Современные технологии — педагогические эксперименты или объективная потребность? В процессе своей деятельности заметила, что при традиционном обучении проявляется в большой степени активность учителя, раскрывается его индивидуальность, развиваются творческие особенности педагога, потому что многое возложено именно на его плечи: постановка цели, объяснение материала, контроль, оценивание деятельности ученика — все идет от учителя. Ребенок же при этом чаще пассивен, его индивидуальность или не проявляется, или подавлена, таланты остаются нераскрытыми, роль его — выслушать учителя, запомнить материал, зазубрить открытую кем-то истину — скучная работа. Каковы последствия? Снижение мотивации к учебе, успеваемости, качества знаний, поиск интересов за пределами школы и как следствие — формирование отрицательных качеств при общении с сомнительными компаниями или пустом времяпрепровождении. Как видим, проблемы серьезные. Выход? Есть! Использовать иной подход к ребенку в педагогической практике. Современные технологии (развивающего, проблемного обучения, проектной технологии, ИКТ) дают возможность это сделать.
Любовь к Родине начинается с трепетного, уважительного отношения к языку, поэтому основным для себя считаю формирование грамотной, правильной, красивой речи учащихся, при этом не создаю границ между русским языком и литературой, уроком и внеклассным мероприятием, работой учителя и классного руководителя, наставника младших и просто верного, надежного друга.
Русский язык — живая, развивающаяся система, сложная, гармоничная, беспредельно глубокая. Поэтому и уроки русского языка и литературы для меня — раскрытие детьми тайн языка, а не набор скучных тем и параграфов по ним. Этот взгляд на учебные предметы помогает решить проблемы снижения качества знаний, успеваемости, снижения интереса к школе. Главной задачей становится повышение мотивации к учебе, то есть пробуждение желания учиться. Каким образом? Предоставить ребенку самостоятельно идти по пути поиска истины. Ведь стремление к познанию, «любовь к познанию» — залог успеха как учителя, так и ученика. В этом смысле мне близко высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило» [1].
Работа по формированию самостоятельности, активности в поиске истины у ребенка веду системно как в урочной, так и внеурочной деятельности. На уроке этого добиться позволяют структура занятия, нестандартные формы уроков, разнообразные виды деятельности.
Развивающая и проблемная технологии выдвигают новые требования к структуре урока. Преимущества этого обучения вижу в возможностях, которые предоставляются как учителю, так и ученику: самостоятельная формулировка проблемы, а также цели и задач учащимися, поиск выхода из проблемной ситуации, самостоятельное открытие нового знания способами, которые выбирает сам ребенок, умение делать выводы и использовать их в качестве решения проблемы на практике.
Информационно-коммуникационная технология позволяет мне реализовать собственные творческие способности через создание презентаций, тестов для контроля знаний учащихся, «тестовых биографий» учеников 5–11 классов. Интересной эта работа кажется и учащимся, потому что многие школьники способны создать свой учебный материал, представить результаты своего труда, ведь язык компьютера близок и понятен современным детям.
Проявить свою индивидуальность и развить таланты ученику позволяет проведение нестандартных уроков. Сама стремлюсь разнообразить формы учебных занятий, провожу уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-диспуты и др. Для полного раскрытия потенциала каждого ребенка использую индивидуальную, фронтальную, групповую, парную работу учащихся.
Учителя замечают: в пятом классе ученики открыты, активны, легко идут на контакт. К старшим классам многие замыкаются в себе, стесняются высказать свои мысли, а ведь они у ребят есть. Разве не так? Согласна, некоторые говорят, но слишком правильно, словно автоматически повторяя за взрослыми, другие же — просто не могут выразить мысль словами. Анализ работ учащихся приводит к следующему выводу: старшеклассники не всегда способны выполнить комплексный анализ текста, испытывают сложности при написании собственных связных высказываний, затрудняются в подборе аргументов, допускают ошибки в использовании языковых средств, не имеют системы знаний о литературных нормах. Все это свидетельствует об отсутствии целенаправленной работы над формированием навыков создания качественного текста. Именно поэтому разработала собственную систему по развитию связной речи учащихся.
Мною организована работа по комплексному анализу текстов разных жанров. Ведь именно текст позволяет рассмотреть функционирование языковых единиц всех уровней, установить внутрипредметные, межпредметные связи, реализовать культурологический подход, связную речь учащихся, повысить орфографическую и пунктуационную грамотность.
Актуальным мне кажется обращение к жанрам публицистики, в которых поднимаются злободневные проблемы современности. Изучение специфики этих жанров позволяет учащимся понять законы создания газетного текста, познакомиться с образцами публицистического слова, на их примерах создать собственные произведения. Эта работа включает в себя несколько этапов:
I |
Знакомство с жанром публицистики, теоретическими сведениями о нем, жанрообразующими признаками, разновидностями. Сравнение данного жанра с другими (эссе — очерк, статья — рецензия, репортаж — заметка). |
II |
Обнаружение признаков жанра в текстах-образцах, определение темы, коммуникативного намерения автора, рассмотрение микротем текста-образца. Анализ художественно-публицистических средств, при помощи которых автор создает текст. |
III |
Самостоятельное создание текста изучаемого жанра. Обнаружение признаков жанра учащимися в своих работах. Анализ данных работ учениками и учителем. Подведение итогов. |
В связи с требованиями ФГОС наиболее актуальной становится учебно-исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД. Использование проектной деятельности предоставляет следующие возможности:
- проявление самостоятельности, творческого мышления, формирование метапредметных умений,
- активизация и формирование познавательных способностей, повышение мотивации,
- учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей каждого ученика.
Работа по проектированию и исследованию указала мне путь к самосовершенствованию, так как она выдвигает новые требования и к учителю, заставляя его быть мобильным, активным, неординарным, ведь роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться».
Частыми сегодня, к сожалению, оказываются новости об осквернении памятников: о них разбивают бутылки, на них делают надписи, пытаются разрушить. Бездумные и преступные действия подростков, безусловно, можно предупредить. Актуализировать эти злободневные проблемы помог проект «Бородино глазами юного поколения».
Меня волновал вопрос: как сохранить связь между поколениями, заложить в сознание школьников важность и ценность культурного наследия, величия подвига героев Отечественной войны 1812 года? Работая над этим проектом, учащиеся вновь обретенные знания, мысли и переживания выразили в газете, стихах-загадках (их было создано более 30), детских эссе.
Традиционными становятся в педагогической практике с собственным социальными инициативами. Одна из таких — акция «Сохраним реки чистыми». Она ориентирована на формирование у молодого поколения бережного отношения к миру природы, укрепление нравственных ориентиров учащихся.
На подготовительном этапе школьники знакомились с историей рек и водоемов, находящихся на территории Пермского края. Этот период длился несколько недель (август-сентябрь): учащиеся обращались к книгам, искали информацию в интернете, разговаривали со старожилами, собирали фотографии прошлых лет, делали фотографии в реальном времени. В процессе исследования была изучена «биография» многих рек Урала: Камы, Чусовой, Гайвы, Ласьвы, Косьвы, Данилихи, Колвы, Ульвы, Вильвы, Пожвы и др. В заключение юные исследователи представили свои работы — сочинения.
На основном этапе очищали берега некоторых рек, находящихся в нашем районе — Камы, Ласьвы, Оборинских озер. Мы делали несколько рейдов. Поделившись на небольшие группы, каждую субботу (сентябрь — октябрь) выходили на территорию, собирали мелкий и крупный мусор. Впечатления от работы учащиеся представили в творческой форме — стихотворениях. Все это время вели дневники наблюдений.
Агитационная и просветительская работа направлена на то, чтобы привлечь внимание людей к экологической проблеме загрязнения рек и водоемов. Мероприятия этого этапа (октябрь — декабрь): оформлены и распространены листовки, проведены радиопередачи о проблемах загрязнения рек по школьному радио и телевидению, классные часы на тему «Сохраним реки чистыми», конкурс «В каждой капельке жизнь» в детском саду № 252, выступили с агитбригадой «За чистую воду!».
На творческом этапе были организованы конкурсы плакатов, рисунков, книжек-малышек, фотографий, поделок, кричалок, литературных сказок, сочинений, песенного творчества.
Наша акция длилась с сентября 2013 по январь 2014 год, за это время школьники внесли существенный вклад в экологическое состояние окружающей среды, но главное — каждый осознал, что от его отношения к природе, от его активной работы зависит то, какой будет наша жизнь. Проявляя творческие и организаторские способности, учащиеся не только занимались саморазвитием, но и влияли на жизненную позицию тех людей, которые не задумывались о важности, актуальности экологических проблем.
Данная работа предоставила мне как учителю возможность развивать, совершенствовать языковые умения школьников, познакомить их с литературными произведения о воде, принципами создания крупных и малых жанров литературы, подтолкнуть к творчеству. Но самое главное, что все это происходило не только на уроках, но и в формате внеурочной деятельности, а потому и сами уроки, и жизнь школьников становилась намного интереснее.
Какие же качества формирую у школьников благодаря современным технологиям? Самостоятельность, активность, коммуникабельность, целеустремленность, гражданственность, уважительное отношение к родному языку, родной литературе. Это и есть, в моем понимании, качества Личности, способной создать светлое будущее России — процветающей и счастливой страны.
Литература:
1. http://www.b17.ru/article/15201/