Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
Адольф Дистервег
Влияние личности учителя составляет ту живительную силу, которая даёт толчок и детской любознательности и глубокому познанию.
Говоря об источниках, пробуждающих познавательный интерес у учащихся, мы не должны забывать, что все они успешно действуют только благоприятном влиянии учителя на учащихся, при его умелом руководстве развитием воспитуемых.
Учитель, как субъект учебной деятельности, осуществляет очень широкие по своему размаху функции: гностическую, стимулирующую, организаторскую, коммуникативную, прогностическую. Ни радио, ни телевидение, ни старшие товарищи и друзья, ни родные и близкие ребёнку люди в семье — никто и ничто не может оказать такого всестороннего систематического воздействия на умственные и нравственные интересы школьника, как учитель.
Если учитель влюблён в свой предмет, обладает педагогической культурой, пониманием возрастных и индивидуальных особенностей своих учеников, он, как правило, добивается наибольших успехов в развитии детской любознательности и воспитании у школьников глубокого интереса к знаниям.
Главное для педагога — увлечь детей серьёзным и глубоким трудом, доставляющим истинное, ни с чем несравнимое наслаждение каждому ребёнку, испытавшему радость творчества. Подтверждение — опыт многих учителей, один из них — Е. А. Грепачевская, сказала: «У каждого, именно у каждого ученика, есть своё хорошее, неповторимое, что мы, педагоги, обязательно должны открыть, развить».
Вся система работы педагогов — доказательство того, что педагогика всегда была, есть и будет наукой и искусством, сферой, в которой строгие теоретические положения незримо переплетаются на практике с тысячами тончайших нитей, основанных на точном и почти мгновенном расчёте педагогической интуиции, мастерстве и способностях избравшего своей профессией такое нелёгкое дело — воспитание человека. [4]
Фундамент педагогического вдохновения — ежедневная, ежечасная кропотливая исследовательская работа. Без этого работать в школе, и, тем более, воспитывать у учеников разносторонние интересы, с каждым днём становится труднее. Конечно, можно быстро и легко научиться составлять различные анкеты, анализировать, систематизировать и синтезировать любые факты и явления. Но каждому педагогу, и тем более, школе в целом, важнее, прежде всего, создание системы такого воздействия, которое парализовало бы обнаруженные негативные явления и развило бы лучшие черты ума и характера учеников. А значит, цель исследовательской деятельности учителя — не только изучить и понять, но и, главным образом, организовать в дальнейшем соответствующую выводам систему педагогических воздействий. Непозволительно, например, использовать данные анкет для очередного «разноса».
Воспитание творческой личности неразрывно связано с выявлением и развитием научных интересов и склонностей, способностей и дарований учащихся, воспитанием у них потребности самообразования. Учитель раскрывает перед учениками цель деятельности и способствует её осознанию; содействует доступности содержания знаний, актуализирует ведущие идеи, мировоззренческие проблемы, обнажает ценность знаний, логику процесса их приобретения; ставит перед учебными действиями учащихся последовательно усложняющиеся задачи; в соответствии с ними вооружает школьников необходимыми способами деятельности, познавательными умениями. Учитель способствует благополучному протеканию деятельности учеников, предвосхищает затруднения, помогает их преодолению, корректирует процесс выполнения, контролирует и анализирует результаты, проявляет заботу об успехах школьников.
Вся эта деятельность, бесспорно, способствует формированию познавательных интересов, поскольку в ней программируется условие и оперирование необходимыми механизмами познавательной деятельности учащихся.
Главным орудием учителя является слово. И им надо постоянно учиться. Глубокое, яркое, вдохновенное слово значит много, где бы оно ни произносилось: и в стенах класса, и на педсовете, и т. д. [3]
На уроках и во внеурочное время, в беседах с учениками и со всем классом, ежедневно и ежечасно происходит огромное воздействие на человека.
Все ли педагоги научились владеть своим словом — этим важнейшим оружием воспитания учителя? Мы всегда должны помнить, к кому обращено слово: к слабому, застенчивому ученику, с ослабленным здоровьем, истощённой нервной системой, ждущему от нас помощи, или, напротив, отвергающему её.
Одно единственное слово может вызвать далёкие воспоминания, повысить настроение, или же вызвать отрицательную реакцию. Механизм этой реакции связан с важнейшими закономерностями высшей нервной деятельности, и, прежде всего, с явлениями возбуждения и торможения. Обидное слово, если, тем более, оно произнесено намеренно, грубо и бестактно, вызывает отрицательную реакцию соответствующих участков головного мозга. [1]
Если педагог невнимателен, не умеет привить любовь к своему предмету, он не в состоянии вовремя заметить и учесть в своей работе те изменения, которые произошли в духовном развитии его учеников. Нет страшнее равнодушия, чем равнодушие учителя.
Однако, ободряющее слово учителя не только в похвале, но и в доброжелательной критичности, помогает ученику мобилизовать свои силы на исправление недочётов в работе.
Каждым своим действием, каждым свои словом, учитель обязан вести ученика к радости познания. И нет прекраснее того слова учителя, которое вырастает в убеждение ученика. Активная позиция, одухотворённая идеей, — источник действенного отношения к жизни. Целеустремлённость педагога — это целеустремлённость и его учеников. Никогда, ни на одну минуту, учитель не должен забывать, как многое от него зависит: и выбор цели его учениками, и какими им быть — увлечёнными или равнодушными.
Можно сказать, что эффективность роли учителя в воспитании у детей интереса к знаниям, определяется несколькими взаимосвязанными условиями:
- характер творческой индивидуальности учителя, его готовность к изучению и развитию детских интересов и потребность в этом;
- обстановка в педагогическом коллективе и методы работы руководителей школы, и прежде всего, директора;
- стимулирование труда учителей, формирование у всех педагогов научно — исследовательского мышления.
Учитель остаётся носителем стимуляции познавательных интересов учащихся, поскольку он выступает перед ними источником глубоких знаний, носителем высокой эрудиции, эталоном организации учебных действий, образцом речевых форм деятельности (выразительности, лаконизма, точности выражения мысли). И как объект деятельности учащихся, учитель выступает примером морально — этических норм общения и отношений. Напомним, что значительная часть учеников обосновывает свой интерес к учению, учебным предметам интересным преподаванием, высокими профессиональными качествами учителя («В школе интересные учителя, у них интересно учиться»).
Богатство педагогического процесса создаётся глубокой эрудицией учителя, его мастерством в организации деятельности и самостоятельной деятельностью учащихся, одухотворённой познавательным интересом. Именно здесь происходит единая, сливающаяся по своим целям и мотивации деятельность, увлечённая, интересна. Здесь учитель, опираясь на активность и самостоятельность учащихся, всецело полагается на их творческие возможности, прогнозирует итоги.
Возрастает интерес к учению тогда, когда учитель поощряет поиск разных способов и результатов решения, их сопоставление, выбор правильного результата, наиболее экономного, рационального или изящного способа действия. Интерес учащихся также возрастает, если учитель оценивает не только итог работы, но и пути и способы её достижения, если он терпимо относится к ошибке ученика там, где она является следствием активного поиска нового способа.
Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников, ибо интерес, как отмечают учёные, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, память, мышление, волю.
«В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, и в конечном итоге, способствующая её направленности». [3]
Каковы же условия становления учебно — познавательных интересов? Как учитель — мастер формирует их у учащихся на уроке? Что он делает, чтобы активация учебной деятельности и интерес к учению постоянно развивались? Как управляет опытный учитель развитием содержательного отношения к чтению?
Учитель-мастер в становлении и развитии у ребят интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями:
1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда, способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
3. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного материала в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
Мастера педагогического труда творчески и весьма ответственно относятся к выбору методов обучения. А. А. Бодалев утверждает, что творческий подход в условиях фронтальной дифференцированной и индивидуальной работы проявляется по-разному, хотя в основе имеет много общего. [1]
Состав и особенности объекта учительской деятельности обусловливают специфику деятельности педагога в каждом конкретном случае. И если допускаются одинаковые методы воздействия в работе с классом, группой, личностью, то в воспитании пропадает даже подобие творчества.
Ю. К. Бабанский рекомендует в одних случаях делать акцент на применении методов развития интереса к учению, а в других — на применении методов стимулирования долга и ответственности в учебном труде. [2]
Учителям рекомендуется использовать занимательные примеры, показывая значение изучаемой темы для решения задач, применять познавательные игры, разнообразные способы стимулирования активности в учёбе. Но не все в учёбе является ярким, занимательным. Поэтому учителю надо вырабатывать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприятный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать (радоваться, огорчаться, испытывать страх и т. п.). Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности.
Литература:
1. А. А. Бодалев. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.
2. Ю. К. Бабанский. Оптимизация учебно — воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982.
3. А. К. Маркова. Формирование интереса к учению у школьников.– М.,1986
4. Всё начинается с учителя: Учебное пособие / Сост. хрестоматийного сборника К. А. Иванов / Под ред. З. И. Равкина. — М.: Просвещение, 1983.