Развитие процессов модернизации системы высшего образования в современном обществе, определение методологии реализации компетентностного подхода в уровневой подготовке специалистов образования выдвигает на первый план, как важнейшую задачу, - подготовку магистров педагогического образования и научно-исследовательской деятельности. В недавних документах Министерства образования РФ обозначена цель достижения результатов уровневого образования в педагогическом направлении – подготовка магистра-исследователя.
Следует отметить, что поставленная задача не отвергает существующие принципы и подходы к профессиональной подготовке магистра педагогического образования, но лишь выделяет ведущее направление с учетом социальных реалий на основе глубокого анализа научных исследований и практического опыта деятельности.
В Федеральном Государственном Стандарте третьего поколения определены планируемые результаты как общекультурная и профессиональная компетентность. В Стандарте раскрыто содержание профессиональной педагогической компетентности как наличие готовности к эффективной деятельности в различных сферах системы образования. Сфера профессиональных возможностей выпускника магистратуры значительно расширена – это методическая, педагогическая, научно-исследовательская, проектировочная, управленческая и культурно-просветительская деятельность в учреждениях образования разного уровня и формы [5].
Рассматривая содержание профессиональной компетентности магистров, следует отметить, что необходимой составляющей для любой профессиональной области магистров педагогического образования являются исследовательская деятельность и исследовательские умения. В ФГОС ВПО обозначены следующие исследовательские умения, составляющие основу профессиональной компетенции магистра в планируемых видах деятельности.
В педагогической:
- готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
- способен руководить исследовательской работой обучающихся.
В научно-исследовательской:
- способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
- готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
- готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;
В методической:
- готов к анализу результатов процесса использования методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, в образовательных заведениях различных типов;
- готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;
В управленческой:
- готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса;
В проектной:
- готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов;
В культурно-просветительской:
- способен изучать и формировать культурные потребности различных групп населения;
- готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности;
- способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний;
Таким образом, существенным критерием качества образования магистров становится соответствие исследовательских умений и навыков выпускника требованиям образовательного стандарта.
Научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как совокупность элементов исследовательской компетентности. Элемент компетентности можно представить, как готовность магистранта решать самостоятельно задачи исследования, приводящие к достижению конкретного результата в соответствии требованиями профессионального стандарта. Наиболее важными в работе над магистерской диссертацией на наш взгляд являются интеллектуальная, информационная, экспериментальная и рефлексивная компетентнции [1].
Исследование, проведенное среди магистров факультета, показало, что выпускники бакалавриата в основном владеют информационными компетенциями, готовы к поиску и обработке необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств. Не вызывают особых затруднений основные приемы работы с текстом - конспектирование, реферирование. Слабее выражены у магистров педагогического образования первого курса умения экспериментальной компетентности, т.е. способность к проектированию и проведению педагогического эксперимента. В то же время данные исследования свидетельствуют о недостаточном развитии интеллектуальной компетентности, основой которой является самостоятельная эффективная мыслительная деятельность [1].
Вот почему столь важным представляется подготовка магистра-исследователя в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Рассмотрим подходы к содержанию и организации методического обеспечения подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемые на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. [2.3,4].
Существенным условием эффективности работы преподавателей, на наш взгляд, является комплексный подход, организация совместной взаимодополняющей командной работы всех преподавателей магистерской программы. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, предполагающую разнообразную систему методов познания, организационных форм и видов обучения и направленную на формирование профессиональных исследовательских компетенций осуществляется в рамках каждой учебной дисциплины. Необходимо тщательно спланировать систему самостоятельных заданий для студентов, исключающих дублирование.
Другим важным условием является индивидуализация и вариативность самостоятельной исследовательской работы магистров. Проектирование исследовательской деятельности каждого студента ведется с учетом профессиональных интересов и возможностей профессиональных перспектив.
Немаловажное значение имеет реализация практической направленности, требующей включения в целевой компонент подготовки магистров практико-ориентированных целей и задач, развивающих практическую подготовку студента. Увеличение в содержании образования студентов компонента деятельности, разных видов предметной и профессионально-педагогической деятельности аналитико-оценочного, преобразующего и прогностического характера возможно в период научно-исследовательской практики[3]. Целью научно-исследовательской практики является закрепление, расширение и углубление знаний, полученных магистрантом в процессе аудиторных занятий по дисциплинам магистерской программы, а также формирование способности и готовности осуществлять исследовательскую деятельность на основе применения современных методов исследования в предметной области, развитие способностей к анализу, обобщению и систематизации, овладение функциями квалифицированного научного работника.
Основные задачи научно-исследовательской практики:
- овладение магистрантами современной методологией научного исследования;
- овладение современными методами сбора, анализа и обработки эмпирических данных при проведении научного исследования по теме кафедры;
- сбор первичных материалов по теме выпускной аттестационной работы и подтверждение актуальности и практической значимости избранной темы;
- овладение умениями изложения и систематизации полученных результатов в виде научных отчетов, докладов, презентаций и пр.
В период научно-исследовательской практики магистранты должны овладеть основополагающими умениями научной деятельности:
- умениями планирования и организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности, подготовки и сбора научных материалов;
- умениями формулировки и решения научных и прикладных задач, требующих углубленных профессиональных знаний;
- умением осуществлять отбор необходимых научных методов исследования, исходя из задач конкретного исследования;
- умениями обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся данных;
- умения представлять итоги проделанной работы в виде отчетов.
Научно-исследовательская практика проходится индивидуально каждым магистрантом, направленным в научно-исследовательское или образовательное учреждение, занимающееся проблемами в области научной тематики кафедры с учетом магистерской программы.
Результаты научно- исследовательской работы магистрантов представляются каждым индивидуально в виде научного отчета, подготовки статьи к публикации, входят в экспериментальную часть диссертационного исследования. Следует отметить, что публикационная активность магистрантов факультета безопасности жизнедеятельности расширяется. Ежегодно студенческие работы представлены в сборниках конференций РГПУ им. А.И. Герцена. В последнее время материалы исследований магистрантов печатаются в научных журналах «Молодой ученый», «Здоровьесберегающее образование», «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук».
Показателем профессиональной готовности магистрантов можно считать и участие в конкурсной научной деятельности. Ежегодно магистранты участвуют в Конкурсе научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин РГПУ им. А.И. Герцена, занимая призовые места и получая сертификаты участников. Активно участвуют магистранты в работе Международного форума «Безопасность на транспорте», Молодежного экологического конгресса «Северная Пальмира», Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности города-мегаполиса» и других мероприятиях научного сообщества.
Итогом подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности является написание и защита магистерской диссертации. Диссертационное исследование не только отражает процесс становления исследовательской компетентности, но и способствует развитию индивидуальных личностных качества магистрантов, прежде всего интеллекта, культуры, творческих способностей, глубокого научного осмысления. Содержание и методика работы над магистерской диссертацией соответствуют профессиональным и научным интересам студента, что закономерно определяет характер планируемых результатов - создание материалов, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности магистранта, а также коллективом работающих базовой организации, где проводилось исследование.
Магистерская диссертация важное звено в подготовке магистров-исследователей, отражающее профессиональные интересы и вопросы образования в соответствии со спецификой магистерской программы и с индивидуальным видом деятельности магистранта.
Реализуемые подходы к содержанию и организации методического обеспечения подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена позволяют развивать научно-исследовательскую компетентность магистранта, формируя готовность к самостоятельному ведению научного поиска, готовность к решению профессиональных задач в области образования безопасности жизнедеятельности.
Литература:
1. Киселева Э.М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. Горно-Алтайский государственный университет. №3, (34), июнь 2012.
2. Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, №2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки»
3. Киселева Э.М., Попова Р.И., Силакова О.В. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность», учебно.-метод. пособие СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.-39с.
4. Попова Р.И., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ. Мир науки, культуры, образования, Международный научный журнал, Горно-Алтайский государственный университет. №5 (24). Октябрь 2010
5. Станкевич П.В. Попова Р.И. Киселева Э.М. Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета, 2013, №11.