Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны, в связи с тем, что служит материальным носителем между регионами, отраслями, предприятиями. Устойчивое развитие регионов во многом определяется развитием транспортной системы [1, 47].
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме региона. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной часть инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом [2, 78].
Транспорт — важная составная часть общества, как Российской Федерации, так и Республики Тува.
Транспорту региона принадлежит важная роль звена, соединяющего все отрасли хозяйственного комплекса в единое целое. Уровень его развития отражает степень зрелости социально-экономического потенциала региона [3, 99]. Транспорт региона, оставаясь стержнем, в первую очередь призван обеспечивать эффективную динамику роста экономического развития, благосостояния населения, проживающего на данной территории.
Тува расположена в центре Азии и граничит с Монголией, республиками Алтай, Хакасия и Бурятия, Красноярским краем и Иркутской областью.
По своему географическому положению Республика Тува является горным государством. Высокие отроги занимают 82 % ее территории. И это накладывает свой отпечаток на развитие региональной транспортной сети. Ее основными путями сообщения, в силу географического положения, являются автомобильные дороги.
В республике сложные климатические и рельефные условия для ведения всех видов деятельности — температурные перепады могут составлять 90 градусов (лето-зима), Тува отделена от соседних регионов горными хребтами и находится в котловине, что и обуславливает резко континентальный климат в регионе. Республика приравнена к районам Крайнего Севера по условиям завоза продукции для нужд хозяйства и населения республики. Отсутствие стабильной транспортной системы обуславливает высокие цены на завозимую продукцию, топливо и горюче-смазочные материалы.
Транспортная система республики включает в себя автомобильный, воздушный, речной и гужевой транспорт (в горох — верховой и вьючный), которые ориентированы как на обслуживание пассажиров, так и на перевозку грузов.
Верховой и вьючный транспорт используется главным образом внутри отдельных хозяйств и реже для сообщения между кожуунами.
На сегодняшний день, автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны и республики. С этим видом транспорта мы встречаемся и имеем тесное взаимодействие каждый день. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость.
Автомобильный транспорт является основным для Республики Тува и играет важнейшую роль в жизнедеятельности всего производственно-хозяйственного механизма. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. Им обслуживается 99,8 % перевозок грузов и 99 % — перевозок пассажиров.
Cтолица Республики — г. Кызыл (106 тыс. чел.) с другими городами (Тураном –18 тыс. чел., Шаган-Арыгом — 25 тыс. чел., Чадааном –16 тыс. чел., Кызыл-Мажалыком и Ак-Довураком — 32 тыс. чел.), а также многочисленными сельскими населенными пунктами (кожуунами) — в котловинной и среднегорной частях Тувы соединены развитой автодорожной сетью, в том числе, с асфальтовым покрытием. Столица Республики связана современными автотрассами с железнодорожными станциями Абакан-Минусинск (400 км) и Абаза (570 км).
В настоящий момент основным и очень дорогостоящим способом транспортировки грузов в Республике Тыва, из-за отсутствия железной дороги, является автомобильный транспорт. Большая часть межрегиональных грузов перевозится по двум автомобильным дорогам III категории, соединяющим Тува с соседней Монголией и другими регионами России:
- федеральная автодорога М-54 (Красноярск — Абакан — Кызыл — Эрзин — Госгарница);
- территориальная автодорога (Абакан — Ак-Довурак — Чадан — Хандагайты — Госграница);
- районные, обеспечивающие транспортные связи с основными пунктами кожууна;
- местные, связывающие отдельные населенные пункты между собой, а также внутрихозяйственные объекты сельскохозяйственных, промышленных предприятий, фермерских хозяйств и чабанских стоянок [3, 100].
Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог. По густоте автомобильных дорог с твердым покрытием в Сибирском федеральном округе Тува занимает 10 место из 12 регионов.
Состояние существующей транспортной инфраструктуры (ее пропускная и провозная способность) не только не обеспечивает в полной мере потребности региональной экономики, но даже сдерживает ее развитие. Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом высоки, это снижает конкурентоспособность произведенных в республике товаров и ограничивает участие республики в межрегиональных связях, освоении богатых природных ресурсов республики.
Общий объем работ предприятий транспорта с учетом оценки объемов работ предпринимателей (физических лиц), занимающихся коммерческими грузовыми перевозками, и малых предприятий по видам транспорта, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Перевозки автомобильного транспорта
Показатели работы транспорта |
2010 г. |
2012 г. |
2012г. в % к 2010 г. |
Перевезено грузов предприятиями транспорта — всего, млн. т |
3,1 |
1,5 |
48,4 |
в том числе: Автомобильным |
3,1 |
1,5 |
48,4 |
Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т.- км |
164 |
225 |
137,2 |
Пассажирооборот автобусов общего пользования, млн. пассажир/км |
104 |
98 |
94,2 |
Грузовые перевозки автомобильного транспорта по всем отраслям экономики составили 1,5 млн. т., грузооборот — 226 млн. тонно-километров [4].
В республике развитие автомобильного транспорта связано со строительством новых дорог, в том числе с твердым покрытием, а также улучшенных грунтовых дорог в кожуунах; дальнейшим увеличением маршрутов внутригородского, межкожууного, междугороднего сообщения, пополнением автопредприятий новой техникой.
В настоящее время в связи с банкротством ФГУП «Тувинские авиационные линии» в целях сохранения воздушных перевозок в республике региональные авиарейсы выполняются привлеченными авиакомпаниями.
В связи с ростом тарифов на авиаперевозки резко сократилось число их рейсов, сузилась география полетов, уменьшились пассажиро- и грузопотоки.
Протяженность судоходных путей на территории республики составляет чуть более 800 км, несмотря на большое количество рек.
Незначительная доля в объеме перевозок в республике 0,1 % приходится на внутренний водный (речной) транспорт. Услугами речного транспорта пользуются в основном жители труднодоступных местностей в период навигации.
Водный путь от Кызыла до створа Саяно-Шушенской ГЭС по Саяно-Шушенскому водохранилищу не используется, т. к. плотина ГЭС не оборудована судоподъемными устройствами.
В республике не развита транспортная инфраструктура. Прежде всего, это связано с отсутствием железнодорожной связи с ближайшим промышленно-транспортным узлом — Абаканом, расположенным от г. Кызыла в 402 км. В 1975–1978 гг. Тувинской экономической лабораторией ИЭиОПП СО АН СССР (г. Кызыл) было выполнено обоснование целесообразности строительства железной дороги по трассе Курагино — Кызыл — Ак-Довурак, а в период до 1982 г. проектным институтом Главтранспроект Сибгипротранс (г. Новосибирск) проведены инженерно-геологические изыскания и разработано ТЭО строительства железной дороги по этой трассе. Решение о разработке технического проекта строительства железной дороги принято Правительством Российской Федерации лишь в 2007 г. Строительства железной дороги сейчас ведется по трассе Курагино — Кызыл.
В период экономических реформ возникли проблемы с обновлением основных фондов транспортных предприятий, координацией деятельности различных видов транспорта. Транспортная система должна обладать способностью в минимальные сроки и с максимальным экономическим эффектом доставить груз, обеспечить наиболее наилучший вид транспорта, маршрут, способ доставки, выбор на конкурсной основе организации по доставке грузов.
Основные направления развития транспорта Республики Тыва:
- решение вопроса о строительстве железной дороги в республику по одному из разработанных вариантов;
- строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Кызыла с целью организации приема грузовых бортов иностранных и других фирм к увеличению транспортного потока через территорию республики в страны Азии, в первую очередь, Китай и Монголию;
- приобретение самолетов АН-38, грузовых автомобилей, автобусов по лизингу с целью обновления основных средств, подвижного состава, изношенность которого составляет от 80 до 90 % (улучшение обслуживания местных воздушных линий, обеспечение надежности перевозки грузов, улучшение безопасности движения, снижения аварийности);
- переоборудование самолетов АН-2, АН-3 замена двигателей бензиновых на дизельные в связи с прекращением выпуска бензина для этих двигателей;
- сохранение категорийности и пропускной способности важнейших автомобильных дорог республики, подержание в рабочем состоянии внутрикожууных и лесовозных дорог, строительство и реконструкция мостовых переходов.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики республики.
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры является одним из важнейших условий эффективного использования ресурсного потенциала республики, повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого функционирования отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности, расширения экспорта, усиления геоэкономических позиций Тувы.
Литература:
1. Громов И. Н. Единая транспортная система. М., 1999. — С. 47.
2. Инякина Е. Е., Худякова Т. М. Территориальная организация транспортной системы Тамбовской области. Вестник ТГУ, т. 17, вып. 1, 2012. — С. 78.
3. Балакина Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона / Науч. ред. С. В. Парамонова. — Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009.– С. 99 -100.
4. Статистический ежегодник Республики Тыва: Стат. сб. — Кызыл: Тывастат, 2012. — 210 с.