В этой статье речь идет о методах создания учебно-методических комплексов в высших учебных заведениях Узбекистана.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, учебная литература, модернизация содержания образования, технические средства обучения, лабораторные оборудования, живая практика преподавания, моделирование.
Достигнутые в нашей стране за последние годы позитивные результаты модернизации содержания образования, расширение личностно — ориентированной направленности обучения и воспитания оказались возможными благодаря прежде всего коренному реформированию системы образования, осуществлённому на основе Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программы по подготовке кадров». В соответствии с этими нормативными документами, а также с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по укреплению материально–технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов» многое сделано для укрепления материально — технической базы высших образовательных учреждений.
В целях реализации задач реформирования и совершенствования качества подготовки высококвалифицированных кадров деятельность преподавательских коллективов вузов страны направлена на создание учебно-методических комплексов по специальности, которые на единой методической основе интегрируют типовую и рабочую научно — методическую документацию, учебную литературу, технические средства обучения, лабораторные оборудования и, конечно, живую практику преподавания [1,36].
Учебно-методический комплекс–это системное проектирование всей учебно-методической документации, которое служит дидактическим средством управления подготовки специалистов. Он создаётся для системного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Создание учебно-методических комплексов предусматривает последовательную реализацию внутри и междисциплинарных связей, взаимосогласование всех видов учебных занятий, всестороннее обеспечение их всеми средствами обучения и таким образом поставит на практическую почву внедрение методов управления качеством преподавания.
Учебно-методический комплекс (УМК) подготовки учителей начальных классов определяет и включает в себя учебно-методические комплексы по отдельным дисциплинам, спецкурсам, факультативным занятиям. По составу учебно-методический комплекс должен обеспечить все виды учебных работ, проведение которых необходимо и достаточно для достижения требуемого уровня качества подготовки специалиста.
УМК учебной дисциплины — это совокупность организационно-методической документации, учебно-методической литературы, учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения, используемых как преподавателями, так и студентами, изучающими данную дисциплину [3.72]
При создании УМК дисциплины решаются следующие задачи: обеспечение единообразия в подходе всех преподавателей кафедры к организации учебного процесса по данной дисциплине; приведение учебно-методического и материально — технического обеспечения в полное соответствие с требованиями государственного образовательного стандарта; оказания помощи преподавателям в организации и проведении учебного процесса; оказание учебно-методической помощи студентам в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Принимая во внимание тот факт, что ответственность за качество подготовки специалистов возлагается на кафедру, остановимся на моделирование учебно-методического комплекса на уровне кафедры.
УМК кафедры должен содержать: квалификационную характеристику направления обучения; учебный план (типовой и рабочий); план по духовному и нравственному воспитанию студентов на весь период обучения; типовые программы; рабочие программы; график учебного процесса, план учебных занятий; план — график самостоятельной работы студентов; план — график контрольных мероприятий; перечень тем курсовых и выпускных квалификационных работ; программу учебной и квалификационной практики; УМК по дисциплинам, включающим разработки всех видов занятий; материальное обеспечение учебного процесса; перечень лабораторного оборудования, перечень наглядных пособий и ТСО [2,146]
На основе кафедрального уровня УМК можно определить основное содержание их по направлению обучения. В состав учебно-методического комплекса по направлению образования включается: квалификационная характеристика выпускника по данному направлению; типовой учебный план; рабочий учебный план с указанием дисциплин по выбору; типовые и рабочие программы, преподаваемых дисциплин; утверждённые в установленном порядке темы выпускных квалификационных работ; УМК дисциплин; УМК по методике преподавания; расписание занятий; графики самостоятельной работы студентов по семестрам с указанием расчётного её объёма по каждой дисциплине; программы учебной и педагогической практики студентов; методические материалы по выполнению квалификационной и курсовой работ, по организации и контролю самостоятельной работы; методические материалы по проведению профориентационной работы и стажировки молодых специалистов; график пересмотра УМК по дисциплинам рабочего учебного плана; план духовно-нравственной воспитательной работы на весь период обучения, характеристика действующих учебников по годам обучения.
В заключении отметим, что учебно-методический комплекс подготовки учителей начальных классов — открытая система, она требует постоянных дополнений, систематического совершенствования, обогащения, конкретизации, наполнения новым содержанием в соответствии с динамично развивающимся социальным заказом общества перед высшим педагогическим образованием.
Литература:
1. «Национальная программа по подготовке кадров» // Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана.- Ташкент, 1999, 56 с.
2. Государственный образовательный стандарт среднего образования. Начальные классы. // Таълим тараққиёти, Ташкент, № 9, стр. 342–362.
3. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и др. — М.: Дрофа, 2000- 201с.