Ориентация высшей школы на подготовку бакалавра, готового к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности обеспечивает выпускникам возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса.
Основной отличительной особенностью уровневого высшего педагогического образования является ориентация процесса профессиональной подготовки бакалавров на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов для осуществления основных видов профессиональной деятельности: педагогической и культурно-просветительной.
Следовательно, целью подготовки бакалавра образования, является становление его профессиональной компетентности, проявляющейся в готовности решать профессионально-педагогические задачи с использованием теоретических и практических профильно-предметных знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В условия реформирования высшего педагогического образования возникает необходимость в научной разработке достаточно широкого круга проблем профессиональной подготовки бакалавра образования. Это продиктовано переходом на уровневую систему подготовки педагогов на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования (2010 г.). Соответственно, определив новые приоритеты развития профессионального педагогического образования, описывающиеся в опоре на следующий категориальный ряд: стратегия образования, образовательный стандарт, нелинейная организация образовательного процесса, индивидуальная образовательная траектория, инвариантный и вариативный образовательные модули, образовательная технология, балльно-рейтинговая система, образовательный мониторинг и др [3].
В контексте современного уровневого высшего педагогического образования, подготовка бакалавра образования и, в частности по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности», представляет собой модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса основанная на модульном подходе.
Основополагающее значение для конструирования структурно-содержательной модели подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности имеют сфера профессиональной деятельности (образование) и профильно-предметная область знаний (безопасность жизнедеятельности), обеспечивающие готовность выпускника к решению профессиональных задач.
Отбор и обновление содержания педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности является отражением интеграционных процессов, происходящих в науке и образовании. При этом осуществляется не простое объединение учебного материала, ранее существовавших самостоятельных циклов, блоков, дисциплин, курсов, а возникает новая их логическая структура – модуль.
В данном контексте модуль понимается как дидактическая единица построения учебно-воспитательного процесса обучения, в качестве законченного блока информации.
Рассмотрим структурно-содержательную модель учебного подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности на основе модульного подхода с учетом вариативных практико-ориентированных образовательных модулей.
В основе профессиональной подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности в рамках ФГОС ВПО лежит компетентностно-ориентированный образовательный процесс, который позволяет осуществлять индивидуализацию обучения студентов на уровне бакалавриата по следующим направлениям:
· от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью индивидуального обучения;
· различные варианты содержания вариативной части бакалаврской программы, индивидуальные темпы продвижения в его усвоении, различия в требуемом уровне знаний;
· использование индивидуализированного обучения по инвариантной и вариативной частям бакалаврской программе, по всем учебным дисциплинам и курсам, по отдельным частям учебного содержания [2, с.14].
В свете этого очевидно, что это возможно при нелинейной организации учебного процесса, который характеризуется следующими особенностями:
· преобладание вариативной части учебного содержания над инвариантной частью;
· введение по степени обязательности и последовательности изучения теоретического содержания представленного учебными модулями, дисциплинами и курсами (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 09. 03. 2004 № 15-55-357 ин / 15);
· введение системы кредитов (зачетных единиц) для оценки трудозатрат обучаемых по каждому виду их деятельности [4].
При «нелинейной» организации образовательного процесса отбор содержания основной образовательной программы (ООП) в системе подготовки бакалавра необходимо проводить с учетом того, что инвариантная часть программы составляет более 30% (не менее 60 кредитов) учебного времени и состоит, как правило, из двух блоков общенаучного и обшепрофессионального.
Основной исходной позицией для определения логики конструирования ООП является единые в содержательном плане теоретическая (200 – 205 зачетных единиц) и практическая (35-40 зачетных единиц) части подготовки бакалавров (см. таблица 1).
Таблица 1
Структурно-содержательная модель подготовки
бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности
Тип модуля/вид модуля |
Уровень образования - бакалавриат |
|||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Основной/профильно-предметный |
23 |
20 |
20 |
22 |
Основы военной службы |
|
7 |
5 |
|
Социальная безопасность человека |
9 |
2 |
|
2 |
Защита человека в ЧС |
9 |
6 |
|
|
Безопасность жизни в техносфере |
|
|
11 |
7 |
Основы медико-валеологических знаний |
5 |
5 |
5 |
2 |
Основы психологической безопасности в ЧС |
|
|
|
11 |
Поддерживающий |
6 |
15 |
21 |
|
Психолого-педагогический |
3 |
10 |
7 |
|
Методический |
3 |
5 |
14 |
|
Организационный и коммуникативный |
20 |
7/2 |
|
- |
Социально - экономический |
14 |
2/2 |
|
- |
Коммуникативный |
6 |
5 |
|
- |
Специализированный |
8/2 |
12/12 |
10/10 |
20/20 |
Естественнонаучный |
4/2 |
2/2 |
|
|
Информационно технологический |
4 |
|
|
|
Профильно-предметные курсы по выбору |
|
10/10 |
10/10 |
20/20 |
Переносимый |
3 |
6 |
9 |
18 |
Учебная практика |
3 |
3 |
|
|
Производственная практика |
|
3 |
9 |
12 |
Квалификационная работа |
|
|
|
6 |
Итого |
60 |
60 |
60 |
60 |
Опираясь на результаты исследований Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадриков (2004 г.), можно выделить пять типов модулей [1], которые определяют структурно-содержательную модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности:
· основные программы, составляющие область профильно-предметных знаний (частично Б.3 Профессиональный цикл – вариативная часть: профильные учебные модули и дисциплины) – основной модуль;
· поддерживающие программы, определяющие сферу образования (частично Б. 3 Профессиональный цикл – базовая часть ) – поддерживающий модуль;
· организационные и коммуникативные программы, составляющие социально-этическую сферу образования (Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл – базовая и вариативная части) – организационный и коммуникативный модуль;
· специализированные программы, расширяющие и углубляющие область предметных знаний (частично Б.3 Профессиональный цикл – вариативная часть: курсы по выбору; Б.2 Математический и естественнонаучный цикл – базовая и вариативная части; Б.4 Физическая культура) – специализированный модуль;
· переносимые программы, обеспечивающие практическую часть подготовки бакалавра (Б.5 Учебная и производственные практики; Б.6 Итоговая государственная аттестация) – переносимый модуль.
Основные, поддерживающие и специализированные модули рассматриваются при этом как учебные программы, направленные в основном на формирование и развитие профессиональных компетенций; организационные и коммуникационные – направленные в основном на формирование и развитие общекультурных компетенций, а переносимые - как обеспечивающие перенос знаний, умений и владения технологическими навыками в практическую плоскость решения профессиональных задач.
Приведенная выше структурно-содержательная модель определяет собой логическое построение учебного содержания подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.
Литература:
1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития [Текст]: Монография /колл. авт., под ред. Я.И. Кузьминова и др. – М.: Логос, 2004. - 328 с.
2. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена: Методические материалы СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. С. 14.
3. Соломин В.П., Станкевич П. В. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сборник материалов XV всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 4-6
4. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования [Текст]: Монография./ П.В.Станкевич -. СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. – 164 с.