Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Соломин, В. П. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / В. П. Соломин, П. В. Станкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13417/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

В начале 90-х годов прошлого века во многих высших учебных заведениях России и, в частности, в педагогических вузах, стала вводиться система многоуровневого (уровневого) высшего образования, которая была призвана диверсифицировать существующую систему подготовки будущих педагогов. Для России уровневая система педагогического образования открывала новые перспективы, позволяя расширить сферу профессионального педагогического образования за счет новых областей предметных знаний (профилей), вызванных к жизни актуальными, социально-экономическими тенденциями развития образовательного рынка труда.

В конце ХХ века в России сложилась уровневая система высшего педагогического образования как совокупность последовательных образовательных ступеней (уровней) с усилением базового (профильно-предметного) компонента в бакалавриате и множественностью программ специализированной подготовки в магистратуре, которая была отражена в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО 1995 г., 2000 г., 2005 г.).

Результаты многолетних исследований развития уровневого педагогического образования по профилям естественнонаучного цикла, проведенных научным коллективом под руководством В. П. Соломина (1999 г.), свидетельствуют о том, что современное педагогическое естественнонаучное образование целесообразно рассматривать как открытую, мобильную, интегративную, многопрофильную систему в достаточной степени учитывающую запросы и особенности каждого обучающегося. В связи с этим структура и содержание уровней системы высшего педагогического естественнонаучного образования и, в частности, по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (ФГОС ВПО 2010 г.) позволяет студентам конструировать индивидуальный образовательный маршрут [1].

По оценке С. В. Абрамовой, В. П. Соломина, В. П. Станкевича (2011г., 2012 г.), в настоящее время сложились различные типы интегрированных систем получения высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:

·                    интегрированные системы трехуровневого высшего педагогического образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура);

·                    интегрированные системы профессионального педагогического образования «колледж — вуз» для ускоренного (сокращенные сроки освоения основных образовательных программ (ООП) в вузе) обучения профессионально-ориентированных абитуриентов.

В период реформирования высшего педагогического образования с 2000 по 2010 года происходят изменения системы образования, затрагивающие содержательные, структурные, технологические, результативные ее компоненты по следующим основным направлениям:

·         оптимизация структуры и совершенствование организации подготовки специалистов в области образования (переход на уровневое образование (бакалавриат — магистратура));

·         обновление содержания и форм подготовки педагогов;

·         научное и учебно-методическое обеспечение системы уровневого педагогического образования.

Соответственно, современное уровневое педагогическое образование рассматривается как самостоятельный, самоценный вид образования, направленный на формирование образованной личности, готовой к профессиональной деятельности, ориентированной на обучение в течение всей жизни, и, в частности, к продолжению образования на послевузовском этапе.

По мнению Н. Л. Стефановой и Н. Л. Шубиной, преимущество уровневого педагогического образования определяется следующим:

1)       это открытая система (открытым является список профилей подготовки бакалавров, программ специализированной подготовки магистров, она достраивается на любом этапе реализации, содержит так называемые переходные учебные модули, позволяющие студенту переход на другую основную образовательную программу, соответственно конструировать свой индивидуальный образовательный маршрут);

2)       это целостная система (все компоненты, составляющие образовательную систему, взаимосвязаны и взаимообусловлены);

3)       это функционально-адаптивная система, предполагающая саморазвитие и самоорганизацию;

4)       это экономически эффективная система, на которую есть своевременный отклик, то есть потребность регионов в подготовке бакалавров и магистров [3].

Результатом введения ФГОС ВПО (2010 г.) по направлению «Педагогическое образование» явилось создание высшей педагогической школы нового типа для удовлетворения социокультурных потребностей России в педагогах высшей квалификации, способных к эффективной педагогической деятельности в области непрерывного образования.

Важное методологическое значение в развитии современной системы уровневого высшего педагогического естественнонаучного образования, по мнению Г. А. Бордовского и В. П. Соломина (2002 г.), имеют следующие общие закономерности, определяющие стратегию подготовки будущих педагогов в области образования безопасности жизнедеятельности:

·                    обусловленность образовательного процесса национальными интересами, государственной политикой в образовательной области и экономическим потенциалом страны;

·                    сетевое взаимодействие педагогических вузов, создание единого образовательного пространства России;

·                    объективная взаимообусловленность развития педагогической науки и степень ее проникновения в образовательную практику, зависимость качества образования от потребностей современного общества;

·                    детерминированность содержания подготовки педагога, направленного на обеспечение высокого профессионализма и гармоничное развитие личности будущего специалиста;

·                    создание соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, организационно-методических, психолого-педагогических, социальных условий при проектировании эффективного образовательного процесса;

·                    оптимальная организация учебного процесса, обеспечивающая максимально возможные результаты образования [2].

В целом, перечисленные закономерности отражают устойчивые взаимосвязи между наукой и образованием, теорией и практикой, вузом и школой, что способствует интеграции таких наук как философия, социология, биология, физика, химия, математика, экология, психология, педагогика и методика обучения безопасности жизнедеятельности в единый содержательный комплекс.

Следовательно, цели и задачи образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлены национальными интересами, государственной политикой в образовательной сфере и экономическим потенциалом страны.

Научно-технический прогресс и современная экологическая ситуация остро обозначили проблему в системе «человек — общество — техносфера». Расширение круга и уровня различных опасностей глобального масштаба: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и разрушение биосферы в целом, ведут к возрастанию техногенной нагрузки на человека, что определяет направленность образования на всестороннее развитие личности, обеспечивающее безопасный тип поведения человека в природе и обществе. Об этом свидетельствует принятие на государственном уровне ряда концептуальных документов, таких как: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и др.

Эти факторы требуют интеграции образовательных учреждений в единое целое для создания единого образовательного пространства России в области безопасности жизнедеятельности. В данных условиях высшее педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности должно стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа на подготовку специалистов, способных решать профессиональные задачи по формированию мировоззренческой культуры безопасности у населения в чрезвычайных условиях природного, техногенного и социального характера с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира. Следовательно, образовательная область безопасности жизнедеятельности, определяет различные сферы бытия человека, общества и государства, то есть все пространство их безопасности.

В связи с этим, принципиальное значение приобретает разработка специализированной (профильно-предметной) подготовки бакалавров и магистров в области образования безопасности жизнедеятельности, что, в частности, требует построения соответствующей структуры и отбор учебного содержание и создание оптимальных условий реализации основных образовательных программ, осуществляется по следующим направлениям:

·                    высшее учебное заведение самостоятельно определяет содержание основной образовательной программы на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

·                    реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее направлению подготовки;

·                    реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться учебно-методическим материалами и материально-технической базой высшего учебного заведения и соответствовать санитарно-техническим нормам, для обеспечения всех видов занятий, предусмотренных учебным планом;

·                    организация практики для студентов в соответствии с профилем подготовки.

В процессе отбора содержания подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности на основе ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» возможно выделить основные этапы образовательной траектории студентов, направленной на становление профессиональных компетентности будущего педагога в предметной области безопасности жизнедеятельности.

первый этап ориентирован на развитие у бакалавров общекультурных компетенций на основе общенаучной подготовки за счет гуманитарных, социально-экономических, социально-правовых, естественнонаучных (фундаментальных) и информационно-технологических знаний в основном течение первого года обучения (более 70 % аудиторной нагрузки — 45 зачетных единиц) и вариативного модуля (более 15 % аудиторной нагрузки — 11 зачетных единиц) на втором году подготовки;

второй этап — становление профессиональных компетенций у бакалавров и магистров за счет общепрофессиональных (психолого-педагогических и методических) знаний, отражающих специфику сферы профессиональной деятельности в течение второго и третьего года обучения бакалавров и первого года подготовки в магистратуре);

третий этап — развитие у бакалавров и магистров профессиональных компетенций на основе предметной подготовки в области безопасности жизнедеятельности за счет профильных и частично методических знаний в течение всего образовательного процесса.

Таким образом, уровневая система высшего педагогического образования, благодаря своей гибкой структуре и быстрой адаптации к изменяющейся конъюнктуре спроса на образовательном рынке труда, создает благоприятные условия для реализации индивидуальной целевой подготовки специалистов в образования области безопасности жизнедеятельности различных квалификационных уровней.

 

Литература:

1.                  Абрамова С. В., Бояров Е. Н. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» Известия самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2–3. С. 569–573.

2.                  Бордовский Г. А. Основные закономерности, принципы, и тенденции развития высшего профессионального педагогического образования [Текст]: / Г. А. Бордовский // Непрерывное педагогическое образование. — Вып. XVI Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: Коллективная монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С.13–22.

3.                  Стефанова Н. Л. Базовые положения технологии разработки основных образовательных программ [Текст]: / Н. Л. Стефанова, Н. Л. Шубина // Информационный бюллетень № 1 (24). — СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 19–32.

4.                  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m788.html (дата обращения к ресурсу 10.10.2014 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): высшее педагогическое образование, область безопасности жизнедеятельности, Россия, уровневая система, образовательный рынок труда, окружающая среда, профессиональное педагогическое образование, уровневое педагогическое образование.


Похожие статьи

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Проблема полового воспитания подростков как комплексная педагогическая задача в контексте опыта здоровьесбережения

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического мировоззрения школьников

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Похожие статьи

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Проблема полового воспитания подростков как комплексная педагогическая задача в контексте опыта здоровьесбережения

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического мировоззрения школьников

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Задать вопрос