Национальный вопрос. Опыт. Проблемы. Перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.11.2014

Статья просмотрена: 885 раз

Библиографическое описание:

Алипулатов, И. С. Национальный вопрос. Опыт. Проблемы. Перспективы / И. С. Алипулатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13387/ (дата обращения: 19.12.2024).

Сохранение межнационального согласия. Мирное сосуществование людей разных народностей, этносов в российском государстве. Взаимопонимание и терпимость друг к другу. Эти непростые вопросы в последнее время в центре особого внимания общественности и средств массовой информации.

На Северном Кавказе проблемы межэтнического развития и взаимодействия приобрели в период социальных трансформаций наиболее конфронтационный характер. Оценивая, этнополитические процессы в нашем регионе Глава Дагестана Р. Г. Абдулатипов подчеркивает, что за сравнительно короткий исторический период, совпавший с радикальными российскими трансформациями, народы нашего региона пережили немало трагических моментов. Соответственно, Северный Кавказ сконцентрировал в себе целые пласты исторически накопившихся проблем-страхов, обид и новых претензий. Неучтенные различия и несогласованные интересы представляют собой неснятые противоречия, которые и приводят к этнонациональным конфликтам. А в условиях многонациональности они тут же обретают этнополитический характер.

Дагестанское общество в последние годы быстро расслаивается на относительно обособленные кланы, взаимоотношения между которыми характеризуется высокой степенью негативизма и агрессивности. По мнению ученого-философа Османа Раджабова, отодвигая на задний план решения проблем межнациональных отношений, некоторые из авторов перестройки государства, особенно коррумпированные элементы, использовали их для разжигания межнациональной вражды, для дестабилизации обстановки в стране. В этих условиях демократия и гласность стали опасным оружием в руках не только тех, кто отстаивал единство нашего многонационального государства, но и тех, кто, прикрываясь вывесками и лозунгами, добивался его раскола на отдельные национальные государственные устройства и образования. [1 с.1]

Как отмечают политики, ученые и эксперты, в России после развала СССР долгие годы в силу разных причин наблюдалось обострение межнациональных проблем. На региональном и местном уровнях усилились такие тенденции, как рост межэтнической разобщенности и обособленности, увеличение политических и морально-психологических дистанций между народами вплоть до этнополитического сепаратизма, конфронтации и экстремизма. Эти процессы не могли не стимулировать рост ксенофобии и экстремизма. Только к началу 2000-х годов государству удалось преодолеть негативные последствия развала страны в общественно-политической, социально-экономической сфере добиться перелома ситуации и стабилизации этнополитической ситуации.

По словам депутата ГосДумы Гаджимета Сафаралиева, государственная национальная политика для России в наше время может стать стратегической линией деятельности государства и общества на долгосрочный период и должна являться важнейшим, постоянно действующим инструментом становления, поддержания и развития нашей многонациональной страны. – «Национальный вопрос не может быть решен раз и навсегда, потому что он существует в постоянно меняющихся социально-политических реалиях. Требуется анализ, мониторинг и ежедневное управление межнациональными отношениями, своеобразный этнополитический менеджмент. Необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляции политической борьбе», — считает он [2 с.2].

Совершенствование законодательства.

Сегодня, впрочем, и как много лет назад приходится с сожалением констатировать, что на федеральном уровне нет отдельной структуры, которая вплотную занималась бы только вопросами национальной политики. Нет четкой системы в этой важной работе и в многих регионах. Так, из 83 субъектов РФ только в 26 существуют отдельные министерства, комитеты или департаменты по национальной политике, в 32 регионах эта тема находится в ведении подразделений по взаимодействию с общественными организациями и органами местного самоуправления, в 12 регионах в управлениях или департаментах внутренней политики, в 8 регионах тема межэтнических отношений находится в ведении региональных органов образования и культуры, а в 5- в аппарате глав субъектов. И только в 53 в стране приняты региональные целевые программы в сфере гармонизации межэтнических отношений, профилактики этнополитического экстремизма.

По утверждению ряда экспертов, государственная национальная политика, особенно в таком многонациональном и многоконфессиональном регионе страны, как Северный Кавказ, не может быть реализована без координирующего органа деятельности этнополитических проблем регионов и страны в целом. Отсутствие системного мониторинга этнополитической ситуации в субъектах РФ бумерангом отражается как на проблемах межэтнических конфликтов, так и на создании атмосферы мира и согласия в нашем регионе.

Федеральный характер системы государственного устройства требует сегодня нового, более четкого сбалансированного подхода к определению предмета государственной национальной политики, формированию законодательных основ для ее целенаправленного осуществления.

Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашем регионе и в целом в стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования федерального законодательства. Это запрет на создание и деятельность общественных объединений направленных на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований.

Рамазан Абдулатипов, еще, будучи, председателем Совета Ассамблеи народов России, в 2012 году занимался разработкой законопроекта об ответственности руководителей за провоцирование межнациональных конфликтов или несвоевременную реакцию на них в подведомственных им территориях и коллективах. По его словам, за подобного рода заявления, чиновники должны отвечать по закону: — «Должна быть, во-первых, уголовная ответственность. Во-вторых, необходимо лишать права занимать руководящие должности в течение определенного периода. Потому что если человек провоцирует межнациональный конфликт в такой стране, как Россия, он должен работать один и желательно в отдельной камере», — отметил он [3 с.3].

Блокировать межнациональные конфликты нужно на местах, а местные власти предпочитают кабинетную работу, причем часто до них «не достучаться», раскритиковал чиновников Владимир Путин, совсем недавно на заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям в Уфе [4 с 3].

В последнее время особая роль в реализации государственной национальной политики отводится органам местного самоуправления, которые призваны выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов, формированию атмосферы межнационального согласия, воспитанию позитивного отношения к культуре, традициям и обычаям народов Российской Федерации.

Многих конфликтов можно было бы избежать, «если бы власть на местах прислушивалась к запросам и мнению людей, справедливо и оперативно решала их проблемы, – не раз отмечал в последние годы в своих выступлениях В. В. Путин. – Разовые «пожарные» меры по предупреждению межнациональных конфликтов неэффективны. Нужны системные методы и подходы, которые отражены в новой стратегии государственной национальной политики. И она начнет работать в полную силу лишь, когда будет востребована в регионах». Региональные планы должны отражать территориальную специфику.

На Конгрессе народов России, состоявшегося 18 октября 2013 года в Махачкале, руководитель республики Дагестан Рамазан Абдулатипов предложил внести на рассмотрение Госдумой ряд таких законопроектов, как «Об ответственности руководителя организации, учреждений за межнациональные конфликты», «Об ответственности родителей за участие несовершеннолетних детей в националистических экстремистских организациях», Об общих принципах посреднической, миротворческой деятельности в зонах межнациональных конфликтов», «О правовых механизмах постконфликтного строительства и другие. Все эти законопроекты будут представлены от имени конгресса.

Главный вывод, к которому пришли участники конгресса — национальный вопрос требует к себе особого подхода и внимания. И значительную роль в реализации государственной национальной политики играют совершенствование законодательства, выработка норм и правил, в соответствии с которыми в рамках Конституции Российской Федерации реализуются неотъемлемые этнокультурные права и потребности.

Национально-кадровая политика.

Одним из критериев обеспечения мира в Дагестане многие независимые эксперты считают занятость населения. Сегодня же многие наши соотечественники громко говорят о коррупции, взяточничестве, куначестве и несправедливости в кадровой политике.

По словам доктора политических наук, профессора Абдул-Насира Дибирова, политические партии сговариваются по многим кадровым назначениям на государственные должности. Именно в этих не простых условиях крайне важен не показной, а настоящий авторитет и достоинство руководителей страны, республики, а также муниципальных образований городов и районов, в т. ч. сельских поселений [5 с. 4]

Главным критерием в подборе и расстановке кадров должен стать профессионализм и пропорциональное представительство всех народов во властных структурах. Особенно это является целесообразным в условиях нашей республики, многонациональный состав которой диктует введение принципа назначения министров, руководителей республиканских министерств, ведомств, других государственных структур на заранее оговоренный срок 4–5 лет. После истечения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.

Депутат Народного Собрания РД Гази Газиев уверен, что при трудоустройстве на любом предприятии, в любой структуре, особенно в органах государственной и муниципальной власти в наших дагестанских условиях должна проводиться национально-кадровая политика.

— «Если первый руководитель — представитель одной национальности, то его заместители и другие ответственные работники должны быть обязательно другой национальности. Это, как показывает многолетняя практика, и создает благоприятный климат в коллективе, свидетельствует об интернационализме и политической, гражданской зрелости руководителя любого масштаба. При этом, конечно же, главным критерием остается профессионализм… и только потом другие качества» [6 с.5].

Антикавказская истерия в СМИ.

Самой серьезной причиной возникновения межнациональных конфликтов, а то и насильственных действий в их разрешении является навязывание массовому сознанию через СМИ стереотипов и предрассудков, неприязни к соседним народам.

По мнению экспертов, руководителей органов власти нередко столкновения возникают на бытовой почве. И если в них оказались втянуты люди разных национальностей, то экстремистские радикальные объединения сразу начинают нагнетать межэтническую напряженность. А СМИ и интернет-сообщество часто подхватывают и тиражируют раскрученную «национальную» версию. И тем самым сознательно или в силу низкой профессиональной квалификации еще больше усугубляют ситуацию».

Очевидно, что в деле просвещения, формирования толерантности и гражданской солидарности необходимо повысить роль таких социальных институтов, как средства массовой информации.

В конце ноября прошлого года в Пятигорске состоялся первый Форум СМИ Северного Кавказа под девизом «Современные медиа о современном Кавказе». Одной из главных целей, по мнению участников данного мероприятия, являлось налаживание горизонтальных связей среди журналистов и экспертов, представляющих разные регионы СКФО и начать совместное формирование объективного образа Северного Кавказа.

 Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, поставил четкую задачу перед чиновниками и масс-медиа: сделать так, чтобы о Дагестане в стране и мире говорили не только, как о горячей точке. И особо подчеркнул, что СМИ должны освещать только проверенную информацию: «Дагестан находится под тяжелейшим диктатом, который нам навязывают со всех сторон, вроде того, что мы самые агрессивные, самые отсталые. Если мы люди одной Родины, одной страны, нам не надо показывать друг на друга пальцем, а надо совместно работать», — заявил Рамазан Абдулатипов. [7 с.5].

Россия — наш общий дом.

Россия по-прежнему самая многонациональная страна. На её территории проживают больше 100 народов. Самая южная точка — Дагестан. Народы Дагестана составляют чуть больше 2 % населения.

Но опыт Дагестана в национальной политике уникален тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, — это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему делу Дагестану.

Дагестан — самая многонациональная республика России, но при этом здесь выработалась важнейшая традиция-иммунитет против межэтнических конфликтов. Исследователи твердо заявляют о самых разных факторах, препятствующие национализму в Дагестане и обуславливающие межэтническую толерантность, как основу ценностных ориентиров в политической жизни республики. Выделяется даже такой фактор, как удачное название республики, не связанное с названием какого-либо одного этноса. Это-географическое название, поэтому оно не вызывает отторжения в полиэтнической республике. Данный фактор играет существенную роль в формировании гражданской идентичности и препятствует этническому национализму.

В настоящее время основными целями государственной национальной политики должно стать формирования общегражданской идентичности и укрепления единства российской нации при обеспечении этнокультурного развития народов. Предстоит сложная, кропотливая работа. Задача современной государственной политики России заключается в укреплении духовной консолидации многонационального народа страны в единую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного и языкового многообразия.

 

Литература:

 

1.        Газиев Г. Материалы Всероссийской научной конференции «Дагестан и дагестанцы: взгляд на себя и взгляд извне» — Махачкала 8 ноября 2012 г.

2.        Дибиров А-Н. З. Партии, фронты, ополчения. Газета Дагестанская правда Махачкала 25 августа 2011 г.

3.        Заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Уфа 23 октября 2013 г.

4.        Заседание пресс-клуба при Главе РД — Махачкала, 13 февраля 2013 г.

5.        Материалы первого Форума СМИ Северного Кавказа «Современные медиа о современном Кавказе» Пятигорск 21–22 ноября 2013 г.

6.        Раджабов О. Р. Статья Некоторые аспекты межнациональных отношений в современных условиях; газета Дагестанская правда Махачкала, 9 октября 2010 г.

7.        Сафаралиев Г. К. Интервью газете «Новое дело» Махачкала, 24 июля 2012 г.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Дагестан, государственная национальная политика, Россия, Рамазан Абдулатипов, Северный Кавказ, конфликт, национальная политика, регион, главный критерий, Российская Федерация.


Задать вопрос