Учебно-методический комплекс подготовки учителей начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 1110 раз

Библиографическое описание:

Улухужаев, Н. З. Учебно-методический комплекс подготовки учителей начальных классов / Н. З. Улухужаев, М. О. Хамидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 618-619. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13222/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

В этой статье речь идет о методах создания учебно-методических комплексов в высших учебных заведениях Узбекистана.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, учебная литература, модернизация содержания образования, технические средства обучения, лабораторные оборудования, живая практика преподавания, моделирование.

 

Достигнутые в нашей стране за последние годы позитивные результаты модернизации содержания образования, расширение личностно — ориентированной направленности обучения и воспитания оказались возможными благодаря прежде всего коренному реформированию системы образования, осуществлённому на основе Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программы по подготовке кадров». В соответствии с этими нормативными документами, а также с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по укреплению материально–технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов» многое сделано для укрепления материально — технической базы высших образовательных учреждений.

 В целях реализации задач реформирования и совершенствования качества подготовки высококвалифицированных кадров деятельность преподавательских коллективов вузов страны направлена на создание учебно-методических комплексов по специальности, которые на единой методической основе интегрируют типовую и рабочую научно — методическую документацию, учебную литературу, технические средства обучения, лабораторные оборудования и, конечно, живую практику преподавания [1,36].

Учебно-методический комплекс–это системное проектирование всей учебно-методической документации, которое служит дидактическим средством управления подготовки специалистов. Он создаётся для системного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Создание учебно-методических комплексов предусматривает последовательную реализацию внутри и междисциплинарных связей, взаимосогласование всех видов учебных занятий, всестороннее обеспечение их всеми средствами обучения и таким образом поставит на практическую почву внедрение методов управления качеством преподавания.

Учебно-методический комплекс (УМК) подготовки учителей начальных классов определяет и включает в себя учебно-методические комплексы по отдельным дисциплинам, спецкурсам, факультативным занятиям. По составу учебно-методический комплекс должен обеспечить все виды учебных работ, проведение которых необходимо и достаточно для достижения требуемого уровня качества подготовки специалиста.

УМК учебной дисциплины — это совокупность организационно-методической документации, учебно-методической литературы, учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения, используемых как преподавателями, так и студентами, изучающими данную дисциплину [3.72]

При создании УМК дисциплины решаются следующие задачи: обеспечение единообразия в подходе всех преподавателей кафедры к организации учебного процесса по данной дисциплине; приведение учебно-методического и материально — технического обеспечения в полное соответствие с требованиями государственного образовательного стандарта; оказания помощи преподавателям в организации и проведении учебного процесса; оказание учебно-методической помощи студентам в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Принимая во внимание тот факт, что ответственность за качество подготовки специалистов возлагается на кафедру, остановимся на моделирование учебно-методического комплекса на уровне кафедры.

УМК кафедры должен содержать: квалификационную характеристику направления обучения; учебный план (типовой и рабочий); план по духовному и нравственному воспитанию студентов на весь период обучения; типовые программы; рабочие программы; график учебного процесса, план учебных занятий; план — график самостоятельной работы студентов; план — график контрольных мероприятий; перечень тем курсовых и выпускных квалификационных работ; программу учебной и квалификационной практики; УМК по дисциплинам, включающим разработки всех видов занятий; материальное обеспечение учебного процесса; перечень лабораторного оборудования, перечень наглядных пособий и ТСО [2,146]

На основе кафедрального уровня УМК можно определить основное содержание их по направлению обучения. В состав учебно-методического комплекса по направлению образования включается: квалификационная характеристика выпускника по данному направлению; типовой учебный план; рабочий учебный план с указанием дисциплин по выбору; типовые и рабочие программы, преподаваемых дисциплин; утверждённые в установленном порядке темы выпускных квалификационных работ; УМК дисциплин; УМК по методике преподавания; расписание занятий; графики самостоятельной работы студентов по семестрам с указанием расчётного её объёма по каждой дисциплине; программы учебной и педагогической практики студентов; методические материалы по выполнению квалификационной и курсовой работ, по организации и контролю самостоятельной работы; методические материалы по проведению профориентационной работы и стажировки молодых специалистов; график пересмотра УМК по дисциплинам рабочего учебного плана; план духовно-нравственной воспитательной работы на весь период обучения, характеристика действующих учебников по годам обучения.

В заключении отметим, что учебно-методический комплекс подготовки учителей начальных классов — открытая система, она требует постоянных дополнений, систематического совершенствования, обогащения, конкретизации, наполнения новым содержанием в соответствии с динамично развивающимся социальным заказом общества перед высшим педагогическим образованием.

 

Литература:

 

1.                             «Национальная программа по подготовке кадров» // Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана.- Ташкент, 1999, 56 с.

2.                             Государственный образовательный стандарт среднего образования. Начальные классы. // Таълим тараққиёти, Ташкент, № 9, стр. 342–362.

3.                             Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и др. — М.: Дрофа, 2000- 201с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-методический комплекс, живая практика преподавания, техническая база, техническое средство обучения, учебная литература.


Ключевые слова

моделирование, моделирование., технические средства обучения, учебно-методический комплекс, учебная литература, модернизация содержания образования, лабораторные оборудования, живая практика преподавания

Похожие статьи

Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России

В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...

Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку

Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины

В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...

Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения

В статье рассматривается, какие возможности должны предоставлять обучающему инструментальные средства дистанционного обучения, как должен осуществляться дистанционный контроль знаний и какие недостатки могут быть у тестирующих программ. Кроме того, п...

Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин

Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.

Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города

В статье рассматривается необходимость учета теоретических и методологических основ физической подготовки юных футболистов при построении процесса образования детей в комплексной спортивной школе и их влияния на формирование образовательной среды учр...

Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося

В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Система и содержание профессионального образования в колледжах

В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...

Похожие статьи

Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России

В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...

Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку

Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины

В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...

Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения

В статье рассматривается, какие возможности должны предоставлять обучающему инструментальные средства дистанционного обучения, как должен осуществляться дистанционный контроль знаний и какие недостатки могут быть у тестирующих программ. Кроме того, п...

Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин

Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.

Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города

В статье рассматривается необходимость учета теоретических и методологических основ физической подготовки юных футболистов при построении процесса образования детей в комплексной спортивной школе и их влияния на формирование образовательной среды учр...

Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося

В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Система и содержание профессионального образования в колледжах

В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...

Задать вопрос