Материалы статьи содержат результаты исследования особенностей специальной физической подготовки студенток-волейболисток с разными типами телосложения, теоретически обоснована специфика применения метода динамических усилий в подготовке волейболисток на основе учетом его влияние на развитие скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток массовых разрядов.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, метод динамических усилий, специальная физическая подготовка, типы телосложения (астенический, гиперстенический, нормостенический), массовый спорт, волейбол.
Актуальность исследования. Современный процесс подготовки кадров для физической культуры и спорта (ФК и С) направлен на подготовку разностороннего педагога, способного решать не только свои непосредственные функции (преподавание ФК), но и совмещать функции тренера по виду спорта, классного руководителя-воспитателя, другие функции [3; 9; 10]. Поэтому для будущего педагога по ФК важно знание новых технологий и подходов в организации процесса физического воспитания [11].
Процесс спортивной подготовки рассматривается в виде системы, включающей 4 крупных блока: система отбора и ориентации, спортивная тренировка, система соревнований, внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса. При этом на первых этапах подготовки важным компонентом является спортивный отбор. Однако, на данном этапе нет стопроцентной уверенности в правильном выборе системы упражнений или вида спорта. Одним из основных методов отбора на различных этапах подготовки является антропометрические методы, включающие изучение и прогнозирование росто-весовых показателей, типа телосложения, показателей деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма и т. п.
Поэтому актуальным остается вопрос о выборе адекватных средств и методов тренировки в различных видах спорта в зависимости от типа телосложения спортсмена.
Проблема исследования заключается в недостаточности знаний об эффективных методиках развития скоростно-силовых способностей под влиянием метода динамических усилий на основе учета типа телосложения занимающихся.
Цель исследования: выявить наиболее оптимальные средства развития скоростно- силовых способностей студенток- волейболисток с разными типами телосложения на основе метода динамических усилий.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс студенток-волейболисток массовых разрядов.
Предмет исследования: средства и методы развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с разными типами телосложения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы индивидуализации тренировочного процесса спортсменов в зависимости от типа телосложения.
2. Выявить особенности развития физических качеств студенток- волейболисток с разными типами телосложения.
3. Разработать и теоретически обосновать содержание тренировочного процесса студенток-волейболисток с использованием метода динамических усилий на основе учета типа телосложения игроков.
Гипотеза: предполагается, что при использовании метода динамических усилий и правильном подборе упражнений с учетом типа телосложения повысится уровень специальной физической подготовленности игроков, а, следовательно, результативность соревновательной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, математико-статистические методы.
Организация исследования. Исследования проводились на базе женской студенческой волейбольной команды ИГПИ им. П. П. Ершова (филиал ТюмГУ в г. Ишиме) в количестве 21 человека в возрасте 17–21 год, имеющих юношеские и 2–3 взрослые спортивные разряды. С сентября 2014 года реализован комплекс специальной физической подготовки, направленный на развитие скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток массовых разрядов с использованием метода динамических усилий. Подбор средств тренировки основан на учете типа телосложения волейболисток. Результаты эксперимента будут определены в мае 2015 года.
На первом этапе эксперимента нами проведено изучение антропометрических параметров спортсменок. Анализ антропометрических измерений позволил нам распределить 20 испытуемых на 3 группы: 9 студенток с нормостеническим типом телосложения; 5 — к астеническому типу телосложения; 6 — отнесены к гиперстеническому типу телосложения.
Мы выявили средний арифметический показатель уровня развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с одинаковым типом телосложения.
Затем нами проведено тестирование специальной физической подготовленности студенток-волейболисток массовых разрядов, а показатели объединены по группам типов телосложения спортсменок (таблица).
Таблица 1
Показатели развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с учетом типа телосложения
№ |
Тип телосложения |
Прыжок вверх с места, см |
Прыжок в длину с места, см |
Бег 6 м, с |
1 |
Нормостенический |
34,3±2,4 |
186±11,4 |
1,80±0,11 |
2 |
Астенический |
31,6±2,8 |
173±7,6 |
1,63±0,12 |
3 |
Гиперстенический |
33,8±3,7 |
175±5,4 |
1,84±0,12 |
Данные, полученные на первом этапе эксперимента, подтверждаются результатами предыдущих исследований автора [4–6]. Результаты тестирования свидетельствуют, что у нормостеников результаты в прыжковых тестах выше, чем в двух других группах, однако, слабее результат в беге на 6 м. Астеники уступают двум другим группам испытуемых в показателе прыжка вверх, что можно трактовать как недостаток быстрой силы для вертикального перемещения тела спортсмена. А вот дополнительный вес гиперстеников не дает им возможность далеко перемещать тело в горизонтальной проекции.
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами разработан комплекс для развития скоростно-силовых качеств в зависимости от типа телосложения. С учетом данных расчетов, нами разработан комплекс упражнений развития прыгучести на основе комплексного сочетания методов — ударного и непредельных динамических усилий с отягощениями [1;2;7;8], в том числе с использованием тренажеров для девушек массовых разрядов, занимающихся в волейбольной студенческой секции.
Комплекс упражнений для астеников направлен на развитие отстающего качества прыгучести с преобладанием упражнений на вертикальный и горизонтальный прыжок: прыжковые упражнения на тренажере «лестница», в том числе с набивным мячом, грифом штанги, «блинами»; «разножка» со штангой; напрыгивание и спрыгивание с тумбы высотой 45–50 см и «блином» весом 5–10 кг; выполнение передач в прыжке с отягощением на поясе или ногах весом до 5 кг.
Комплекс упражнений для гиперстеников направлен на развитие прыгучести в горизонтальном перемещении и стартовый рывок: прыжковые упражнения на тренажере «лестница»; «разножка» со штангой; выполнение передач в прыжке с отягощением на поясе или ногах весом до 5–10 кг; непрерывная имитация блокирования у сетки после спрыгивания со скамьи с отягощением на ногах; совершенствование нападающего удара с отягощениями на ногах.
Комплекс упражнений для нормостеников преимущественно направлен на развитие стартового рывка, взрывной силы в горизонтальном перемещении: совершенствование нападающего удара с отягощениями на ногах; комплексное круговое упражнение с прыжками от скамьи, последующим рывком на 9 м, имитацией блокирования у сетки, имитацией нападающего удара и приема мяча с доведением в определенную зону площадки, последующим падением и перекатом, всё выполняется с утяжелителем на ногах; рывки «елочка» (9+3+6+3+9 м).
Разработанные комплексы упражнений для различных типов телосложения внедрены в тренировочный процесс студенток-волейболисток, направлены на развитие отстающих скоростно-силовых способностей.
На данном этапе исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. В научно-методической литературе достаточно подробно освещены вопросы индивидуализации тренировочного процесса в различных видах спорта на основе учета типа телосложения [1;2;7;8]. Однако, нами выявлены особенности прироста скоростно-силовых качеств у лиц с различными типами телосложения [4–6], что требует дополнительных исследований и дифференциации средств развития данных качеств.
2. Результаты первичного тестирования подтверждают результаты предыдущих исследований [4–6] и свидетельствуют о неравномерных показателях и приросте различных скоростно-силовых способностей в зависимости от типа телосложения. Так, у астеников отстает показатель прыгучести в вертикальном и горизонтальном перемещении (прыжок вверх и в длину). Гиперстеники отстают в показателях прыжка в длину и рывках. Нормостеники незначимо отстают от астеников в показателях стартовой быстроты.
3. В зависимости от типа телосложения нами разработаны и применены комплексы упражнений, основанные на методе динамических усилий, направленные на развитие отстающего скоростно-силового качества.
Литература:
1. Бегметова М. Х. Оптимизация процесса обучения детей 8–9- лет элементам и технике волейбола с учетом типов телосложения [Текст] / М. Х. Бегметова, Ю. О. Лобанова, И. А. Лакейкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — № 11–2. — С. 164–167.
2. Беляев, А. В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 3. — С. 37–38.
3. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.
4. Гетманова, Т.В Обоснование необходимости учета типа телосложения студенток-волейболисток при развитии скоростно-силовых способностей [Текст] / Т. В. Гетманова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — 37. — С. 152–156.
5. Гетманова, Т. В. Сравнительный анализ развития прыгучести у юношей и девушек студенческих волейбольных команд под воздействием ударного метода [Текст] / Т. В. Гетманова, А. Г. Поливаев // Здоровье нации — наша забота. Материалы 8-ой региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 24 апреля 2014 года. Тюмень: Вектор Бук, 2014. — С. 45–49.
6. Гетманова, Т.В Теоретическое обоснование содержания процесса специальной физической подготовки студенток- волейболисток массовых разрядов в зависимости от типа телосложения [Текст] / Т. В. Гетманова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — 38. — С. 145–149.
7. Индивидуализация физической подготовки студентов на основе учета особенностей телосложения [текст] / Л. Г. Стамова, М. М. Расулов, Ю. М. Сикачева, С. А. Овчинников, А. В. Ролдугин // Культура физическая и здоровье. — 2009. — № 5. — С. 31–33.
8. Колокольцев, М. М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения [текст] / М. М. Колокольцев, Е. А. Койпышева // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 1 (84). — С. 210–215.
9. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
10. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
11. Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.