Православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, — невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).
Актуальной проблемой в современном обществе является приобщение к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В системе духовно-нравственных воздействий современной школе все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность школьников эта религия — православное христианство. Мы говорим о культурообразующей роли христианства, православия в истории нашего Отечества и Российского государства. Школа является общественно-государственным учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов.
Содержание позитивных воздействий христианской религии и культуры на духовно-нравственное воспитание школьников определяется, с одной стороны, природой самой религиозной культуры и христианской культуры.
С другой стороны, это содержание формируется в связи с той ролью, которую играла и играет Церковь в жизни России — нашего народа и государства. В такой логике выделяются основные содержательные направления включения ценностей православной культуры в содержание духовно-нравственного воспитания школьников. Православие настолько всеобъемлюще и всеохватно, что его невозможно определить «в точных рациональных понятиях, нельзя подвести его под какие-либо определения -оно всегда будет оставаться неизмеримо выше и шире их. Православие — это реальность, духовная жизнь, духовный путь, опыт» — пишет профессор К. Е. Скурат [1, с 6].
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Православная культура — это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство — богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения — традиции которого живы до сих пор [2, с. 23].
Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения [3, с. 342].
В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующих основных целей. В сфере личностной самореализации учащихся: приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности; содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры; воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам; содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся; формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры; выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе; удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры; реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении; создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции [4, с. 24].
Человек культуры это свободная, гуманная, духовная, творческая и адаптивная личность. В нем отразились и природные особенности человека, и социальные качества, и свойства его как субъекта культуры. «Человек культуры — это субъект природы и истории, игры и труда, экономики и политики, субъект нравственной жизни» [5, c. 73].
В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:
- интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;
- развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;
- формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества.
В России из 35,9 млн. детей 1,6 млн. относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них 281,2 тыс. детей обучаются в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях восьми видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых и т. д.), 211 тысяч — в специальных (коррекционных) классах и 2,5 тысяч — в общих классах общеобразовательных учреждений. В настоящее время 38 % детей с различными отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду. Умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2 % от общей детской популяции). Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Воспитание необычных детей по приобщению к православной культуре «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы приобщения к православной культуре детей с нарушением интеллекта определяется: недостаточностью исследования темы по приобщению к православной культуре детей с нарушением интеллекта, поскольку нет специальных программ в заданном направлении, а именно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Определенная работа по приобщению учащихся с нарушением интеллекта к православной культуре проводится в МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г.Якутска. Нами, студентами педагогического института совместно с педагогами школы был организован праздник Пасхи, в рамках реализации проекта «Якутия Православная», посвященного 380-летию вхождения Якутии в состав России. В программе праздника Пасхи были предусмотрены виды работы: как раскрашивание пасхальных яиц, защита проектов учащихся 9–10 классов по теме: «Градо-Якутские храмы», выставка работ учащихся. В праздник Пасхи присутствовал Святейший Иларион. Он сказал добрые слова детям, раздал куличи и пасхальные яйца и помогал оценивать работу детей. По приобщению к православной культуре школьников с умственной отсталостью нужно учитывать заинтересованность ребенка.
Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн: «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы» [6, т.2, с. 85].
Студентами-волонтерами совместно с родительским сообществом детей, обучающихся в условиях домашнего обучения, ведется систематическая работа по социальной интеграции детей посредством взаимодействия с общественными организациями, Детским центром Национального художественного музея, детского центра «Айхал», экскурсии по городу. Привлечение волонтеров — студентов пединститута СВФУ им. М. К. Аммосова, будущих дефектологов, прикрепление их к каждому ребенку позволяет составить индивидуальный маршрут взаимодействия детей с ОВЗ в инклюзивной образовательно-культурном пространстве с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В 2013 году совместный проект студентов и МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска «Центр поддержки учащихся домашнего обучения» выиграл грант на конкурсе общественных проектов в номинации лучший проект по поддержке и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Данный проект предусматривает проведение цикла мероприятий по приобщению детей к православной культуре, к православным традициям.
Изучение православной культуры, истории даст ребенку новые знания, поможет взглянуть по-другому на свои поступки. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество — пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Дети с нарушением интеллекта подвержены пагубному влиянию негативного характера. Добро, смирение, терпение поможет детям с нарушением интеллекта в реальном мире нашей жизни. В настоящее время почти во всех средних образовательных учреждениях введен курс «Основы православной культуры». Но этого курса нет в программе С(К)ОШ VIII вида.
Наша работа по приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья к православной культуре проводится во внеучебное время. В системе внеучебной работы расширяются возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям христианской культуры. Приобщение детей с нарушением интеллекта к православной культуре имеет характер мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированных на те или иные виды деятельности учащихся.
Внешкольная воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной культуры опирается на возможности и интересы учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Таким образом, христианские духовно-нравственные ценности могут служить основой и стимулом социальной интеграции нашего общества, укрепления его “социальной ткани”, включения школьников в социально ценные виды деятельности за пределами школы (микрорайон, моя страна, мой город и т. д.), развития самодеятельности и общественной солидарности.
Литература:
1. Скурат К. Е. О Святом Православии. М.: «Про-Пресс», 2002. — 160 с.
2. Соловьев B. C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996. — 479 с. (Б-ка этической мысли).
3. Добротолюбие. Издание второе Т. 5. М.: 1900. — 488 с.
4. Булгаков С. И. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Изд-во. ACT «Фолио», 2001. — 472 с.