Средняя группа.
Рисование.
«Ранняя осень»
Цели: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Закрепить знание признаков наступившей осени. Учить изображать осень, упражнять в рисовании дерева, передавая его характерные особенности: ствол, отходящие от него длинные и короткие ветки, листья. Закрепить технические умения рисовать красками, развивать чувство композиции, цветовое восприятие, воспитывать интерес к творчеству. Познавательное и речевое развитие. Обогащение словаря.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением осеннего леса, осени в городе; знакомство с приметами осени; беседы на прогулках об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени; чтение стихотворений («Листопад» И. Бунина, «Уж небо осенью дышало» А. Пушкина, и т. д.), прослушивание музыкальных произведений (музыкальная композиция «Autumn» — Vangelis, П. Чайковский «Осенняя песнь», и т. д.); заучивание названий осенних месяцев.
Материалы: Фотографии и иллюстрации с изображением леса ранней осенью, осени в городе, краски — акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы на каждого ребенка, картина с изображением осени, запись музыкальной композиции П. И. Чайковского «Осенняя песнь».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети рассаживаются на свои места.
— Дети, давайте вместе с вами рассмотрим картинки, где изображен осенний пейзаж.
— Напомните мне, пожалуйста, какое время года изображено на них?
Ответы детей.
— А теперь посмотрите в окно. Скажите, пожалуйста, какое время года сейчас у нас?
Ответы детей.
— Молодцы! Тогда давайте вспомним, какие месяцы осени мы с вами знаем? Назовите их, пожалуйста, по порядку.
Ответы детей.
2. Описание погоды.
— На прогулках мы с вами часто наблюдаем, как изменяется погода на улице, что происходит с природой. Я хотела бы проверить, как хорошо вы замечаете эти изменения. Опишите, пожалуйста, как изменилась погода с наступлением осени?
— На улице стало теплее или холоднее?
— Какую одежду носят люди?
— Идут ли дожди?
— В какие цвета окрасились трава и листья на деревьях?
— Цветут ли цветы?
— Ветер стал холоднее?
— Что делают птицы с наступлением осени?
— А на земле есть ли листья?
— Опадание листьев с деревьев называется «листопадом». Дерево сбрасывает листья осенью, потому что становится холодно, и зимой веточкам дерева будет тяжело держать листья и снег. Зимой дерево спит, отдыхает, чтобы с приходом весны, на нем выросли новые листочки.
3. Физкультминутка.
Дети встают в кружок. В руках у них бумажные листики.
Листики.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть).
Дунул ветер — полетели (легкий бег по кругу),
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (поднять руки вверх).
Закружились, полетели (легкий бег по кругу),
И на землю тихо сели (присесть).
— А теперь проходите, пожалуйста, на свои места.
Дети рассаживаются.
— Ой, ребята, вы слышали, кто-то постучал в дверь. (Воспитатель выходит за дверь, возвращается с конвертом).
— Посмотрите! Почтальон принес письмо. Письмо отправлено из леса. Интересно, от кого же оно?
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте, дорогие дети! Золотая осень — это очень красивое время года. Но в моем лесу становится все холоднее. В сентябре распускаются почки на деревьях, прилетают птицы из теплых стран. Осенью жарко светит солнце и не бывает дождей.
Мне пора возвращаться в мою берлогу, там я буду спать до прихода теплой весны. Нарисуйте для меня, пожалуйста, осенний лес. Я знаю, что в своих рисунках вы сможете передать всю красоту и очарование осеннего леса. Нарисуйте и отправьте ваши рисунки мне по адресу, указанному на этом конверте. Буду очень ждать. До встречи весной!».
— Как вы думаете, кто мог написать это письмо?
Ответы детей.
— Правильно! Но все ли правильно медвежонок Миша нам рассказал? Какие ошибки он допустил?
Ответы детей.
4. Молодцы! Вы нашли все ошибки в Мишином письме. А теперь давайте нарисуем осенний лес, в котором живет наш мишка.
Напоминание приема рисования. Воспитатель предлагает вспомнить детям, с чего нужно начинать рисовать дерево, уточняет его части (ствол, ветви, листья, а затем показывает у доски, как надо рисовать дерево). Напоминает правила работы кистью и красками: опускать кисть всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край, хорошо промывать кисть в воде при смене цвета краски, промокать ее о салфетку.
5. Под музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Осенняя песнь»), дети приступают к рисованию, воспитатель помогает индивидуально, по необходимости. После окончания работы воспитатель предлагает детям прикрепить готовые рисунки на магнитную доску, чтобы рассмотреть их, и подчеркивает красоту осеннего леса.
6. Итог занятия:
Чем сегодня занимались?
Что рисовали?
Каким цветом рисовали деревья?
Каким цветом рисовали листья, травку? Почему?
Что еще нарисовали?
Ответы детей.
7. Воспитатель устраивает выставку детских рисунков.
Литература:
1. Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников»
2. Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в средней группе детского сада»
3. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Комплексные занятия. Средняя группа».
4. Музыкальные произведения: интернет источник — http://svlkmuusika.blogspot.ru/2010/09/blog-post_27.html
5. Физкультминутка: интернет источник — http://dohcolonoc.ru/fizicheskoe-vospitanie/435-podborka-fizkultminutok.html