Рассматриваются методы использования современных образовательных технологий для подготовки максимально адаптированных к рыночной экономики кадров для строительной отрасли. Приводятся конкретные примеры специальных курсов разработанных в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства.
Ключевые слова: образовательные технологии, подготовка кадров, строительная отрасли, высшая школа.
Строительная, и смежные ей отрасли являются динамично развивающимися сферами народного хозяйства РФ [1,2]. Однако обратная сторона положительной динамики развития, является проблема обеспечения кадрами. Во-первых, не хватает специалистов (как инженерных, так и рабочих специальностей) [3..5], во-вторых специалисты, выпускающиеся из стен образовательных учреждений, не всегда отвечают требованиям производственников. К тому же возрастающая инновационная составляющая экономики [6], требует специалистов с принципиально иным (творческим) образом мышления, что так же подчёркивает проблему подготовки кадров.
Рыночная экономика обусловливает не только постоянно меняющуюся обстановку, в том числе рынков труда и информационных технологий, но и новые требования, предъявляемые к выпускнику вуза [7]. Разумеется, главная задача вуза в целом и выпускающей кафедры в частности, по-прежнему является подготовка хороших профессионалов, специалистов в определенной сфере профессиональной деятельности. Хотя в современных условиях этого мало. Выпускнику необходимо разбираться в процессах, происходящих в экономике и политике; уметь оценивать плюсы и минусы сложившейся ситуации и находить оптимальные решения поставленной перед ним задачи.
Подобный набор знаний и навыков позволяет студенту адекватно оценить свои способности и привести их в соответствие со своими желаниями, а обществу получить специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности и способного адекватно реагировать на меняющиеся условия.
Поэтому задача вуза в целом и выпускающей кафедры в частности на современном этапе состоит в том, чтобы выпускники были не только хорошими профессионалами в инженерной сфере деятельности, но и свободно владели современными информационными технологиями, обладали навыками использования различных инновационных технологий.
Кафедра «Теплогазоснабжения и вентиляция» готовит инженеров-строителей для проектирования, строительства, эксплуатации и исследования систем отопления, вентиляции и теплогазоснабжения. Особенность специальности — комплексный характер. Современный специалист в этой области получает знания по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, теплоснабжению, газоснабжению и котельным установкам. Выпускники данной специальности решают так же проблемы по защите окружающей среды.
На протяжении последних пяти лет (с 2009 г.) выпускные квалификационные работы студентов и бакалавров занимают призовые места (I — III) на Всероссийских и Международных конкурсах. Научными руководителями данных работ являлись проф. А. И. Еремкин, проф. Т. И. Королева, проф. А. Г. Аверкин.
Ряд дипломных проектов выполнен с апробацией на студенческих научных конференциях и публикаций в местных или центральных изданиях.
В последнее время в дипломном проектировании, (учитывая современную обстановку в стране с топливно-энергетическими ресурсами и конъюнктуру рынка), уделялось большое внимание экономии тепло-, энерго- и ресурсосбережению.
За последние пять лет преподавателями кафедры получено более 20 патентов РФ на изобретения, опубликовано более 100 статей в центральных изданиях, издано 54 учебных, учебно-методических пособий и монографий.
Работа кафедры строится на основе тесной связи с производством. Базовыми предприятиями являются АО «Волгасантехмонтаж», АО «Промвентиляция», Городской комитет охраны природы, «Гипромаш» и др. Учебная и производственная практика проводится на базе этих и других организаций.
В настоящее время ведется модернизация лабораторий «Отопление», «Газоснабжение», «Теплоснабжение».
Общее научное направление кафедры: «Совершенствование систем теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с целью энергосбережения и охраны окружающей среды».
Сотрудники кафедры имеют электронные учебно-методические пособия: «Тепловой режим зданий» (авторы проф. Еремкин А. И., проф. Королева Т. И.), «Экономика энергосбережения» (автор проф. Королева Т. И.), «Отопление и вентиляция жилого здания» (авторы проф. Королева Т. И., ст. преподаватель Орлова Н. А.) и обучающие, контролирующие и тестирующие программы для проверки знаний у студентов по дисциплинам «Строительная теплофизика», «Отопление», «Кондиционирование воздуха и холодоснабжение», «Газоснабжение», «Термодинамика», «Теплоснабжение», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Теоретические основы создания микроклимата в помещении».
Практически все основные дисциплины кафедры такие, как «Отопление», «Вентиляция», «Кондиционирование воздуха», «Газоснабжение», «Теплоснабжение», «Тепломассообмен», «Охрана воздушного бассейна»" и другие имеют компьютерную поддержку.
Кроме того, на кафедре разработаны и широко применяются расчетные программы: «Расчет газовых сетей низкого давления», «Расчет газовых сетей высокого и среднего давления», «Расчет тепловых сетей», «Расчет теплоизоляции», «Расчет водоподогревателей», «Расчет горячего водоснабжения», «Аэродинамический расчет систем вентиляции АРВ 4.3», «Расчет теплопотерь», «Гидравлический расчет вертикальных систем отопления», «Гидравлический расчет горизонтальных систем отопления», «Расчет отопительных приборов», «Расчет солнечной радиации», «Аэродинамический расчет систем вентиляции с естественным и механическим побуждением» и другие.
Активное использование преподавателями в повседневной учебной работе современных программных продуктов, контролирующих и обучающих компьютерных программ, разработанных на кафедре, позволяет совершенствовать учебный процесс, повышать общий уровень студентов не только как грамотных специалистов-строителей, но и как пользователей компьютерной техникой, как результат — дипломные проекты и работы кафедры в последние годы занимают призовые места на Российских и международных конкурсах.
Таким образом, выпускники оказываются не только хорошими инженерами, но и подготовленными к работе в рыночных условиях предпринимателями.
Литература:
1. Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Маркелова М. В. Реализация кластерной политики: повышение конкурентоспособности экономики региона // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/116–12936.
2. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Строительный кластер: взаимодействие между строительными предприятиями // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 155–157.
3. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Роль общественных организаций в развитии строительного комплекса // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 440–442.
4. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056
5. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.
6. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Железняков Л.А Опыт развития инновационной инфраструктуры (на примере Пензенской области) // Молодой ученый. –2013. –№ 10 (57). –С.213–215
7. Кузьмишкин А. А. Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 933–935