Понятие орфографической зоркости впервые исследовал известный ученый-методист второй половины XIX века В. П. Шереметевский. Под орфографической зоркостью он понимал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение заметить те места в слове, которые могут затруднить пишущего. То же содержание в данное понятие вкладывал и А. Д. Алферов, усматривавший источник орфографической слабости учащихся в «недостаточно воспитанной зоркости к форме слова». Об орфографической «слепоте» и грамматической «неповоротливости» как причинах безграмотности говорил и А.М Пешковский. Н. С. Поздняков указывал на то, что для орфографического усвоения слова важно «сосредоточить внимание пишущего на той его части, где заключается какая-нибудь орфографическая трудность». А. В. Текучев, Н. С. Рождественский, Н. Н. Алгазина, М. Т. Приступа, М. М. Разумовская, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, В. В. Репкин и многие другие методисты и психологи уделяли внимание орфографической зоркости как умению видеть любую трудность на письме независимо от характера восприятия орфограмм — зрительного или слухового.
В современной методике преподавания русского языка существует орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы» (с 60-х годов нашего столетия). Смысл его- обучение школьников орфографической зоркости. В связи с разработкой теоретической основы развития у школьников орфографической зоркости Н. Н. Алгизиной в 1965 г. этот термин был введен для обозначения условий выбора конкретной орфограммы. В 1970 году известный лингвист М. Т. Баранов уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и — одновременно — одно из условий выбора определенной орфограммы. Тогда же был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм, позже в усовершенствованном виде вошедших в справочные материалы учебника по русскому языку.
Однако современная школьная практика свидетельствует о том, что теоретические сведения об опознавательных признаках орфограмм и их типах не используется в современном учебном процессе. Так, исследование, проведенное Л. Ю. Комисаровой в 5–7 классах общеобразовательных и специальных школ Москвы в марте 1997 / 98 учебного года, обнаружило полное отсутствие у учащихся знаний об опознавательных признаках орфограмм и, как следствие этого, несформированность умения школьников различать опознавательные признаки орфограмм разных типов (лишь 0,5 % учащихся, принявших участие в исследовании, смогли определить опознавательные признаки орфограмм, в основном, небуквенного типа, при зрительном и 0,2 % — при слуховом восприятии текста). В связи с этим глубокую озабоченность вызывает и низкий уровень состояния умения учащихся 5–7 классов видеть отдельные орфограммы в словах и между словами, средний показатель этого умения колеблется в пределах от 26,4 до 30,3 %. «Многим учителям русского языка знакома история о том, что при переходе из начального звена в среднее дети, как правило, не умеют обозначать орфограммы». (Н.А Обрезко «Формирование навыка грамотного письма» (из опыта работы учителя)
Не хочется упрекать учителей начальных классов в недостаточной работе по выделению орфограмм, искать причины этого явления- но за мой 30-летний стаж работы в школе не встречала класса, состава обучающихся, которые знали бы, как обозначается безударная проверяемая гласная в корне слова, проверяемая согласная в корне слова, непроизносимая согласная и т. д. В лучшем случае ученики знают правила. Коллеги-языковеды солидарны со мной в этом мнении.
В предыдущие годы работы мне удавалось преодолеть эту «нелюбовь» к орфограмме- спасала высокая мотивация к обучению детей, старания родителей, самих обучающихся, но в прошлом году в 5 класс перешли 13 учеников, 11 из которых- мальчики. Многие из них, увидев, что надо «что- то там выделять одной, двумя чертами», обозначая при этом «ещё и часть слова(!)», определяя часть речи и т. д., расстроились и расписались в собственном бессилии. Все мои просьбы, увещевания были бесполезны.
Возникла проблема: орфограммы выделялись не всеми, не всегда, крайне неохотно, слабо, неправильно, а поэтому грамотность повышалась медленными темпами, если не сказать, понижалась, учитывая усложняющийся принцип построения программы. Вот некоторые наблюдения в виде диаграммы.
Итак, выяснилось: резервы развития умения учащихся видеть орфограммы на письме и определять на слух с опорой на опознавательные признаки орфограмм совершенно не реализуются при изучении орфографических тем.
Обращаясь к практике подобного опыта, обнаруживаем: специалисты ищут пути выхода из создавшегося положения (низкой орфографической грамотности), принимают действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Согласимся с их мнением: одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение «видеть» орфограммы.
«Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу». «Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный». Исходя из этого, понятна позиция ученика: знаю правило — умею выделять орфограмму. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм, поэтому понятно нежелание шестиклассников рассматривать слово как морфемную, словообразовательную, морфологическую единицу.
Как известно, трудный программный материал большого объёма, такой неоднородный по своему содержанию, возможно освоить при помощи игры. Эта идея позволила выдвинуть гипотезу: есть некий игровой подход, который поможет разрешить возникшую методическую проблему. Попробуем поставить цель: найти приём, метод работы с обучающимися, незатруднительный, интересный, который повысит мотивацию к обозначению орфограмм и тем самым будет способствовать повышению грамотности детей.
Исследуя возникшее противоречие, обсуждая с коллегами и обучающимися вопрос поиска форм работы по обозначению орфограмм, мне довелось активизировать такую игровую деятельность — открыть телефонную службу по названием «Домашний консультант». Суть игры состояла в том, что ежедневно (с 19–20 часов вечера) мне назначалось звонить детям, спрашивать, узнавать и рассказывать, как нужно подчёркивать гласные и согласные орфограммы, само собой, спрашивать правила, повторяя при этом учебный материал. В процессе разговора можно останавливаться, переспрашивать, ребёнку можно задавать дополнительные вопросы- и всё это не спеша и осознанно. Своего рода аудио-консультация работает безупречно, воздействующая на слух ребёнка и его образное восприятие. Чтобы качественно подготовить учеников по орфограмме «Безударная проверяемая гласная в корне слова», мне пришлось выписать из упражнений в учебниках с 5 по 9 класс все орфограммы на безударную проверяемую гласную в корне слова. Их оказалось около 150. Время от времени назначается зачёт по заданию из этих слов. Ошибок на проверяемую гласную в корне слова стало меньше. Таким же способом были обговорены орфограммы: «чередующаяся гласна в корне слова», проверяемая согласная в корне слова» и т. д.
Через некоторое время было замечено, что самые добросовестные из учеников не дожидаются звонка, как это было раньше, а звонят сами, интересуются, правильно ли они выделили орфограммы. Вскоре были выполнены все упражнения с пропущенными буквами в учебнике, и в дело пошли печатные карточки.
Этот выход на самостоятельную деятельность понравился ребятам, которые обсудили достижения и следующим этапом решили: домашними консультантами будут назначены уже те из учеников, которые правильно и быстро справляются с заданиями. Они будут иметь право печатать карточки, раздавать и проверять работы, проводя проверочные срезы. Причём, консультации можно получать и без учителя в школе, на переменах, и по телефону.
В дальнейшем мы запланировали классные конкурсы на лучшего знатока орфограмм. На доске записываются одинаковый блок из 8–12 слов с пропущенными орфограммами для 5–6 учеников и они одновременно находят и обозначают орфограммы. Когда ученики заканчивают работу, идёт проверка. Наглядная зрительная опора для учеников- зрителей тоже всегда даёт хороший результат. Это лишь один приём, демонстрирующий значимость и ценность знаний орфограмм. Таких методов каждый учитель русского языка в своей методической копилке имеет немало.
Во время декады русского языка, в праздники грамотности и т. д. можно предложить проведение общешкольного конкурса на знатока всех орфограмм (Кстати, сейчас ребята обдумывают ход проведения мероприятия, свои предложения и услуги по этому направлению).
Итак, стоит ещё раз обозначить этапы работы
1. Домашние телефонные консультации.
2. Задействование в консультационной работе учеников.
3. Проведение консультаций в школе на переменах и после уроков.
4. Проведение всяческих упражнений, конкурсов и состязаний грамотеев на уроках русского языка и во внеклассной работе (с поощрением отличившихся).
5. Проведение конкурсов грамотеев на общешкольном уровне (в форме олимпиад, конкурсов, игр и состязаний)
Мы видим, что в систему работы над повышением орфографической зоркости входит ряд мер, но тогда почему же проект назван «Домашний консультант»? Это вполне объяснимо: суть работы, начало её, сама отправная точка работы родились из этой идеи- телефонных консультаций.
Наблюдения, анализ проведённых мероприятий, проверка тетрадей показывают: у шестиклассников повысились мотивация к обучению, заметно возросли знания по знанию правил и грамотность. В борьбе за грамотность это средство оказалось хорошим.
Подведение итогов, выводы. Ценность проекта состоит в использовании принципов заинтересованности детей, добровольности поэтапности (по принципу от простого к сложному, от непонятного- к понятному).
Проект интересен также своей универсальностью: испробованные приёмы и методы можно применять в любых других классах и любых других учебных предметах, в том числе и при подготовке к экзаменам.
Проект полезен, значим для учеников и их родителей в социальном плане: занимаясь качественной подготовкой домашнего задания, общаясь с педагогом и сверстниками на научные темы, школьники ведут осознанный образ жизни, формируют личностные качества, что приведёт к высокой самореализации, самоопределению, а для некоторых может оказаться важным для профессионального определения.
Литература:
1. Н. Н. Алгазина Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5–8-х классов. М., Просвещение, 1965.
2. Е. В. Бельдина Развитие орфографической зоркости. Работа со слабоуспевающими учениками. // Начальная школа. — 2004 — № 3 — с. 35–40.
3. Д. Н. Богоявленский Очерки психологии усвоения орфографии. М., 1948.
4. Д. Н. Богоявленский Психология усвоения орфографии. — М., Л., 1925 г