К вопросу о стратегическом менеджменте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Козлова, А. С. К вопросу о стратегическом менеджменте / А. С. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13457/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время многие организации испытывают ряд трудностей с подбором мероприятий, реализация которых способствовала бы достижению желаемого, будь то получение прибыли, увеличение рыночной стоимости компании, расширение рынков сбыта, комплекса оказываемых услуг и т. д. Для достижения эффективной деятельности организации необходимо задумываться о проработке мероприятий, направленных на достижение этих целей, с помощью организации системы стратегического управления (менеджмента). Прежде, чем рассматривать понятие и организацию стратегического менеджмента, следует выяснить, что представляет собой стратегия вообще.

Под стратегией понимают процесс определения основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждения курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [4].

Стратегия включает в себя результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий для ее развития.

Также стратегию отождествляют с набором правил для принятиярешений, которыми организация руководствуется в процессе своей деятельности [4].

Некоторые авторы используют комплексный подход к определению понятия «стратегия». Так, например, известный экономист Г. Мицберг рассматривает стратегию как совокупность пяти составляющих (5 Р). В качестве таких составляющих он выделяет:

1)   План. В данном случае стратегия рассматривается как план, определенный наборкурсов действий, сформированных в соответствии с той или иной ситуацией.

2)   Образец, модель, шаблон (pattern). В данном случае при формировании стратегии, особенно стратегии управления, необходимо учитывать особенности поведения высшего руководства организации.

3)   Позиционирование (position). В данном случае при разработке стратегии необходимо учитывать положение той или иной организации во внешней среде: то, какую нишу занимает организация в том или ином сегменте экономики.

4)   Перспективу (perspective) и проделку. В данном случае стратегия понимается как перспектива и означает «реализацию действия «коллективного разума», т. е. индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или)единством стереотипов поведения» [4].

5)   Отвлекающий маневр (ploy). В данном случае стратегия понимается как своеобразный ход, направленный на отвлечение внимания конкурентов и превосходство над ними.

В свою очередь под стратегическим управлением понимают процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.

Стратегическим менеджментом называют функцию управления, которая направляется на долгосрочные цели и действия организации.

Также стратегическое управление можно назвать процессом управления организацией, с целью осуществления основной миссии этой организации с помощью особенностей взаимодействия самой организации и ее окружения.

Стратегический менеджмент можно представить в виде процесса, направленного на разработку и реализацию определенных действий, приводящих к долгосрочному повышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности деятельности конкурентных компаний.

Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».

Стратегический менеджмент можно представить как совокупность теории и практики обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей [5].

Также стратегическое управление отождествляют с процессом управления организацией, который строится на человеческом потенциале как основе организации; ориентирует деятельность на запросы потребителей; осуществляет своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [4].

Стратегический менеджмент — это управленческий процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют избранный план действий [2].

Стратегический менеджмент появился в результате изменений внешний среды предпринимательства. Можно выделить основные характеристики нестабильности окружающей среды, выявленные И. Ансоффом [2]. Во-первых, это степень привычности событий. Во-вторых, темп изменений и в-третьих, предсказуемость будущего. Каждому уровню нестабильности внешнего окружения соответствует свой этап в развитии систем менеджмента организации.

Выделяют основные функции стратегического менеджмента:

-          функция планирования;

-          функция организации;

-          функция мотивации;

-          функция контроля.

Функция планирования реализуется, предлагая решение того, какими должны быть цели предприятия или организации, и какие мероприятия должны осуществиться для достижения этих целей. Чтобы выявить основную цель организации и методы ее достижения, необходимо найти ответы на вопросы о том, на каком этапе развития находится организация на данный период времени, в каком направлении организация хочет развиваться в дальнейшем, за счет осуществления какого комплекса мероприятий можно добиться желаемого положения компании. То есть планирование можно представить в качестве способа, благодаря которому руководящий состав организации обеспечивает организация и исполнение единообразных усилий всех сотрудников по направлению к достижению основных целей.

Функция организации подразумевает создание определенной структуры. Функция организации — это особый вид деятельности по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей.

Под функцией мотивации понимается выявление побудительных мотивов деятельности каждого отдельного сотрудника организации с целью конкретной адресной передачи определенных заданий.

Функция контроля объединяет виды управленческой деятельности, связанные со сбором информации о состоянии и функционировании объекта стратегического управления (организации в целом, каких-либо отдельных ее отделов, направлений работы и т. д.), изучением информации о процессах и результатах деятельности, работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов использовании средств и методов управления.

А. Файоль выделяет пять функций стратегического менеджмента:

-          планирование;

-          организация;

-          распорядительство;

-          координация;

-          контроль.

Отечественные экономисты выделяют такие функции стратегического менеджмента, как планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

В качестве основных принципов организации стратегического менеджмента выделяют:

-          единство направления;

-          научность;

-          выделение доминанты развития;

-          экономичность и эффективность;

-          подчиненность личных интересов общим;

-          оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией;

-          мотивация персонала;

-          разделение труда;

-          корпоративность.

Также можно назвать такие принципы организации стратегического управления, как [1]:

1.    научность в сочетании с элементами искусства;

2.    целенаправленность стратегического управления;

3.    гибкость стратегического управления;

4.    единство стратегических планов и программ;

5.    создание необходимых условий для реализации стратегии.

Рассматривая первый принцип, можно сказать, что специалисту по стратегическому управлению необходимо использовать творческий подход, но при этом опираться на научные теории и данные при разработке стратегии и способов управления организацией.

Говоря о втором принципе, следует обратить внимание, стратегия той или иной организации должна быть всегда ориентирована на выполнение главной цели этой организации.

Реализация третьего принципа заключается в возможности внесения изменений в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Четвертый принцип включает согласованность стратегические решения разных уровней для достижения успеха общей стратегии организации.

Пятый принцип означает, что процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для реализации стратегических планов, то есть формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.

Таким образом, стратегическое управление это процесс применения набора различных управленческих решений, который способствует достижению главной цели функционирования организации. Основными функциями стратегического управления можно назвать планирование, организацию, мотивацию и контроль. Значение стратегического менеджмент в рамках современной жизнедеятельности компаний велико. Грамотно созданная система стратегического менеджмента является основой успешного развития организации.

 

Литература:

 

1.    Принципы стратегического управления. Информация с сайта www.infomanagement.ru.

2.    Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс для направления 080500.62 «Менеджмент»/ сост. И. Я. Рувенный. — Уфа: БАГСУ, 2011.

3.    Стратегический менеджмент: учебное пособие /В. П. Сухинин, М. В. Горшенина; Самар. гос. техн. ун-т., филиал в г. Сызрани. Сызрань, 2010.

4.    Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. — СПб.: Питер, 2005.

5.    Фахутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 8-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2007.

6.    Югай Ю. В. Стратегическое управление: теоретические подходы, функции и принципы. Информация с сайта www.rusnauka.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, стратегический менеджмент, достижение, процесс, стратегия, функция организации, достижение целей, разработка стратегии, распределение ресурсов, функция контроля.


Задать вопрос