Механизм реализации программ интеллектуальной деятельности в педагогическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григоров, И. С. Механизм реализации программ интеллектуальной деятельности в педагогическом вузе / И. С. Григоров, Д. В. Комарова, К. В. Циллер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 521-522. — URL: https://moluch.ru/archive/78/12850/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Настоящая программа коммерциализации результатов научно-технической деятельности ИГПИ им. П. П. Ершова отражает анализ формирующихся тенденций инновационной направленности в экономике России, опыт работы ведущих исследовательских институтов и составлена в соответствии с программой инновационного развития ИГПИ им. П. П. Ершова до 2015 года «Инновационная система подготовки педагогических кадров в условиях социокультурного развития региона (юга Тюменской области)».

1.   Ежегодно в сентябре-октябре проводится инвентаризация инновационных предложений.

2.   В этот же период проводятся переговоры со специалистами различных, организаций, предприятий на предмет участия в работе ученого совета, попечительского совета ИГПИ по рассмотрению инновационных предложений исследователей института (подбор экспертов), а также участие в разработке инновационно-ориентированной тематики дипломных и научных работ.

3.   В ноябре-декабре проводится технологический аудит НТР, состоящий из двух этапов: 1) анализ данных (инновационных предложений), содержащихся в заявках от кафедр 2) проведение интервью с авторами научно- технической разработки с участием экспертов в данной предметной области, юриста, экономиста.

4.   По каждой разработке экспертами подготавливаются отчеты, содержащие заключение о степени готовности разработки к коммерциализации по направлению экспертизы, а также рекомендации по доведению разработок до стадии рыночного продукта.

5.   Ранжирование НТР по степени их готовности к промышленному использованию проводится по методике экспресс-оценки коммерческого потенциала НТР, разработанной в научном отделе.

6.   Проранжированные инновационные предложения разбиваются на группы (кластеры) по степени их готовности к промышленному использованию (уровню приоритетности):- высокий; — средний; — низкий [3].

Кроме того, инновационные предложения классифицируются по степени отдаленности перспективы их внедрения:

-        ближайшая (в течение ближайшего года);

-        краткосрочная (в течение ближайших двух лет);

-        среднесрочная (в течение ближайших трех лет);

-        долгосрочная (свыше 4 лет).

7.   Классификационные группировки, отражающие степень отдаленности внедрения НТР, используются для корректировки базы данных НТР. Последняя строится на основе реляционной модели данных, поэтому НТР хранятся в четырех таблиц (по количеству классификационных группировок).

8.   Необходимость использования четырех классификационных группировок продиктована стремлением обеспечить управляемость процесса инновационной деятельности: переход из одной классификационной группировки в другую может свидетельствовать о приближении разработки к практической реализации. В то же время разработки, находящие достаточно долго в одной классификационной группировке, скорее всего, морально устарели, поскольку авторы не предпринимают шагов по их совершенствованию.

В декабре проводится подведение итогов инновационной деятельности института за истекший год (признание инновационных усилий сотрудников) с целью создания в ИГПИ инновационной среды (одного из системообразующих факторов инноваций).

10.   В январе-феврале проводится так называемая «упаковка» НТР, предусматривающая совместно с научным отделом работы по: 1) подготовке и подаче заявок на получение охранных документов, 2) оформлению объектов коммерческой тайны, 3) проведению технико-экономических расчетов, 4) подготовке коммерческих предложений, пакетов рекламно-информационных материалов и пр. После «упаковки» НТР приобретает статус РИД.

11.   По мере получения охранного документа на РИД проводится его стоимостная оценка и постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива. Основное требование к РИД при постановке на учет — способность приносить экономическую выгоду институту (январь-май).

12.   В период январь-июнь проводится формирование базы данных запросов предприятий на выполнение НИР и ОКР с целью преодоления разрыва между научным сектором и потребностями бизнес-сообщества. По существу, реализуется обратная связь между потребностями рынка в инновационной продукции и исследованиями в ИГПИ.

13.   В период март-июль проводится инновационный маркетинг разработок и исследований, предусматривающий поиск и привлечение бизнес-партнеров.

14.   Коммерциализация РИД в форме уступки патента или продажи лицензии, а также передач прав на единую технологию (в течение всего года).

В случае успешно проведенного маркетинга РИД специалистами института проводятся переговоры с потенциальными лицензиатами и инвесторами, осуществляется выбор стратегического партнера, при необходимости проводятся испытания разработки, совершается оформление лицензионных договоров и мониторинг их исполнения (контроль за выполнением условий договора, соблюдением периодичности и величины лицензионных платежей, выплатой вознаграждений авторам изобретений и др.).

При этом одной из ключевых проблем является проблема восприимчивости предприятий к новшествам в целом [1].

15.  Коммерциализация РИД в форме создания МИП (в течение всего года). В этом случае принято говорить о реализации инновационных проектов в форме создания МИП.

Одним из основных критериев принятия решения о коммерциализации РИД в форме МИП является масштабность РИД — создание МИП принято считать целесообразным, если РИД являются платформенной технологией, т. е. на ее базе можно создать несколько различных продуктов для разных рынков.

При сопровождении специалистами института реализации инновационных проектов в форме создания малого предприятия формы поддержки зависят от стадии, на которой находится или которую в данный момент времени проходит проект.

В соответствии с этим можно выделить следующие этапы реализации инновационных проектов по созданию МИП.

Этап опытно-конструкторской разработки (ОКР). Основной целью инновационного проекта на стадии ОКР является снятие наиболее существенных технологических рисков, апробация и отработка технологии. В некоторых случаях именно на этой стадии осуществляется проведение «решающего» эксперимента. Все работы на данном этапе осуществляются в рамках вуза. Результат — создание лабораторного макета РИД.

Основной проблемой на этом этапе является привлечение дополнительного финансирования, необходимого для завершения ОКР. Источниками такого финансирования могут быть программы и гранты российских и зарубежных фондов или средства частных инвесторов.

Этап оценки рыночных возможностей. Цель данного этапа — определение наиболее перспективных рыночных возможностей коммерциализации РИД. Этап включает: 1) детальные маркетинговые и патентные исследования с целью четкого определения продукта (коммерческого образца РИД), который предприятие будет производить в первый год своего существования; 2) поиск стартового финансирования; 3) формирование команды для запуска проекта.

Предварительный (предорганизационный) этап. Целью данного этапа является подготовка к организации и запуску производства.

На данном этапе проводится: 1) регистрация предприятия; 2) заключение лицензионных договоров на право использования принадлежащего институту результата интеллектуальной деятельности; 3) формирование команды управления будущим предприятием; 4) подготовка бизнес-плана; 5) поиск инвестора (проводятся переговоры с потенциальными лицензиатами и инвесторами); 6) выбор стратегического партнера.

Этап организации производства. На этом этапе решаются вопросы, связанные с арендой помещения и оборудования, предоставлением услуг бизнес-инкубатора и/или технопарка. Осуществляется установка, наладка и пробный запуск оборудования, выпуск и реализация пробной партии нового продукта.

Этап устойчивого развития. В случае последовательного прохождения выделенных этапов коммерциализации РИД в форме МИП, предприятие выходит на стадию успешного развития. Осуществляется мониторинг исполнения лицензионных договоров [2].

В случае необходимости проводится поиск инвестора для развития и расширения производства.

 

Литература:

 

1.                   Программа стратегического развития студенческого научного общества как условие эффективной организации НИДС в педагогическом вузе(из опыта работы) Захаров А. В. Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5–3 (5). С. 36–38.

2.                   Модели педагогических ситуаций как средство формирования прогностических умений у будущих учителей Захаров А. В. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 440–444.

3.                   Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста Захаров А. В., Комарова Д. В. Молодой ученый. 2014. № 1. С. 526–528.

Основные термины (генерируются автоматически): этап, коммерциализация РИД, форма создания, Ершов, классификационная группировка, поиск инвестора, предложение, промышленное использование, стадий, стратегический партнер.


Похожие статьи

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Особенности развития инновационной деятельности в образовательной организации

Обоснование выбора технологий для дистанционного сопровождения образовательного процесса в вузе

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Похожие статьи

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Особенности развития инновационной деятельности в образовательной организации

Обоснование выбора технологий для дистанционного сопровождения образовательного процесса в вузе

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Задать вопрос