Принцип демографической политики — провозглашение ценности человека, а также его потребностей как основных ориентиров регионального развития. Цель демографической политики в Республике Тыва — создание условий для устойчивого и качественного развития населения региона.
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность общества в области упорядочивания демографических процессов. Она призвана сохранить или изменить тенденции динамики численности, состава, размещения населения, его качества и миграции.
Демографическая политика, с одной стороны, — это составная часть социально-экономической политики общества. С другой стороны, демографическая политика — это составная часть политики народонаселения наряду с регулированием занятости, условий труда, уровня жизни, социального обеспечения населения.
Демографическую политику понимают в широком и узком смысле. В широком смысле в понятие демографическая политика включается воздействие общества на демографические процессы по двум направлениям:
- изменение или сохранение уровня естественного воспроизводства населения;
- изменение или сохранение направленности и объемов миграции населения.
В узком смысле, в котором чаще всего рассматривают это понятие, демографическая политика включает в себя воздействие общества только на естественное воспроизводство населения, в первую очередь на рождаемость [1, 87].
Объектом демографической политики является население страны в целом или ее части: отдельные социально-демографические группы населения, семьи того или иного типа.
Демографическая политика представляет совокупность разносторонних мер, которые условно делят на три группы — экономические, административно-правовые, воспитательно-пропагандистские. Направленность таких мер многообразна: снижение заболеваемости и смертности, повышение или снижение уровня рождаемости, изменение направленности и объемов миграции и др. [2, 45].
Целью демографической политики является изменением или поддержка существующих данный период времени демографических тенденций. Практическое осуществление демографической политики нередко сопряжено с трудностями морально-этического плана, а также с нехваткой финансовых средств. В настоящее время в России и ее регионах формируются механизмы реализации социально-демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости и снижение смертности за счет совершенствования здравоохранения, оптимизации миграционных процессов.
Демографические проблемы имеют свой специфический характер по отдельным территориям республики, национальностям, что предполагается учесть при разработке отдельных программ реализации общей Концепции демографической политики.
Демографическая ситуация в Республике Тыва, оставаясь сравнительно благоприятной на общероссийском фоне, тем не менее не лишена многих острых проблем, поэтому региональная политика по созданию благоприятных условий для человеческого развития должна стать обязательной частью новой стратегии развития республики.
Анализ современной демографической ситуации показывает, что основными проблемами в развитии населения Республики Тыва являются:
- сохранение высокого уровня смертности, особенно у населения трудоспособного возраста, в первую очередь мужчин;
- сокращение продолжительности предстоящей жизни;
- резкий миграционный отток трудоспособного и квалифицированного населения;
- рост неустойчивости семьи, уменьшение ее среднего размера в связи с распространением малодетности;
- старение населения и повышение экономико-демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста.
Основной принцип демографической политики — провозглашение ценности человека, а также его потребностей как основных ориентиров регионального развития. Демографические проблемы должны решаться в соответствии с общей экономической политикой на базе реформирования всей социально-экономической ситуации, а также в соответствии с уже утвержденными государственными программами [3].
Цель демографической политики в Республике Тыва — создание условий для устойчивого и качественного развития населения региона. Для достижения поставленной цели необходимо осуществление следующих основных направлений:
1. Поддержание современного уровня рождаемости для обеспечения, простого замещения поколений. В целях улучшения здоровья современного населения и будущих поколений должны разрабатывать меры по поддержке рождаемости у женщин наиболее благоприятного для деторождения возраста.
2. Снижение смертности, особенно населения в трудоспособном возрасте и мужчин, увеличение ожидаемой продолжительности жизни. В этой области следует совершенствовать систему здравоохранения, добиваться снижения заболеваемости и инвалидности населения, улучшения его здоровья. Улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.
3. В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста, увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности.
4. Рационализация миграции, в том числе внутриреспубликанской. Повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития. Здесь необходимо ориентироваться в первую очередь на регулирование потоков миграции внутри республики, для чего необходима совместная деятельность с Министерством социальной защиты, труда и занятости, Департаментом по подготовке кадров, поскольку этот тип миграции больше всего связан с занятостью и уровнем жизни.
5. Укрепление семьи, снижение числа разводов и уменьшение высокого уровня безбрачия. В этой области стоит задача повышать социально-экономический статус семьи, улучшать ее морально-психологическое состояние, обеспечивать условия для совмещения семейных обязанностей и трудовой деятельности, для самостоятельного повышения семьей ее жизненного уровня. Всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации.
6. Пропаганда демографических знаний. Для реализации демографической политики необходимо не только принятие мер со стороны государства, но и поддержка их населением. В этих целях важно проводить разнообразную воспитательную и пропагандистскую работу, нацеленную на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения с помощью средств массовой информации, лекториев и других форм пропагандистской деятельности.
Изложенные приоритеты и задачи демографической политики сформулированы, исходя из современных условий развития Республики Тыва, ставших результатом общего социально-экономического кризиса, поэтому большинство из них носит тактический характер. Демографическая политика предполагает дальнейшую организационно-исследовательскую деятельность по корректировке действий на долговременный период с учетом изменения социально-экономических условий, а также территориальных и этнических особенностей республики.
Для уточнения и корректировки демографической политики в соответствии с возникающими особенностями и тенденциями в развитии демографической ситуации необходимо создание мониторинга демографических процессов. Его базовым элементом является обеспечение разнообразными статистическими данными, на основе которых должен проводиться постоянный научный анализ. Система мониторинга должна также включать организацию социологических исследований.
В соответствии с поставленными задачами в области демографической политики предлагается определить следующие основные меры по улучшению демографической ситуации в республике:
- разработка программы демографического развития Республики Тыва и программы действий, включающая вопросы поощрения рождаемости, проведение мероприятий по улучшению условий жизни и охраны здоровья населения, рациональному использованию миграционных ресурсов;
- осуществление переориентации системы здравоохранения с медицины лечебной на развитие медицины профилактической для раннего выявления заболеваний, диспансеризации и уменьшения воздействия основных факторов риска;
- — проведение мероприятий по популяризации демографических знаний в средствах массовой информации, активизация информационно-разъяснительной работы в области народонаселения, формирования духовно-нравственных ценностей в обществе.
Для увеличения рождаемости требуется:
- создание благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания детей;
- улучшение материального благосостояния и решение жилищной проблемы семей с детьми, дальнейшее расширение категории молодых семей, получающих кредиты для приобретения жилья;
- обеспечение в полной мере государственной поддержки семей с детьми;
- оказание социальной поддержки многодетным семьям;
- увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, в этих целях проработать вопросы строительства детских учреждений за счет всех источников финансирования;
- обеспечение адресной поддержки детям из малообеспеченных, многодетных и студенческих семей, посещающих детские дошкольные учреждения;
- создание условий для совмещения рождения и воспитания ребенка с продолжением учебы как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях;
- формирование ценности семьи с несколькими детьми, повышение престижа материнства и отцовства.
Для положительных сдвигов в снижении смертности необходимо:
- проведение профилактических, медицинских осмотров и диспансерного наблюдения декретированных возрастных групп;
- осуществление работы по аттестации рабочих мест для выявления и устранения вредных факторов, влияющих на здоровье.
- обеспечить жёсткий контроль над применением труда женщин на работах с особо вредными и опасными условиями труда;
- повышение санитарной грамотности населения в вопросах здорового образа жизни через средства массовой информации, Центр медицинской профилактики, личные беседы медицинских работников. Необходимо создание культа здоровья с раннего детства [3].
Решение проблемы алкогольной зависимости могло бы дать наиболее ощутимый результат в снижении смертности трудоспособного населения по целому ряду причин.
В целях снижения материнской и младенческой смертности необходимо дальнейшее улучшение качества работы женских консультаций и Центра планирования семьи. Требуется осуществление санитарно-просветительной работы с населением в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства.
Старение населения, увеличение числа престарелых и одиноких граждан требует развития специализированной социальной и психологической помощи, расширения сети домов-интернатов с целью обеспечения пожилым людям активной и долгой старости.
Проведение мероприятий демографической политики предполагается за счет бюджетных средств республики и привлечения дополнительных источников. В реализации демографической политики принимает участие Правительство Республики Тыва в лице его министерств, ведомств, государственных организаций, а также общественные объединения.
Хотелось бы отметить некоторые особенности разработки и реализации демографической политики в республике.
Во-первых, учитывая суверенность республики, можно предположить, что она в первую очередь заинтересована в демографическом росте так называемой титульной нации. В связи с этим возникает методологическая и даже, можно сказать, этническая проблема в реализации демографической политики с учетом интересов развития национальной республики.
Во-вторых, так называемый принцип адресности социальной политики, предполагающий ее направленность в первую очередь на малоимущие слои населения, вряд ли правомерен, на наш взгляд, в отношении демографической политики.
Содержательная модель социально-демографической политики формируется на базе ее организационного строения. Она представляет собой совокупность мер, с помощью которых происходит воздействие на объект для достижения определенного качественного состояния условий жизни населения. Взаимосвязь объектов (качество условий жизни и качество населения) и субъектов (государственных и общественных институциональных образований) конкретизируется в форме законов, программ, единовременных решений, отдельных мер и конкретных мероприятий. Характеризующие ее показатели могут иметь не только качественное, но и количественное измерение. Механизм реализации складывается из целого комплекса обеспечивающих систем:
- финансовой (привлечение фондов и других внебюджетных структур для реализации политики, разработка программ по конкретным ее направлениям;
- информационной (мониторинг уровня и качества жизни населения);
- нормативно-правовой (разработка и реализация нормативных документов, создание правого пространства);
- институциональной (деятельность соответствующих министерств, комитетов, департаментов, и их региональных служб, а также общественных структур: ассоциаций, комиссий).
Литература:
1. Балакина Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона. — Кызыл. Изд-во: ТувИКОПР СО РАН, 2009. — С. 87.
2. Зайончковская Ж. А. Демографическая ситуация и расселение/Ж. А. Зайончковская. АН СССР. Ин-т геогр. — М.: Наука. — 1991. — С. 45.
3. Статистический ежегодник Республики Стат.сб. В 2 ч., ч. 1/ Еврстат — Тыва, 2009. — 200 с.