Стремление Украины присоединиться к европейскому сообществу влечет за собой необходимость приведения экономики к высоким стандартам и получение возможности работать по четко установленным принципам мирового рынка. Проблема заключается в том, что ныне сельскохозяйственные предприятия не могут обеспечить качество продукции на уровне мировых стандартов, низкую себестоимость, а соответственно, и высокую конкурентоспособность.
Отрицательные тенденции проявляются на данном этапе в функционировании всех элементов рынка продукции скотоводства: производстве, переработке, хранении, реализации и потреблении конечной продукции. Именно поэтому стабилизация ситуации в области скотоводства, обеспечение эффективного функционирования всех составляющих его рынка и является основной определяющей задачей общегосударственного значения.
Термин «инфраструктура» (от лат. "іnfra» — ниже, и «structura» — строение, расположение) впервые начал применяться, по мнению П. Самуельсона, в 1950- х гг., и определялся как «комплекс общих условий, которые обеспечивают благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяют нужды всего населения» [1].
Определяя границы инфраструктуры и выделяя ее из общей экономической системы, следует иметь в виду, что инфраструктуру нельзя рассматривать как совокупность обслуживающих экономику отраслей. Выделение инфраструктуры приобретает самостоятельное значение лишь в том случае, если эти отрасли в совокупности выполняют единую миссию в процессе общественного производства [2]. Итак, лишь комплекс отраслей и видов деятельности, которые имеют единое функциональное назначение и владеют определенными общими признаками, может считаться инфраструктурой.
Инфраструктура классически считается обязательным компонентом любой целостной экономической системы. С одной стороны, она представляет собой составную часть общей организации экономической жизни, которая носит вспомогательный характер, и обеспечивает стойкое социально-экономическое развитие, а с другой — определяет тактические и стратегические ориентиры развития разных видов экономической деятельности.
Другая группа авторов, которая трактует это понятие более широко, относит к составляющим инфраструктуры практически все рыночные институты, включая элементы государственного регулирования экономики.
Например, Шарипов А. Ю. определяет инфраструктуру как «совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, которые предоставляют производственные услуги материальному производству, обеспечивают экономический оборот в народном хозяйстве, обеспечивают духовные блага для населения, и создают условия для охраны окружающей среды» [3].
Но глубже всего сущность инфраструктуры характеризует трактование Чернюк Л. Г. и Ананьева Л. С.: «...инфраструктура представляет собой совокупность элементов продуктивных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, которые обеспечивают целостный характер как всему народному хозяйству, так и отдельным его сферам и комплексам, функциональное назначение которых состоит, во-первых, в создании общих условий, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства, и, во-вторых, в обеспечении воспроизведения рабочей силы» [4].
По мнению автора, при трактовании определения «инфраструктура» необходимо уточнить, что во внимание следует принимать лишь те условия развития, которые поощряют расширенное воспроизводство, т. е. обеспечивают производство необходимыми ресурсами, осуществляют обслуживание факторов производства, оказывают содействие улучшению условий жизнедеятельности хозяйствующих субъектов (рис.1).
Производственная составляющая инфраструктуры опосредствует производственный процесс, обеспечивая в первую очередь необходимые условия для его осуществления [5]. Сюда следует отнести производственные помещения откормочных ферм и комплексов, промышленные предприятия и цеха, которые занимаются переработкой скотоводческой продукции; складские помещения, где осуществляется хранение готовых к реализации или потреблению товарных ресурсов, комбикормовые предприятия и прочие.
Современное состояние производственной инфраструктуры в отрасли скотоводства вызывает серьезное беспокойство, так как аграрные предприятия, как утверждает Л.Мельник, в аспекте функционирования их материально-технической базы и технологий, не соответствуют требованиям повышения эффективности аграрного производства. Действующие рыночные механизмы и структуры из-за прогрессирующих темпов сокращения производства не способны обеспечить высокое качество ресурсов и услуг, создать предпосылки для удешевления продукции, решить задачу относительно технического переоснащения сельскохозяйственных предприятий [6].
Рис. 1. Основные составляющие инфраструктуры
Источник: собрано автором
Ряд ученых, размышляя об инфраструктуре, прямо или косвенно выделяют финансово-кредитную инфраструктуру как основную из составляющих, развитие которой в условиях современного экономического кризиса приобретает особую актуальность и требует дополнительного государственного участия. В этом случае основу финансовой подсистемы образуют отношения между экономическими субъектами при формировании и использовании средств, которые направлялись для финансовой поддержки развития скотоводства как отдельной отрасли, так и АПК в общем, учитывая и социальную сферу села.
Основу кредитной подсистемы инфраструктуры при этом составляют экономические отношения при движении средств в денежной или товарной формах на условиях платности и возвратности между кредитором или заемщиком, в роли которых может выступать государство, сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, общественные организации и другие социальные институты. Кредитная подсистема инфраструктуры отрасли скотоводства помогает преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств на протяжении года в связи с весенними и осенними циклами сельскохозяйственного производства.
Некоторые авторы придерживаются мысли о том, что основными функциями финансовых институтов являются: расчетно-кассовое обслуживание; аккумуляция и сохранение финансовых активов; кредитование участников произведенного процесса; страхование имущества и предпринимательских рисков; инвестирование; проведение лизинговых операций; предоставление аудиторских и консалтинговых услуг.
Отметим, что из-за кризисности состояния сельского хозяйства и отсутствия государственной поддержки агробизнеса, перечисленные функции в настоящее время не выполняют полный спектр необходимых действий согласно функциональному аспекту финансово-кредитной инфраструктуры.
Задача государства как субъекта финансово-кредитной инфраструктуры отрасли скотоводства заключаются в создании условий, которые обеспечивают основу ведения расширенного воспроизводства с выделением инновационной составляющей (финансирование инвестиционной деятельности, лизинг с использованием бюджетных средств, государственные гарантии, содействие развитию кооперации и агропромышленной интеграции, государственная поддержка страхования).
Учитывая доказанную важность существования всех составляющих инфраструктуры при производстве мясо-молочной продукции, необходимо определить связь между степенью ее развития и экономической эффективностью функционирования отрасли. Общеизвестным способом оценки состояния инфраструктуры является метод интегральных индексов насыщенности регионов страны инфраструктурными объектами. Такой метод можно применять и при осуществлении оценки состояния объектов инфраструктуры отрасли скотоводства.
По данным экспертных оценок, которые позволяют рассчитать обеспеченность объектами инфраструктуры в регионе, было выявлено, что Львовская, Киевская, Черкасская, Житомирская, Полтавская, Харьковская области имеют степень обеспеченности инфраструктурой на уровне 91–97 %; Одесская, Днепропетровска, Николаевская, Запорожская, Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская — 60–89 %. Наименьший показатель (на уровне 23–39 %) был отмечен в Черниговской, Сумской, Донецкой, Кировоградской, Луганской, Волынской областях. В расчет брались следующие показатели: количество производителей мясо-молочной продукции; количество перерабатывающих предприятий; количество рынков, на которых осуществляется реализация продукция скотоводства; количество предприятий розничной торговли, в товарообороте которых представлена мясо-молочная продукция; наличие транспортной инфраструктуры.
Но наиболее полно сущность оценки обеспеченности инфраструктурных потребностей той или иной сферы хозяйствования раскрывает подход, основанный на модификациях методики Беннета, что дает возможность интегрировать информацию с помощью обобщения абсолютных или относительных характеристик различных инфраструктурных звеньев на определенной территории. Приемлемым для осуществления подобной процедуры будет и расчет коэффициентов Енгеля для определения насыщенности регионов объектами производственной инфраструктуры. Как считает А. Кузнецова [7], кроме указанных выше методических разработок, возможно и использование модифицированных коэффициентов К.Успенского, которые рассчитываются как отношение стоимости основных фондов производственной инфраструктуры к кубическому корню из произведения количества населения в регионе, площади экономически активной территории и валовой продукции.
Рис. 2. Динамика показателя эффективности инфраструктуры в скотоводстве
Источник: исследование автора
Итак, восстановление полноценного функционирования области скотоводства невозможно без обеспечения наличия производственной и рыночной инфраструктуры, которая должна обеспечивать полноценное и сбалансированное развитие основного производства. Именно инфраструктура как комплекс областей и видов деятельности, которые имеют единое функциональное назначение и владеют определенными общими признаками, способна удовлетворить разносторонние потребности товаропроизводителей и обеспечить технический и организационный уровень развития основного производства.
Литература:
1. Самуельсон П. Экономика: вводный курс / П.Самуэльсон. — М., 1993. — 478с.
2. Оцінка техніко-економічного стану об’єктів інфраструктури та виробничих фондів України: [монографія] / [Данилишин Б. М., Хвесик М. А., Корецький М. Х., Дацій О. І.]. — Донецьк: ТОВ»Юго-Восток, Лтд», 2008. — 375 с.
3. Шарипов А. Ю. Инфраструктура народного хозяйства / А. Ю. Шарипов — М. — 2009. — 288 с.
4. Виробнича інфраструктура АПК України: стан та перспективи розвитку / Л. Г. Чернюк, Л. С. Ананьєва // НАН України. Рада по вивченню продуктивних сил України. — К.; РВПС, 2000. — 101с.
5. Інфраструктура товарного ринку: [навч. посібник] / [під ред. д-ра екон. наук, проф. І. В. Сороки]. — К.: НМЦВО МОіН України, НВФ «Студцентр», 2002. — 608 с.
6. Мельник Л. Ю. Аграрний сектор економіки в аспекті його матеріально-технічної та технологічної оснащеності /Л. Ю. Мельник// Агросвіт. — 2009. — № 2. — С. 2–8.
7. Кузнецова А. И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход / А. И. Кузнецова. — М.: КомКнига, 2006. — 456 с.