Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.11.2014

Статья просмотрена: 2399 раз

Библиографическое описание:

Лятифова, Л. В. Инклюзивное образование / Л. В. Лятифова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13503/ (дата обращения: 18.12.2024).

Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…

Кофи Аннан. 1998

 

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Инклюзивное образование — это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

Инклюзия (от inclusion — включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.

Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Актуальность проблемы.

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Л. Н. Толстой.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить». Жан Ванье. «Из глубины»

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным актом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми — это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говориться, что «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

-          Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

-          Каждый человек способен чувствовать и думать

-          Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

-          Все люди нуждаются друг в друге

-          Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

-          Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

-          Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

-          Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение — это не интеграция:

-          Включение — это больше, чем интеграция

-          Молодые люди учатся вместе в обычной школе.

-          Специалисты приходят помогать детям.

-          Обычные школы изменяются.

-          Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.

-          Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные.

-          Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.

-          Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

-          Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.

Включение — это:

-          НЕТ специализированных классов в обычной средней школе

-          НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки.

-          НЕТ присутствия детей 1–2 часа в день в средней школе.

-          НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

-          Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

-          Инклюзия — это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

-          В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

-          Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

-          Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику

-          Всесторонне планируйте инклюзию

-          В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы

-          Включайте родителей

-          Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников

-          Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т. п.)

Законодательные ресурсы:

-          Конституция Российской Федерации

-          Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1

-          Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

-          Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

-          Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

-          Все ученики равны в школьном сообществе

-          Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

-          У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

-          Планируется и проводится эффективное обучение

-          Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников

-          Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

-          Семьи активно участвуют в жизни школы

-          Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

-          Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

-          Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

-          Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

-          Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

-          Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

-          Составлена с целью повышения успешности ученика

 

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

-          он достаточно гибок;

-          ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

-          он уважает индивидуальные различия;

-          он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

-          он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

-          он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

-          У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

-          Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

-          Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

-          Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

-          Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

-          Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

-          Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:

Инклюзивные сообщества включают:

1.         Изменение взглядов в целом: «Разнообразие включает каждого»

2.         Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения — чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается

3.         Возможность для каждого быть успешным

Социальные изменения:

1.         Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным

2.         Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе

3.         Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта

4.         Действие отличается от убеждений и теории!

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях — конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школ

 

Литература:

 

1.         Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М.: Просвещение, 2009.

2.         Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. — М.: Просвещение, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, инклюзивное образование, образование, ребенок, ученик, школа, Возможность, инклюзивная школа, потребность, Российская Федерация.


Задать вопрос