Социально-экономические преобразования, глобализация и модернизация, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социальную культурную жизнь, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения в сторону предпочтения ими материальных ценностей духовным. Нарушены преемственность ценностей поколений и духовное единство общества, моральных норм и нравственных установок, которые повлияли на духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи, переживающей период социализации и индивидуализации, освоения норм поведения и взаимоотношения с людьми.
В связи с этим особые требования предъявляются к образовательным учреждениям педагогического профиля, возрастает роль профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся в условиях высшей школы как интегративная форма теоретического и практического обучения, направленного на реализацию идеи духовно-нравственного возрождения России, ориентированного на современный национальный воспитательный идеал — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своего отечества (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).
Соответственно данной идее становится предположение о том, что эффективность формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников будет достигнута, если основным педагогическим средством станет служить содержание специальных дисциплин, структурированное как пространство нравственных значений. При этом основным педагогическим условием является технологическая и информационная поддержка у студентов устойчивого интереса к новому компетентностному аспекту их профессиональной подготовки. Данные педагогические меры позволяют обеспечить положительную динамику компонентов формируемого профессионально-значимого качества, определяющие теоретическую модель профессиональной подготовки бакалавров направления 050100.62 Педагогическое образование.
В контексте нашего исследования теоретическая модель подразумевает систему блоков, помогающих наглядно представить формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, обозначить существующие связи, увидеть внутренние отношения для получения новой информации об объекте исследования, отражающейся в следующих компонентах:
— личностный: мотивационный аспект, проявляется в побуждении к осознанной преобразовательной деятельности. Исходя из факторов мотивации, готовность студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся определяется формированием мотивационного напряжения (комплексом мотивов учебной деятельности) — потребность освоения профессиональных знаний и практических навыков. Определяя учебный материал, необходимо опираться на полученные знания, которые должны содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт в нравственном аспекте. Данный этап состоит из следующих учебных действий: решение педагогических ситуаций нравственного содержания и рассуждений, вводимых в контекст изучаемой темы; анализ педагогических задач как итог обсуждения педагогической ситуации. Эти задачи являются для студента выработанной стратегией для их дальнейшей профессиональной деятельности; рассмотрение вопросов самоорганизации, самоконтроля и самооценки возможностей по изучению конкретной темы. В данном случае мотивация будущего специалиста становится основой его профессиональной деятельности, т. е. способствует формированию личностного компонента готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников, системы профессиональных интересов и склонностей;
Ценностно-ориентировочный аспект личностного компонента определяет направленность и содержание профессионального самооопределения и профессиональной самореализации студента, определяющая личностный компонент готовности к духовно-нравственному воспитанию ученика;
- теоретико-методологический, объединяющий в себе содержательно-интегративный блок. Механизм познания и подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся интегрирует в себе ряд составляющих, объединенных в единый комплекс теоретико-методологических знаний: информационно-познавательных, социально-психологических, историко-культурных и прикладных, формирующих нравственную культуру и опыт студента. Рефлексивная деятельность будущего специалиста — самопознание собственных нравственных ценностей, самовосприятие знаний и опыта, связанного с нравственным самосовершенствованием, определяющее формирование теоретической, методологической готовности студента к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Предложенная схема структурных блоков познания соответствует этапам присвоения новой информации: целеполагание, планирование, построение ориентировочной схемы действий, деятельность как система конкретных действий и операций, рефлексия, оценка, коррекция. В соответствии с этапами присвоения новой информации формируется система мыслительных навыков профессиональной готовности студентов к данной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, сравнительная оценка. Мыслительные навыки студентов позволяют усваивать и перерабатывать информацию по духовно-нравственному воспитанию школьников, овладевать овладевают навыками и умениями применять полученную информацию, вырабатывать мотивацию дальнейшего приобретения информации, способствовать оценке рассматриваемого процесса.
- операционно-деятельностный компонент готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников включает действия и операции развития их нравственного сознания. Деятельностный аспект данного компонента предполагает овладение педагогической деятельностью. Поскольку духовно-нравственное воспитание ученика зависит от профессиональной позиции и опыта учителя, которые более всего проявляются в деятельности, то представляется целесообразным в структуре развития операционно-деятельностного компонента выделить четыре элемента деятельности — цель, средство, процесс и результат. Таким образом, в структуре подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся мы выделяем следующие позиционирующие факторы: потенциал (возможность осуществить будущим педагогом развитие нравственного сознания школьника); стратегии (реалистичность выдвинутых студентами целей и задач по духовно-нравственному воспитанию школьников); методическая обеспеченность образовательного процесса; результат и удовлетворенность достигнутым. Активная деятельность студентов проявляется в процессе педагогической практики, написании курсовой и дипломной работы, участие в исследовательских проектов. Развитие указанного компонента предполагает и поддерживает мотивацию овладения практическими умениями организовать процесс духовно-нравственного воспитания учащегося;
Оценочно-контролирующий аспект операционно-деятельностного компонента связан с анализом деятельности, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Он основывается на новой междисциплинарной области знания — акмеологии, науке о профессиональном мастерстве, изучающей механизм повышения компетентности, выделения закономерностей и факторов совершенствования и достижения наивысшего профессионального уровня. Цель профессиональной деятельности — достижение акме — вершины самореализации личности, развития всех качеств личности, отражающихся в профессиональной компетентности будущего специалиста. Формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников — это процесс сложный, длительный, развернутый во временном пространстве, на который оказывает активное воздействие значительное число социальных и педагогических факторов. Одним из них являются интерактивные субъект-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса, основанные на конъюнкции. На ее основе в образовательном пространстве вуза возникает благоприятное взаимодействие преподавателя и студента, формирующее нравственные ценности и адекватные им ценностные ориентации.
В соответствии с выявленной структурой формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьника нами рассматривается как блочно-модульный тип процесса, позволяющий гибко создавать, обновлять или заменять отдельные взятые модули компетенций; блоки теоретико-методологической информации, прогностических и индивидуализированных методов, интегративных и вариативных форм; ситуаций активизации познавательной деятельности; комплексных педагогических задач, системы принципов, способов анализа и я и самооценивания, контроля и самоконтроля. В данном случае модульность программы обучения, основанная на компетентности (модульно-компетентностный подход), предполагает интерактивные формы подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников и иерархию следующих междисциплинарных модулей: общепрофессиональной, предметной и интегративной дополнительной подготовки, включая организационно-методический, содержательно-интегративный, практико-ориентированный, ценностно-ориентационный и смысло-деятельностный блоки [3, с.7].
Нами произведены перераспределение и систематизация учебного материала (на основе четкого поэтапного целеполагания) с учетом его логической дифференциации по основанию компонентного состава формируемой готовности на три модуля: педагогической подготовки с преобладанием информационно-компетентностного базиса (развитие личностного компонента готовности); модуль специализированной подготовки с преобладанием деятельностно-творческого базиса (развитие теоретико-методологического компонента); модуль дополнительной подготовки с преобладанием проективно-стратегического базиса (развитие операционно-деятельностного компонента готовности). Эти модули содержательно и процессуально преемственно связаны между собой, что отражено в системе объединенных в блоки дисциплин на каждом этапе; распределенной по блокам учебной информации и совокупности форм обучения, традиционных методов и интерактивных технологии.
Для бакалавров направления 050100.62 Педагогическое образование профиль Технологическое образование в Кубанском государственном университете нами предложена и апробирована модель педагогического процесса, целью которой было формирование готовности будущего специалиста к духовно-нравственному воспитанию у школьников.
Структура собственно процесса формирования готовности будущего бакалавра, разработанная в результате теоретического анализа и проведенных опросов, представляет собой следующую взаимосвязь:
Диагностико-аналитический блок — система диагностических методик для каждого компонента готовности студента к данной деятельности. А также начальный этап — разработка программы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников — проектировочный блок, предполагающий определение основных модулей обучения, их интеграции, создание образа нравственного человека.
Организационно-методический блок определяет выбор того или иного метода обучения и формирования готовности студентов к новому аспекту педагогической деятельности. Аудиторные часы предполагают усиление наиболее ярких личностных и профессиональных качеств будущего специалиста и коррекцию слабых. Именно такая стратегия дает наибольший эффект. Теоретический и практический раздел «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами учебной дисциплины» в общепрофессиональных дисциплинах, а также дисциплинах предметной подготовки, специализации и курсах по выбору, участие в круглых столах формируют личностный, теоретико-методологический компонент готовности будущих учителей к данной деятельности, которые стали основой содержательно-интегративного блока. Данный блок основан на дидактической системе ориентационно-дискурсивной технологии [2, с.75], как интегративного способа профессионально-речевого взаимодействия субъектов образовательного процесса, целью которого выступает формирование у обучающихся одновременно этических убеждений и умений построить обусловленное ими ценностно-смысловое высказывание как программируемое социальное действие относительно новых противоречивых социокультурных явлений. Обязательным результатом в процессе их подготовки к новому аспекту их будущей деятельности — повышение уровня профессиональной компетенции, в той ее части, которая связана с осознанием значимости нравственных принципов и норм жизни, любого вида труда, усвоением наиболее типичных ситуаций духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения.
Прохождение педагогической практики, проведение студентами опытно-экспериментального исследования входят в практико-вариативный блок, который интегрируется с теоретическими и методологическими знаниями, полученными ими в содержательном блоке, основанном на конвенционально-деятельностной технологии [1, с.743] — умении направлять школьников на поиск нравственных смыслов различных видов деятельности; подготовить школьников к нравственному выбору и его пошаговой поведенческой реализации в проектируемых педагогом проблемных ситуациях трудовой деятельности.
Аналитико-результативный блок отражает результаты деятельности студентов по духовно-нравственному воспитанию школьников, которые раскрываются при защите практики, курсовых и дипломных проектов, в выступлениях на конференциях. Именно этот блок выявляет активность будущего специалиста в процессе организации духовно-нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе.
Данный блок направлен на актуализацию, систематизацию и закрепление теоретических знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся; формирование опыта исследовательской деятельности в аспекте изучаемой проблемы; практическое овладение формами и методами работы по духовно-нравственному воспитанию школьников и самосовершенствования как будущего учителя. Данные этапы проектирования педагогической ситуации отчетливо проявляют воспитательную позицию будущего учителя, его профессиональную готовность к духовно-нравственному воспитанию школьника.
Итогово-коррекционный блок определяет успех профессиональной деятельности будущего учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников, отражающийся в его личностном, теоретико-методологическом и операционно-деятельностном компонентах готовности.
Таким образом, теоретическая модель формирования готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников, структурно представляет: преемственной взаимосвязью диагностического и проектировочного компонентов педагогической деятельности; нравственно выраженным содержанием профильной образовательной программы, основанной на модульно-компетентностном подходе с инновационными блоками: организационно-методическим, содержательно-интегративным, практико-вариативным, аналитико-результативным, итогово-коррекционным; интерактивными технологиями, ориентированными на осознание личности духовно-нравственных ценностей; совокупностью нравственно-активизирующих педагогических условий.
Литература:
1. Хентонен А. Г. Применение конвенционально-деятельностной технологии в формировании готовности будущего учителя технологии к развитию нравственного сознания школьников // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 743–746.
2. Хентонен А. Г. Применение ориентационно-дискурсивной технологии в формировании готовности будущего учителя технологии к развитию нравственного сознания школьников // ФӘн-наука. — 2012. — № 3. — С. 75–77.
3. Хентонен А. Г. Формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к развитию нравственного сознания у школьников: автореф. дис… канд. пед. наук. — Краснодар, 2011. — 22 с.