисциплин иностранный язык является той учебной средой, которая позволяет преподавателю не только формировать языковую компетентность студентов, но и моделировать ситуации деятельности, требующие проявления конкурентоспособности. Иностранный язык обладает значительным личностно-созидающим потенциалом, что является важнейшим фактором становления свободной личности, субъекта собственного жизнетворчества, осознающего смысл своей жизни и труда. Кроме того, изучение языка способствует развитию рефлексивности мышления и формированию целостной картины мироздания, помогая соединить в сознании студентов информацию, полученную по другим курсам, т. к. часто учебный материал требует от них переработки, переосмысления уже известной информации, представленной на иностранном языке [3, с.30].
Ряд особенностей отличает внеаудиторную работу от учебной работы. А именно то, что организовываться она должна в рамках свободного времени студентов в расчете на добровольность участия, вовлечение участников необходимо осуществлять в активную деятельность гибко, разнообразием форм. Внеаудиторная работа должна носить ярко выраженный творческий характер, пополнять и обогащать новыми знаниями, тем самым содействовать развитию способностей и воспитанию значимых личностных, т. е. интеллектуальных и психосоциальных, качеств, способствующих адаптации и успешности молодого человека в обществе [4, c.43].
Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов также призвана развивать такие качества, как умение работать с литературой по специальности, справочниками, периодическими изданиями на иностранном языке, терминологическими словарями. Следовательно, главными целями выступают:
1) достижение соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции в период обучения иностранного языка в вузе;
2) подготовка студентов к проведению эффективной самообразовательной работы над иностранным языком после окончания вуза.
С этих позиций можно говорить о ряде конкретных задач, решаемых средствами иностранного языка, а именно:
- обучить методам поисковой и исследовательской деятельности;
- способствовать совершенствованию учебных навыков работы с текстом, словарем, справочной литературой;
- научить различным способам обработки информации — от составления плана текста до его реферирования и аннотирования;
- сформировать специфические коммуникативные умения: умения вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любом виде деятельности, в том числе и профессиональной;
- способствовать активизации самостоятельной работы и творческого мышления.
Организация внеаудиторной работы при обучении иностранному языку имеет также большое значение в целях развития положительной мотивации. Согласно теории мотивации достижения успеха в различных видах деятельности, формирование мотивации способствует развитию качеств конкурентоспособности специалиста, а успехи, достижения в работе закрепляют интерес и положительную направленность к избранной деятельности теория мотивации достижения успеха в различных видах деятельности [5, c.16]. Мотивация достижения направлена на желание успеха или избегание неудачи. Другим видом мотивации в ходе внеаудиторной работы является инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы. В процессе обучения названная функция становится задачей внеаудиторной работы, которую преподаватель реализует в своей работе различными средствами.
Внеаудиторная работа по иностранному языку отвечает целям и задачам всей внеурочной учебной деятельности по иностранному языку, и иллюстрирует суть педагогической деятельности преподавателя. Различные формы внеаудиторной работы способствуют вовлечению преподавателей и студентов в сотворчество.
В системе дидактических средств, повышающих эффективность внеаудиторной работы в изучении иностранного языка, наиболее продуктивными являются такие виды работы, как кружки, ориентированные на научно-исследовательскую работу студентов. В ходе работы научно-исследовательского кружка студенты включаются в научно-исследовательскую работу, которая органично сочетается с учебной деятельностью и помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, в том числе из иноязычных источников, нацеливает на творческую реализацию приобретаемых в вузе знаний, умений и навыков. Таким образом, мотивационная функция (создание положительных мотивов при обучении, активизация мыслительной деятельности, стимулирование инициативности студентов, познавательного интереса к обучению и творческого подхода к делу) становится одной из главных задач внеаудиторной работы [6, c.135].
Среди массовых форм внеаудиторной работы по иностранному языку в нашем вузе особенно эффективной является предметная декада иностранного языка в нашем вузе (обычно с 1 апреля по 10–11 апреля). Декада иностранного языка как комплексная форма призвана оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеаудиторной работы по иностранному языку, активизации работы студенческих научно-исследовательских кружков, для которых декада становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между обучающимися и преподавателями.
В рамках декады проводятся следующие мероприятия: конкурс письменных работ на иностранных языках (эссе, сочинение), страноведческая викторина, фестиваль «Шекспириада», урок-рецепт национальной кухни, конкурс плакатов «Вокруг юмора», конкурс творческих переводов зарубежных поэтов, конкурс переводов технических текстов.
При выполнении творческих заданий студенты приобретают навыки исследовательской культуры. Мероприятия предметной декады способствуют жизненному и профессиональному самоопределению студентов, развивают индивидуальные особенности личности будущего инженера.
При проведении Декады иностранного языка решаются задачи, направленные на формирование положительной мотивации к изучению иностранных языков, на развитие навыков аналитического и эвристического мышления при решении проблемных заданий. Творчество преподавателя есть необходимое условие существования педагогического процесса, и рассматривается как сотворчество преподавателей и студентов, совместная деятельность или сотрудничество, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между преподавателем и студентом. Учебно-педагогическая деятельность, осуществляемая в сотрудничестве студентов друг с другом и с преподавателем по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, степень которого зависит от формы организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности, имеет определенные преимущества перед индивидуальной деятельностью [6].
На протяжении ряда лет в нашем технологическом институте пищевой промышленности (Кемерово) при кафедре иностранных языков успешно действует студенческий научно-исследовательский кружок, лингвокультурологической тематики. Процесс включения студентов во внеаудиторную деятельность предполагает ряд последовательных и взаимосвязанных шагов, а именно, выявление уровня владения иностранным языком, характер интересов, потребностей студентов, предпочтительную направленность их деятельности, окружающий социум. Эффективность и результативность работы нашего научно-исследовательского кружка зависит и от соблюдения таких условий, как вовлечение обучающихся, независимо от уровня их знаний, сочетание инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя, наличие целевых установок и перспектив деятельности, гласность.
Внеаудиторная работа в рамках научно-исследовательского кружка строится с учетом соблюдения следующих условий:
1) Условие взаимосвязи обучения с жизнью. Соблюдение этого условия позволяет обеспечивать связь внеаудиторной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности студентов. Основные условия реализации этого принципа в широком использовании краеведческого материала, в организации встреч с людьми, использующими немецкий язык в своей профессиональной деятельности. Роль преподавателя сводится в координации действий студентов и соответствующих органов администрации, которые располагают сведениями о предпринимателях, связанных своим бизнесом с Германией. Студенты охотно осваивают роли «журналистов», собирая информацию, организуя мероприятие-встречу, занимаясь съемкой встречи, монтажом видеофильма.
2) Условие коммуникативной активности обучающихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности обучающихся во внеаудиторной работе является возможность выбрать наиболее доступный вид деятельности. Как ведение переписки с зарубежными сверстниками, чтение книг на изучаемом языке или развитие умений и навыков устной речи на занятиях научного кружка и т. д. Так, выделилась группа ребят из числа российских немцев, сформировался круг студентов, заинтересованных в переводах, исследованиях творческой деятельности немецких поэтов. Участники кружка готовы рассказать историю своего народа на примере своей семьи, родных и близких, выступить на конференции, опубликовать материал, принять участие в работе форума, фестиваля, конкурса. Мы используем материалы сайтов Rusdeutsch, Goethe.de с объявлениями о конкурсах.
3) Условие сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании преподавателями кафедры иностранных языков контингента обучающихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли.
4) Условие межпредметных связей в подготовке и проведении внеаудиторной работы по иностранному языку. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию студентов. С учётом этого требования внеаудиторная работа по иностранному языку проводится не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. В процессе осуществления различных межпредметных связей студенты убеждаются, что им нужна не механическая сумма знаний по различным предметам, а их взаимосвязанная система, способная к динамической перестройке, что требует специфика их будущей профессиональной деятельности [7].
Представим далее в виде таблицы обобщенные данные о результативности участия студентов в работе научно-исследовательского кружка.
Таблица1
Качественно-количественные показатели работы научно-исследовательского кружка
Учебный год |
Кол-во участников |
Кол-во публикаций, статей, тезисов |
Участие в работе форумов, конференций, фестивалей, конкурсов и т. п. |
Награды |
|||||||||
очно |
заочно |
||||||||||||
ж |
всего |
м |
ж |
всего |
м |
ж |
всего |
м |
ж |
всего |
|||
2008/ 2009 |
2 |
5 |
- |
2 |
2 |
2 |
8 |
10 |
- |
- |
- |
дипломы — 1; благодарственные письма — 5 |
|
2009/ 2010 |
8 |
16 |
24 |
2 |
10 |
12 |
8 |
9 |
17 |
2 |
8 |
10 |
дипломы — 4; благодарственные письма — 3 |
2010/ 2011 |
4 |
12 |
16 |
2 |
10 |
12 |
4 |
14 |
14 |
- |
1 |
1 |
дипломы — 9; благодарственные письма — 2 |
2011/ 2012 |
6 |
9 |
15 |
6 |
8 |
14 |
5 |
9 |
14 |
2 |
2 |
4 |
дипломы — 4 |
2012/ 2013 |
10 |
10 |
20 |
1 |
3 |
4 |
7 |
5 |
12 |
3 |
5 |
8 |
дипломы — 9 |
По данным таблицы видно, как меняется количество участников от одного учебного года к другому, что не только у девушек, но и у молодых людей возрос интерес к работе кружка. Надо отметить, что за указанные в таблице пять учебных лет расширилась география очного участия студентов в работе различных мероприятий, наши студенты 14 раз выезжали в различные города России, а также Белоруссии. Очное участие студентов-кружковцев в работе конференций, форумов, фестивалей становится своеобразным творческим отчетом. Награды, полученные за участие в этих мероприятиях, являются, на наш взгляд, наглядным примером мотивации успеха, поддерживающей у молодежи стремление к достижениям и в других сферах деятельности.
Научно-исследовательская работа студентов, организуемая системно, в контексте целостного процесса профессионально-личностного становления позволяет эффективно решать задачи подготовки эрудированных, компетентных специалистов. Участие студентов технического вуза в работе научно-исследовательского кружка можно считать практико-ориентированной формой сотворчества преподавателей и студентов. Анализ сотрудничества преподавателей и студентов показывает, что оно косвенно влияет на деятельность самого преподавателя, который получает значимое для него положительное подкрепление [8].
Таким образом, научно-исследовательский студенческий кружок при кафедре «Иностранные языки» вуза стал той мотивационной средой, которая служит повышению креативности образовательной деятельности самих преподавателей иностранного языка, а также способствует жизненному и профессиональному самоопределению студентов, развивает индивидуальные особенности личности будущего специалиста.
Литература:
1. Zhdanova G. A. Extracurricular work of students in teaching foreign languages// World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 5. С. 566–569.
2. Альмяшова Л. В. Внеаудиторная работа по иностранному языку как способ интенсификации обучения//Филологическая наука в условиях диверсификации образования. 2014. № 1. С. 12–18.
3. Сумцова Н. В. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса: [из опыта государственного Нижегородского коммерческого института]. Высшее образование сегодня. 2003. № 6. С. 30–37.
4. Беликова О. С. Условия и факторы развития творческого потенциала личности в обучении студентов вуза// Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 5. С. 43–53.
5. Васьбиева Д. Г., Калугина О. А. Формирование иноязычной межкультурной компетенции как компонента профессиональной коммуникативной компетентности студентов направления «экономика»// Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 5. С. 15–25.
6. Альмяшова Л. В. Развитие творческого потенциала студентов — «нелингвистов»: художественный текст и экстралингвистический опыт (на материале немецкого языка)//Научная жизнь. 2011. № 4. С. 131–136.
7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, Издательство: ИЦ Академия, 2002. 272с.
8. Жданова Г. А., Альмяшова Л. В. Иностранный язык: прагматический аспект современных лингвистических исследований// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3–1. С. 310–316.