Современный студент, готовящий себя к профессиональной деятельности, располагает достаточно большим арсеналом средств и способов достижения учебно-исследовательских целей в учреждении среднего профессионального образования. Привлекательной для студентов формой самоорганизации для формирования творческо-исследовательских умений является студенческое научное общество, где под руководством педагогов, с помощью старшекурсников можно исследовать процессы, явления, разрабатывать проекты личностно- и профессионально значимые, задействуя свой интеллектуальный и волевой потенциал.
Как интегративное качество личности, отражающее меру возможностей реализации ее творческих сил, рассматривает творческий потенциал Т. И. Торгашина. Ею содержательная характеристика творческого потенциала при этом представляет как единство и взаимообусловленность мотивационно-личностного, интеллектуально-содержательного и процессуально-деятельностного компонентов. Ведущими элементами данных компонентов являются исследовательские умения, исследовательские знания, самостоятельность и продуктивность исследовательской деятельности [177].
В своем педагогическом исследовании В. Г. Рындак рассматривает структуру творческого потенциала как совокупность собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности); мотивационной составляющей (убежденность, готовность, как внутриличностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способностей, и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида — потребностей, ценностных ориентаций, мотивов); когнитивной составляющей (приобретенные в результате образования, творческой деятельности, включения в процессе социализации знаний, умений, отношений, способов деятельности и самовыражения) [160, с. 161].
Учеными В. Д. Шадриковым, Б. Д. Элькониным выявлена связь творческого потенциала со способностями, которые, по мнению Л. Г. Вяткина, представляют собой совокупность общих и специфических качеств личности [45]. Данные способности обнаруживаются не столько в конкретных знаниях, умениях и навыках, сколько в реальной эвристической, созидательной деятельности, которая требует напряжения всех сил.
Анализ научной литературы относительно содержания творческой составляющей потенциала личности показал, что единого взгляда на характеристику творческого потенциала у ученых нет; в содержании появляются то способности и готовность к творческой деятельности, то единство творческих способностей, творческих потребностей, ценностных ориентаций и деятельности как условия развития, то совокупность собственно-потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющих (в горизонтальном срезе), в вертикальном — единство предактуального и постактуального. Однако ученые единодушно признают, что активность личности, представленная интеллектуальной, субъективной и другими ее видами, способствует развертыванию творческого потенциала.
Творческий потенциал студента, члена студенческого научного общества, нами рассматривается как интегративное качество личности, характеризующее его готовность и способность к созданию нового, оригинального в исследовательской деятельности, а его содержание представляет единство и взаимообусловленность мотивационного, личностного, когнитивного и деятельностного компонентов.
Рассмотрим более подробно основное содержание творческого потенциала студента — члена студенческого научного общества (СНО). Мы выделяем следующие структурные компоненты творческого потенциала студента — члена СНО: мотивационный, личностный, когнитивный и деятельностный.
Мотивационный компонент творческого потенциала представляет собой сложившуюся систему мотивационных образований: потребностей, мотивов, интересов к развитию творческого потенциала.
Интерес возникает там, где есть соединение запросов логики развития науки, практики и готовности субъекта их реализовывать, т. е. любознательность, которая характеризует потребность личности в знаниях, овладении новыми способами дельности; стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопросов. Исследовательская деятельность приобретает для студента известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.
Интерес к развитию творческого потенциала отражает потребность студента — члена СНО в продуктивной реализации своего творческого потенциала. Потребности как источник творческой активности студента, определяют его направленность на творческий процесс, при этом потребность в творчестве является показателем высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, студент в исследовательской деятельности реализует определённые цели. Именно потребность побуждает студента изыскивать средства удовлетворения, стимулирует активность в решении исследовательских задач. Ее основой выступают высокие притязания студента на самореализацию в исследовательской деятельности. Задействование творческого потенциала обеспечивает наилучшее удовлетворение потребности в самореализации, стремлении выполнить исследовательскую задачу на высоком уровне.
В процессе развития творческого потенциала у студента — члена СНО необходимо формировать мотивы, характеризующие положительное отношение к развитию творческого потенциала.
Личностный компонент творческого потенциала студента — члена СНО включает сложившиеся творческие способности.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Отметим, что вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие ученые связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. Творческие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество); гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми); законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [106]: видеть проблему там, где её не видят другие; сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы; применять навыки, приобретённые при решении одной задачи, к решению другой; воспринимать действительность целиком, не дробя её на части; легко ассоциировать отдалённые понятия; выдавать нужную информацию в нужный момент; гибкость мышления; выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; видеть вещи такими, какие они есть и выделять наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; лёгкость генерирования идей; творческое воображение; способность к совершенствованию первоначального замысла.
Т. В. Кудрявцев, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделил следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [96]: реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий; умение видеть целое раньше частей; надситуативно-преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу; экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), считают, что одним из компонентов творческого потенциала человека являются способности, а именно: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; скорость мышления; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; богатое воображение; восприятие неоднозначности вещей и явлений; высокие эстетические ценности; развитая интуиция.
Опираясь на исследования ученых, мы выделили основные направления в развитии творческих способностей студентов:
1. Развитие воображения.
2. Развитие вербальной (словесное творческое мышление) и невербальной (изобразительное творческое мышление) креативности.
Когнитивный компонент творческого потенциала студента — члена СНО предполагает сформированность системы знаний о феномене творчества, творческом потенциале личности, исследовательской и профессионально-творческой деятельности.
Система знаний, входящих в когнитивный компонент творческого потенциала, служит основой для понимания целостной картины мира, что способствует объяснению и осознанию роли творчества в деятельности, пониманию необходимости развития своего творческого потенциала, технологии организации исследовательской и профессионально-творческой деятельности. Они определяют направленность личности на активность в деятельности, определяют ее мотивацию, формируют творческое мышление.
Деятельностный компонент творческого потенциала студента — члена СНО, предполагает наличие исследовательских умений, стремления проявить активность, самостоятельность.
Исследовательские умения включают умения мыслить категориями науки, применять методику научного исследования для решения проблемы.
Соглашаясь с мнением А. П. Акимова, В. И. Антипова, Г. С. Засобина, З. Ф. Леонова, В. Г. Сохрина, Н. М. Яковлевой и др., определяющих умения через специфику отдельных компонентов или видов деятельности, мы выделили восемь групп умений исследовательской деятельности:
1. Умения работать с первоисточниками: библиографические умения; знание типов каталогов и умение работать с ними; умение работать со справочной литературой и ориентироваться в профессиональной периодической литературе; умение вести записи по прочитанному; умение видеть структуру изложенного материала и систематизировать материал.
2. Умения наблюдать явления и факты: умение выбрать объект наблюдения; умение определить цель и задачи наблюдения и проводить наблюдение; умение фиксировать наблюдаемые явления и анализировать данные наблюдения; умение проводить самоконтроль и самооценку.
3. Умения анализировать явления и факты: умение расчленять изучаемое явление на составные элементы; умение сравнивать и сопоставлять; умение мысленно соединять части явлений и устанавливать их взаимосвязи.
4. Умение выявлять проблему (задачу) и решать ее: умение анализировать педагогическую ситуацию; умение видеть и формулировать проблему, находить способы ее решения и проверки решения.
5. Умение формулировать гипотезу: умение отбирать и проверять данные, на которых строится гипотеза; умение провести поисковый эксперимент; умение формулировать гипотезу; умение уточнить гипотезу.
6. Умение разработать и провести эксперимент (расчеты, теоретическое исследование), обработать и обобщить результаты: умение анализировать исходные данные; умение разработать идею эксперимента (исследования) и его технологию и методику проведения; умение провести эксперимент и подвести его итоги; умение осуществить самоконтроль и самооценку.
7. Умение обобщать результаты исследования, делать общие выводы: умение анализировать проделанную работу с целью выявления наиболее существенных ее результатов; умение формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями, задачами и результатами их выполнения; умение оценить результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости.
8. Умение использовать достижения смежных наук: умение использовать методы исследования, применяемые в смежной науке; умение применять ключевые и частные идеи смежной науки в область осуществляемого исследования; умение обосновывать идею и выводы исследования положениями смежных наук.
Тот факт, что выделенные компоненты творческого потенциала студента — члена СНО находятся в органической взаимосвязи, во взаимопроникновении между собой, позволяет рассматривать исследуемое нами качество как сложное и вместе с тем относительно целостное, как интегративную характеристику личности студента. Это и предопределяет то, что творческий потенциал занимает одно из ведущих мест в структуре личности.
Литература:
1. Вяткин, Л. Г. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов [Текст] / Л. Г. Вяткин, А. Б. Ольнева, Г. Д. Турчин // Актуальные вопросы региональной педагогики: Сб.науч.тр. — Саратов, 2002. — С. 35–38.
2. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. — М.: Педагогика, 1975. — 333 с.
3. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — Наука, 1978. — С. 6–36.
4. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. — М., 1972. — 311 с.
5. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теоретическое взаимодействие): монография / В. Г. Рындак. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
6. Торгашина, Т. И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциа- ла: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т. И. Торгашина. — Волгоград, 1999. — 209 с.
7. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1994. — 315 с.
8. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 368 с.