В статье выявляются и научно обосновываются педагогические условия, при которых мониторинг качества профессионального образования будущих специалистов будет наиболее эффективным. Внедрение вышеперечисленных условий потребовало создания специального структурного подразделения — Центра мониторинга факультета иностранных языков, основными функциями которого являются: информационная, организационная, диагностическая, экспертная, научная, консультативная, методическая и интегративная.
Ключевые слова: педагогические условия, мониторинг, качество профессионального образования, будущие специалисты.
Проблема совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов-лингвистов сопряжена с созданием таких условий, при которых мониторинг функционально представлял бы целостную систему отслеживания и коррекции процесса преподавания иностранного языка и результативность данного процесса.
Отсюда целью исследования стало выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
- практическая реализация разработанной модели осуществления мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов;
- комплексное взаимодействие компонентов профессиональной подготовки;
- обеспечение непрерывности и профессиональной ориентированности подготовки будущих педагогов;
- создание методического, диагностического и ресурсного обеспечения системы мониторинга;
- наличие специальной службы мониторинга, обеспечивающей четкую и слаженную деятельность специалистов по сбору, обработке и анализу информации на всех этапах мониторинга;
- обеспечение непрерывности мониторинга профессионального образования будущих педагогов;
- соответствующая подготовка специалистов, владение преподавательского состава технологией и критериями оценки качества профессионального образования будущих специалистов.
Внедрение вышеперечисленных условий потребовало создания при факультете иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева специального структурного подразделения — Центра мониторинга факультета иностранных языков, основными функциями которого являются: информационная, организационная, диагностическая, экспертная, научная, консультативная, методическая и интегративная.
Подготовка преподавателей к проведению мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов в современных условиях, владение преподавательского состава технологией и критериями оценки качества профессионального образования является одним из необходимых условий эффективности педагогического мониторинга.
Преподаватели на современном этапе развития высшей школы должны владеть как теоретическими основами измерений качества преподавания, так и технологией мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов, владеть различными средствами мониторинга и уметь применять информационные технологии в ходе педагогического мониторинга, проведение которого требует соблюдения единых норм и требований.
Вместе с тем практика показывает, что значительное число преподавателей не готовы к осуществлению деятельности по мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов.
В связи с этим нами была разработана программа проведения семинара с целью подготовки преподавателей для осуществления деятельности по мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов в области «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Программа спецкурса рассчитана на 18 семинаров по два часа.
Программа разрабатывалась и апробировалась в работе с преподавателями факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (50 человек). Частота встреч определялась участниками группы. В нашем случае семинары проводились один раз в неделю.
Введение спецкурса предполагало решение ряда задач:
1) дать слушателям прочные теоретические знания и основные практические навыки, необходимые для осуществления эффективного мониторинга качества профессионального образования будущих специалистов;
2) раскрыть специфику педагогического мониторинга как системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы;
3) раскрыть основные тенденции трактовки качества образовательных процессов;
4) познакомить с основными способами сбора, обработки и анализа информации, применяемыми в педагогическом мониторинге качества профессионального образования будущих специалистов.
Содержание спецкурса представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание спецкурса «Мониторинг качества профессионального образования студентов факультетов иностранных языков»
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
I
I.1.
I.2.
I.3. |
Теоретические основы осуществления мониторинга качества образования Цели, задачи, функции и содержание мониторинга профессиональной подготовки будущих специалистов Современные трактовки качества образовательных процессов и возможные критерии оценки качества образования. Отечественный и зарубежный опыт педагогического мониторинга |
6
2
2
2 |
II
II.1 II.2
II.3 II.4 |
Технология педагогического мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Формулировка целей и требований Критерии и параметры оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов Тестирование и рейтинговая оценка как способы контроля Средства мониторинга |
8
2 2
2 2 |
III
III.1 III.2 |
Информационные технологии в мониторинге качества профессиональной подготовки и методы обработки данных Автоматизация подготовки и обработки результатов тестов. Программы Excel, Access. Статистика в обработке материалов педагогических исследований |
4
2 2 |
|
|
18 |
По завершении спецкурса слушателям вновь было предложено ответить на вопросы анкеты с тем, чтобы оценить динамику готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов. Изменения, произошедшие со слушателями, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов
Уровни готовности к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов |
До формирующего эксперимента |
После формирующего эксперимента |
||
% |
чел |
% |
чел |
|
Высокий |
_ |
_ |
16 |
8 |
Средний |
68 |
34 |
70 |
35 |
Низкий |
32 |
16 |
14 |
7 |
По окончании эксперимента нами снова были опрошены основные субъекты мониторинга (как преподаватели, так и студенты).
Результаты обработки данных опытно-экспериментальной работы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Соответствие системы мониторинговой оценки качества подготовки будущих специалистов основным требованиям к полученной информации (после формирующего эксперимента
Необходимые свойства информации |
Число респондентов |
|||||
ответивших «да» ("+") |
ответивших «нет» ("-") |
ответивших «не полностью» ("+/-") |
||||
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
|
Полнота |
14 (28 %) |
22 (50 %) |
32 (64 %) |
14 (31,82 %) |
4 (8 %) |
8 (18,18 %) |
Релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением) |
31 (62 %) |
26 (59,09 %) |
15 (30 %) |
4 (9,09 %) |
4 (8 %) |
14 (31,82 %) |
Адекватность (тождественность, соответствие поставленной цели) |
34 (68 %) |
30 (68,18 %) |
11 (22 %) |
4 (9,09 %) |
5 (10 %) |
10 (22,73 %) |
Объективность (соответствие действительности, непредвзятость) |
26 (52 %) |
24 (54,55 %) |
17 (34 %) |
4 (9,09 %) |
7 (14 %) |
16 (36,36 %) |
Точность |
20 (40 %) |
22 (50 %) |
21 (42 %) |
8 (18,18 %) |
9 (18 %) |
14 (31,82 %) |
Своевременность |
30 (60 %) |
30 (68,18 %) |
18 (36 %) |
12 (27,27 %) |
2 (4 %) |
2 (4,55 %) |
Доступность |
45 (90 %) |
26 (59,09 %) |
3 (6 %) |
8 (18,18 %) |
2 (4 %) |
10 (22,73 %) |
Непрерывность (динамичность) |
37 (74 %) |
34 (77,27 %) |
10 (20 %) |
4 (9,09 %) |
3 (6 %) |
6 (13,64 %) |
Структурированность (наличие определенной структуры) |
19 (38 %)
|
26 (59,09 %) |
27 (54 %) |
6 (13,64 %) |
4 (8 %) |
12 (27,27 %) |
Специфичность для данного уровня |
36 (72 %) |
26 (59,09 %) |
11 (22 %) |
6 (13,64 %) |
3 (6 %) |
12 (27,27 %) |
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Вырос процент респондентов, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является
- полной (с 28 до 50 % у преподавателей, с 30 до 66,7 % у студентов);
- адекватной (с 68 до 68, 2 % у преподавателей, с 40 до 100 % у студентов);
- объективной (с 52 до 54,6 % у преподавателей, с 20 до 72,2 % у студентов);
- точной (с 40 до 50 % у преподавателей, с 10 до 55,6 % у студентов);
- своевременной (с 60 до 68, 2 % у преподавателей, с 20 до 33,3 % у студентов);
- непрерывной (с 74 до 77,3 % у преподавателей, с 70 до 72,2 % у студентов);
- специфичной для данного уровня (с72 до 88,8 %).
2. Снизился процент респондентов (как преподавателей, так и студентов), полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является доступной (с 90 до 59,1 % у преподавателей, с 60 до 55,6 % у студентов).
На наш взгляд, это можно объяснить тем, что как студенты, так и преподаватели привыкли к традиционным отметкам на уроках иностранного языка, которые сообщаются непосредственно в ходе занятия, в то время как изменения в рейтинговой оценке применительно к урокам по практике речи не так наглядны.
3. Опрошенные нами преподаватели и студенты разошлись во мнениях, оценивая степень релевантности (соответствия исходному запросу) и специфичности информации применительно к уровню университета:
- число преподавателей, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является релевантной и специфичной для уровня университета, снизилось (с 62 до 59,1 % по первому пункту и с 72 до 59,1 % по второму), в то время как количество студентов, считающих ее таковой, значительно возросло (с 30 до 83,3 % и с 70 до 88,9 % соответственно);
- число преподавателей, полагающих, что информация, полученная в ходе мониторинга качества профессионального образования студентов ФИЯ, является должным образом структурированной (имеет удобную для восприятия и использования структуру), выросло (с 38 до 59,1 %), в то время как количество студентов, считающих ее таковой, снизилось (с 50 до 33,3 %).
4. Произошли значимые изменения по выделенным критериям и показателям готовности профессорско-преподавательского состава к мониторингу качества профессионального образования будущих специалистов. Вырос процент преподавателей, обладающих высоким уровнем готовности (от 0 до 16 % респондентов), снизился процент преподавателей, обладающих низким уровнем готовности к педагогическому мониторингу (с 32 до 14 %).
Тем самым была достигнута цель исследования — мониторинг качества образования будущих специалистов в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации подтвердил достаточность обоснованных нами и экспериментально подтвержденных педагогических условий совершенствования данного процесса.