В статье рассматриваются вопросы по организации лекционных, практических, лабораторных занятий в средних специальных образовательных учреждений. Также отражается значимость презентаций в организации лекционных занятий. Показаны пути эффективной организации лекционных, практических, лабораторных занятий.
Ключевые слова: лекционные занятия, практические занятия, лабораторные занятия, презентация, лабораторный практикум.
Задача по обучению и воспитанию младших специалистов, прежде всего, осуществляется в процессе учебы. Учащиеся во время учебной деятельности знакомятся с научными основами своей будущей специальности. Полученные научные знания формируют мировоззрение учащихся, воспитывают необходимо важные качества учащихся. Однако преподаватели колледжей, лицеев не ограничиваются только лишь работой в аудиториях но они также ведут педагогическую деятельность внеучебное время.
Педагогическая деятельность учителей, которую они ведут внеучебное время, является составной частью учебно-воспитательного процесса, определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя колледжей и лицеев — расширение и углубление знаний программного материала (организация кружков), проведение родительских собраний, организация различных мероприятий колледжа, организация кураторской деятельности и т. д.
Задача в области работы учителей колледжа во внеучебное время заключаются в следующем:
1. Воспитать научное мировоззрение учащихся, повысить их политический уровень.
2. Воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к Родине.
3. Повысить социально-политическую деятельность учащихся.
4. Расширить, углубить, а также применить на практике полученные знания учащихся. Это будит способствовать тому, что полученные знания, практические навыки и личные качества послужат для успешной деятельности в будущей профессии учащихся.
5. Выявление и развитие индивидуальных способностей, склонностей и таланта учащихся, удовлетворение интереса и желания в области культуры, науки, техники, искусства, физической культуры, спорта и т. д., а также развитие их интереса.
Педагогическая деятельность, проводимая преподавателями колледжей во внеучебное время, является важнейшим элементом образовательного процесса. Однако практика показывает, что преподаватели столкнулись с рядом проблем в организации кружков, проведение родительских собраний, проведение различных мероприятий колледжа, организация кураторской деятельности и т. д. К примеру, большинство преподавателей слабо учитывают конкретные условия, время и место проведения в организации внеурочных работ. Они слабо анализируют результаты своей деятельности, удовлетворяются иногда лишь чисто количественными показателями (сколько проведено бесед, конкурсов и т. д.). Большинство из них имеют недостаточного опыта и не могут на продуктивном уровне решить воспитательные задачи, они имитируют опыт относительно своих коллег, или просто самостоятельно, по своему, ведут педагогическую деятельность внеучебное время. Однако многие из них не учитывают того, что при проведении любого вида педагогической деятельности внеучебное время, необходимо следовать определенным правилам. В значительной мере это обусловлено недостатками подготовки будущих педагогов в системе учреждений профессионального образования. Так как, если рассматривать не педагогические вузы, то мы волей-неволей обратим внимание на то, многие вышеуказанные проблемы, связаны с тем, что большинство бакалавров ведущие педагогическую деятельность не достаточно имеют педагогическо-психологическое образование. Это специалисты в своем деле, профессиональные юристы, экономисты, программисты, инженеры и т. д. Однако качество педагогической деятельности бакалавров (будущих учителей колледжей и лицеев) определяется рядом факторов:
- готов ли и насколько сам бакалавр к самообразованию и самосовершенствованию (в области теоретической и практической педагогики и психологии);
- насколько эффективно и правильно в ССПО организованы и регулярно функционируют системы (курсы) повышения психолого-педагогической грамотности учителей и оказания социально-психологической помощи всем субъектам воспитательного процесса;
- в какой степени сам преподаватель обладает качествами и способностями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности. Это очень важные вопросы, от ответа на которые зависит многое в современных образовательных учреждениях.
Для того чтобы раскрыть воспитательный потенциал внеучебных работ, необходимо создать ряд систем/мер/правил по организационному, научно-методическому обеспечению и социально-педагогическому, социально-психологическому, психолого-педагогическому сопровождению внеучебных воспитательных работ.
На наш взгляд учебный процесс и внеучебная работа должны взаимодополнять и усиливать друг друга, решая единую комплексную задачу — подготовку компетентного младшего специалиста. Но, в отличие от учебной деятельности, проблема по организации внеучебной воспитательной работы учителей изучена, к сожалению недостаточно.
Итак, различие учебной и внеучебной работы в том, что учебная деятельность является обязательным, а внеучебная добровольной. Смотря на свои индивидуальные интересы, потребности, склонности, учащиеся участвуют в различных видах внеучебной деятельности, которые полностью удовлетворяет их интересы, потребности, склонности. Учащиеся учувствуют в кружках, в различных мероприятиях, при этом их никто не принуждает, поэтому обычно эти работы должны быть интересными и содержательными для учащихся. Ещё одна особенность внеучебных работ в том, что на эти работы нет принудительной программы. Руководители кружков в ССПО учитывают условия, и возможности своего учреждения составляют конкретные планы для себя.
При организации внеучебной работы необходимо также учитывать в каком курсе они учатся. К примеру, для учащихся первых курсов внеучебную работу следует строить с учетом уже приобретенных ими в школе знаний, накопленного жизненного опыта. Учащиеся первого курса пытливы и любознательны, они ищут возможности проявить свою возросшую самостоятельность и инициативу в труде, стремятся проверить свои силы в трудных ситуациях. Учащиеся второго курса уже занимаются в кружках, но при условии самостоятельного выбора. Здесь задача учителя — помочь каждому подростку найти такое внеклассное занятие, которое смогло бы удовлетворить его интересы и содействовало бы развитию его способностей. Учащиеся третьего курса — в будущем младшие специалисты (работники различных отраслей производства и сферы услуг) или будущие студенты высших учебных заведений. Они и сами чувствуют себя взрослыми, стремятся самостоятельно организовать свое свободное время, найти полезные дела. Юность — пора интенсивного формирования мировоззрения и нравственных убеждений, сопровождающаяся нередко колебаниями, сомнениями и даже разочарованиями. Стремление и интерес к серьезным занятиям, выходящим за рамки учебных программ, могут быть удовлетворены созданием научно-образовательных обществ и кружков. В этом возрасте происходит выбор жизненного пути, и потому необходима активизация внеучебной деятельности по профессиональной ориентации учащихся. В воспитательной работе, кроме возрастных, нужно учитывать и индивидуальные различия учащихся: темперамент, характер, способности, интересы, привычки и вкусы, поэтому они и требуют индивидуального подхода. Знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся позволяет глубже использовать внеучебную работу для их всестороннего развития.
Чтобы получить положительный результат по работам во внеучебное время и вызвать интерес учащихся, их творческое мышление, проявление инициативы, учителю необходимо быть подготовленным к проведению различных массовых мероприятий, родительских собраний, вести кураторскую деятельность, тщательно и чётко продумать и запланировать кружковые занятия учащихся. Иначе говоря, четко представить себе той или иной вид внеучебной работы и иметь предшествующую подготовку к ней. Рассмотрим некоторые из видов внеучебных работ учителя колледжа.
Кружковая деятельность. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т. п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть: подготовка докладов или рефератов на компьютере, с целью выработки умение и навыков работы с программой Microsoft Word; создание презентаций в Microsoft Power Point; создание базы данных в офисной программе Microsoft Access; работа с графическими редакторами; работа с операционной системой Windows и ее настройка и т. д.; экскурсия для ознакомления оборудованиями компьютерной техники, встречи с людьми программистами, виртуальные путешествия компьютерного мира и т. п.
Кураторская деятельность. «Куратор» произошло от латинского слова «curator» и переводится как попечитель, опекун. Даётся следующее значение этого слова: человек, выполняющий поручение по наблюдению за кем (чем) — либо. Говоря о кураторе в современных образовательных учреждениях, мы обычно имеем в виду учителя, прикрепленного к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых учащихся и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и психолого-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем. И вся эта деятельность ориентирована на решение главных задач — поддержание и усиление мотивации студентов на получение образования, содействие активному участию в образовательном процессе. Основными задачами и направлениями деятельности куратора является: организация коллективной деятельности и общения; индивидуальная работа с учащимися; помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности; изучение личности учащихся, его потребностей и интересов с целью оказания помощи в саморазвитии.
Организация мероприятий колледжа. Мероприятия колледжа бывают очень разнообразными. Их преимущество в том, что они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся. Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от правильной организации учебной деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеучебное время. И от того насколько четко преподавателем спланирован процесс, насколько предусмотрены разнообразные формы и виды работы.
Таким образом, успешная организация внеучебных работ связана с успешной подготовкой учителей колледжей, лицеев в постоянном повышении их педагогической квалификации. Как известно, в Узбекистане не имеются специальные учебные заведения, где проводят специальную подготовку кадров по внеучебным работам колледжей, лицеев. Поэтому важно и необходимо обучить будущих учителей, то есть бакалавров высших учебных заведений с ведением внеучебных работ. Необходимо организовывать для них специальные семинары, связанные с организацией внеучебных работ, повысит их опыт по специальности.
Литература:
1. Емельянова М. В., Шаронова Е. Г., Репина Р. К. Диагностика экологической воспитанности студентов педагогического вуза. Чебоксары, 2007.
2. Залюбовская Е. Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство ормирования профессиональной компетентности специалиста // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: Научный журнал. — 2009. — № 94. — С. 91–99.
3. Залюбовская Е. Г. Компетентностный подход и его роль в современном образовании // Сборник научных трудов ИМИТ СПбГПУ. — Череповец: ИМИТ СПбГПУ, 2008. — С. 136–144.