Проект «Зимушка-зима».
Паспорт проекта.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки проведения:
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный работник.
Возраст детей: 5–6 лет.
Форма проведения: групповая.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — поэтому ему помогают педагоги. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно — образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Познакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно — исследовательской деятельности. В 5–6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Проектировочный компонент:
Цель: создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период.
- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
- Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Интеграция образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира, продуктивная (конструктивная) и исследовательская деятельность, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация, физическая культура, безопасность.
Интеграция видов деятельности:
Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методы организации познавательно-исследовательской деятельности:
- Словесные — беседа, создание ситуации поиска, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов.
- Наглядные — рассматривание иллюстраций о зиме.
- Практические — изготовление кормушки, аппликации (оригами, смешивание круп для кормления птиц, изготовление альбомов, опыты со снегом и водой.
Организационный компонент:
Интеграция областей Направление деятельности Содержание деятельности Сроки исполнения
Познание Конструирование из бумаги Оригами «Зимний лес»
Чтение художественной литературы Чтение произведений Сказки:
«Морозко», «12 месяцев», «Мороз Иванович», «Два мороза», «Снегурочка».
Заучивание стихов:
С. Есенин «Береза»….
Рассказы:
Н. Носов «На горке»….
Коммуникация Беседы
Рассматривание картин
Составление рассказов «Зимние забавы»;
«Зима» И. Шишкина
«Зимние развлечения»
Рассказ о прогулках с родителями; рассказ по картине «Зимние развлечения»
Социализация Пальчиковые игры
Дидактические игры «Посмотри на нашей ёлке…», «Раз, два, три, четыре, пять…».
«Времена года», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом»
Здоровье Беседы «Если хочешь быть здоров», «Виды закаливаний».
Безопасность Беседы о беседы о: правилах поведения на катке, при гололёде; об опасности хождения под козырьками крыш домов, построек; о вреде поедания снега, сосулек.
Ознакомление с окружающим Экспериментальная деятельность Эксперимент с водой, снегом и льдом.
Художественное творчество Рисование «Зима красавица, как ты мне нравишься»
Физическая культура Физкультминутки
Подвижные игры «На дворе у нас мороз…», «Мы на лыжах в лес идем».
«Два мороза»; «Дед мороз»; «Синие и желтые палочки».
Работа с родителями Консультация в родительский уголок.
Папка — передвижка.
Домашнее задание для родителей и детей «Слойность одежды», «Закаливание — зачем оно?»
«Приметы зимы и загадки».
«Покормите птиц зимой» -совместное (родители с детьми) изготовление кормушек.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
- Усиление ресурсного обеспечения группы.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Результаты реализации проекта:
- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом. — Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.
- Развитие творческих способностей детей.
- Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности.
- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.
- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В ходе реализации проекта наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам. Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми. Полностью справился со своей задачей и может быть рекомендован для использования в других группах детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Рисунки детей на свободную и заданную тему о зиме. «Зимний лес», «Деревья в зимних одеяниях», «Сказочный лес», «Такие разные снеговики», «Волшебница зима», «Снежинки», «Узоры на стекле».
- Конкурс стихотворений посвященных зиме
- Поделки из природного материала сделанные руками детей совместно с родителями
- Организация выставки детских рисунков «Зимушка — зима»
- Составление альбома «Свойства воды», «Атмосферные явления»
- Обновление дидактических игр для группы с помощью родителей «Времена года», «Плохое и хорошее настроение», «Когда это бывает?»
- Поделка совместно с родителями кормушек, для кормления птиц.